Метод потенциалов

Лекция 2

Решение транспортной задачи любым способом производится на макете. Макет для применения метода потенциалов имеет следующий вид (табл. 5).

Основная часть макета выделена двойными линиями. Она содержит клеток. Каждая клетка в этой части обозна­чается символом (i, j). Например, клетка, стоящая во второй строке и первом столбце, будет обозначена (2, 1). Макет содер­жит в себе матрицу тарифов. Назначение строки vj и столбца ui будет выяснено в дальнейшем.

Прежде чем приступить к изложению метода, рассмотрим некоторые предварительные понятия.

Произвольную совокупность клеток в макете называют на­бором. Цепью называется последовательный набор клеток, в ко­тором каждые две соседние клетки расположены в одном ряду (строке, столбце), причем никакие три клетки в одном ряду не располагаются.

 


Таблица 5

Макет для метода потенциалов

Пункты назначения   Пункты отправления Vj Ui B1 B2 Bj Bn Запасы груза
           
A1   с11 х11 с12 х12 с1j х1j с1n х1n a1
А2   с21 х21 с22 х22 с2j х2j с2n х2n a2
 
Аi   сi1 хi1 сi2 хi2 сij хij сin хin ai
 
Аm   сm1 хm1 сm2 хm2 сmj хmj сmn хmn am
Потребности в грузе b1 b2 bj bn

 

Пример цепи приведен в табл. 6. Прямые, соединяющие взятые клет­ки, пересеклись, но так как клет­ку в пересечении мы не берем, правило цепи не нарушается.

Если последняя клетка цепи расположена в одном ряду с пер­вой, то такая замкнутая цепь на­зывается циклом. Пунктиром цепь из табл. 6 достраивается до цикла табл. 7.

 

Таблица 6 Таблица 7

Цепь Цикл

                 
               
                   
                   
               
           
               
           
         
                 
               
                   
                   
                   
           
                 
           
             
             

 

Теорема 1. Пусть в макете (матрице) из m строк и n столбцов произвольно отмечено m+n клеток, причем . В этом случае всегда можно построить цикл, вершины которого лежат в отмеченных клетках (может быть не во всех).

Замечание. Числа m и n целые, и для них не всегда будет выпол­нено неравенство . Если одно из этих чисел — единица, это не­равенство не выполняется. Например, при m = 3, n = 1 имеем 3+1 > 3•1. Однако при m = 2 и n = 2 будет 2+2 = 2•2, а при m и n, одновременно больших двух, неравенство всегда выполняется. Условие исключает случаи матриц с одной строкой или одним столбцом, в которых вообще цикла построить нельзя.

Допустимый план X(xij) называется ациклическим (нецикли­ческим), если набор клеток с отличными от нуля, компонентами плана xij > 0 не содержит ни одного цикла.

Если в ациклическом плане X (xij) число положительных компонент

(остальные компоненты — нули), то элементы cij матрицы тари­фов из набора клеток, в которых расположены xij > 0, будем называть базисными (Х-отмеченными).

Если же число положительных компонент плана

,

то к клеткам, занятым положительными xij, добавляем недостаю­щие до (m + n – 1) из нулевых клеток, лишь бы присоединен­ные клетки вместе с уже взятыми не допускали циклов. Тарифы cij всех взятых клеток, равно как и сами клетки, включаются в число базисных.

Больше (m + n – 1) число компонент ациклического плана не может быть, так как уже при N = m + n по теореме 1 всегда из выбранных клеток можно построить цикл.

Теорема 2. Если для некоторого плана X = (xij)mxn транспортной задачи можно подобрать систему из m + n чисел u1, u2, ... , um; v1, v2 , ... , vn, удовлетворяющую следующим условиям:

(1)

для всех , а для xij>0

(2)

то план X будет оптимальным.

Числа ui, vj называются потенциалами пунктов отправления и пунктов назначения; условия (1) и (2) называют условиями потенциальности плана X.

К каждой клетке (i, j) относятся два потенциала: i-гo пункта отправления ui и j-го пункта назначения vj. Условия потенциаль­ности словесно можно сформулировать так: разность потенциа­лов для всех без исключения клеток должна быть меньше или равна тарифу, а для базисных клеток она должна быть точно равна тарифу. План, удовлетворяющий этим условиям, называется потенциальным.

С учетом такой терминологии основную теорему можно изложить короче: если некоторый план транспортной задачи потенциален, то он оптимален и наоборот.