Метод потенциалов
Лекция 2
Решение транспортной задачи любым способом производится на макете. Макет для применения метода потенциалов имеет следующий вид (табл. 5).
Основная часть макета выделена двойными линиями. Она содержит клеток. Каждая клетка в этой части обозначается символом (i, j). Например, клетка, стоящая во второй строке и первом столбце, будет обозначена (2, 1). Макет содержит в себе матрицу тарифов. Назначение строки vj и столбца ui будет выяснено в дальнейшем.
Прежде чем приступить к изложению метода, рассмотрим некоторые предварительные понятия.
Произвольную совокупность клеток в макете называют набором. Цепью называется последовательный набор клеток, в котором каждые две соседние клетки расположены в одном ряду (строке, столбце), причем никакие три клетки в одном ряду не располагаются.
Таблица 5
Макет для метода потенциалов
Пункты назначения Пункты отправления Vj Ui | B1 | B2 | … | Bj | … | Bn | Запасы груза | |
A1 | с11 х11 | с12 х12 | … | с1j х1j | … | с1n х1n | a1 | |
А2 | с21 х21 | с22 х22 | … | с2j х2j | … | с2n х2n | a2 | |
… | … | … | … | … | … | … | … | |
Аi | сi1 хi1 | сi2 хi2 | … | сij хij | … | сin хin | ai | |
… | … | … | … | … | … | … | … | |
Аm | сm1 хm1 | сm2 хm2 | … | сmj хmj | … | сmn хmn | am | |
Потребности в грузе | b1 | b2 | … | bj | … | bn |
Пример цепи приведен в табл. 6. Прямые, соединяющие взятые клетки, пересеклись, но так как клетку в пересечении мы не берем, правило цепи не нарушается.
Если последняя клетка цепи расположена в одном ряду с первой, то такая замкнутая цепь называется циклом. Пунктиром цепь из табл. 6 достраивается до цикла табл. 7.
Таблица 6 Таблица 7
Цепь Цикл
Теорема 1. Пусть в макете (матрице) из m строк и n столбцов произвольно отмечено m+n клеток, причем . В этом случае всегда можно построить цикл, вершины которого лежат в отмеченных клетках (может быть не во всех).
Замечание. Числа m и n целые, и для них не всегда будет выполнено неравенство . Если одно из этих чисел — единица, это неравенство не выполняется. Например, при m = 3, n = 1 имеем 3+1 > 3•1. Однако при m = 2 и n = 2 будет 2+2 = 2•2, а при m и n, одновременно больших двух, неравенство всегда выполняется. Условие исключает случаи матриц с одной строкой или одним столбцом, в которых вообще цикла построить нельзя.
Допустимый план X(xij) называется ациклическим (нециклическим), если набор клеток с отличными от нуля, компонентами плана xij > 0 не содержит ни одного цикла.
Если в ациклическом плане X (xij) число положительных компонент
(остальные компоненты — нули), то элементы cij матрицы тарифов из набора клеток, в которых расположены xij > 0, будем называть базисными (Х-отмеченными).
Если же число положительных компонент плана
,
то к клеткам, занятым положительными xij, добавляем недостающие до (m + n – 1) из нулевых клеток, лишь бы присоединенные клетки вместе с уже взятыми не допускали циклов. Тарифы cij всех взятых клеток, равно как и сами клетки, включаются в число базисных.
Больше (m + n – 1) число компонент ациклического плана не может быть, так как уже при N = m + n по теореме 1 всегда из выбранных клеток можно построить цикл.
Теорема 2. Если для некоторого плана X = (xij)mxn транспортной задачи можно подобрать систему из m + n чисел u1, u2, ... , um; v1, v2 , ... , vn, удовлетворяющую следующим условиям:
(1)
для всех , а для xij>0
(2)
то план X будет оптимальным.
Числа ui, vj называются потенциалами пунктов отправления и пунктов назначения; условия (1) и (2) называют условиями потенциальности плана X.
К каждой клетке (i, j) относятся два потенциала: i-гo пункта отправления ui и j-го пункта назначения vj. Условия потенциальности словесно можно сформулировать так: разность потенциалов для всех без исключения клеток должна быть меньше или равна тарифу, а для базисных клеток она должна быть точно равна тарифу. План, удовлетворяющий этим условиям, называется потенциальным.
С учетом такой терминологии основную теорему можно изложить короче: если некоторый план транспортной задачи потенциален, то он оптимален и наоборот.