Социально-экономические преобразования и государственно-административные реформы первой четверти XVIII века.

Противоречивость итогов петровских реформ.

Социально-экономические преобразования и государственно-административные реформы первой четверти XVIII века.

Россия в эпоху Петра Великого.

Особенности развития России в XVIII в.

 

Существует давняя традиция выделения ХVIII в. как отдельного, целостного в экономическом, общественном и культурном отношениях. Это поистине «новый» период нашей истории. Историки культуры считают, что хронологическими гранями того явления, которое мы называем «ХVIII век», нельзя считать точные границы века. В качестве начальной даты они принимают 1690-е годы, когда новые явления в культуре стали складываться в целую систему, а в качестве конечной - Отечественную войну 1812 г. как первое «общее историческое действие русской нации». Дореволюционные историки противопоставляли «московский» период «петербургскому», или «царский» - «императорскому».

К началу XVIII в. перед россиянами встают новые неотложные задачи. К ним следует отнести объективную потребность в развитии промышленности и внешней торговли, науки и образования, и стремление не только отстоять свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитой, Турции, но и утвердиться в ранге сильной европейской державы.

Реализация этих задач пришлась на период правления и государственной деятельности Петра I (1689–1725), царя-реформатора, первого российского императора.

После смерти Петра I верховная власть достаточно быстро переходила из рук в руки людей, многие из которых имели весьма сомнительные права на русский престол. Трон становился игрушкой в руках враждующих партий, а монархи, занимавшие его, передавали дела управления государством своим фаворитам, чаще всего использовавшим это доверие в своих корыстных целях. Поэтому время от смерти Петра I до воцарения Екатерины II в истории называют эпохой дворцовых переворотов, эпохой временщиков.

В этот период во многих сферах жизни государства и общества нарушается порядок, созданный Петром. Последовательно укреплялся статус дворянства, оно освобождалось от тягот государственной службы. Особенно наглядно продворянский характер политики русского правительства проявился при Екатерине II (1762–1796), объявившей себя преемницей Петра Великого.

 

 

 

 

ХVIII век открывается сложной и противоречивой эпохой петровских реформ. Будущий великий преобразователь родился 30 мая 1672 г. от брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Большое и негативное влияние на его формирование оказала борьба, которая развернулась при дворе. В 1676 г. престол был передан старшему сыну Алексея Михайловича – Федору Алексеевичу. Тот правил до 1682 г. Тогда престол оказался в руках родственников царя от второго брака – Нарышкиных. На нем сидел 10-летний Петр. Однако Милославские (родственники Алексея от первого брака) сумели нанести ответный удар. В мае 1682 г. им удалось инспирировать стрелецкий бунт. Стрельцы, «служилые люди по прибору», были значительное время одной из главных военных сил государства. В конце ХVII в. положение их ухудшилось, постоянно находились поводы для недовольства условиями службы. На русском престоле стараниями Милославских к нему присоединился Иван – сын Алексея от первого брака, теперь они царствовали вместе. В 1689 г. «двоевластие» закончилось. Петр стал «самодержцем».

Петр был на троне «революционером». Конечно «революционность» эта была своеобразной. Оборотной стороной ее был режим абсолютистской власти, который до Петра никогда не достигал такой интенсивности. Одним из ключевых понятий в мировоззрении Петра было понятие «служба», которая понималась как служение государству. С государством он отождествлял самого себя. В его деяниях было много черт западноевропейского рационализма. Здесь его практицизм. Нельзя отрывать Петра и от родной почвы. Во многом эта личность была порождением предшествующего развития России. Идея патернализма, т.е. убеждение в том, что только он знает достоверно, что нужно народу, уходят своими корнями в ХVI-ХVII вв.

Петровские реформы, являясь, по сути продолжением политики западничества в России, оказались глубже, чем все предыдущие, по своему влиянию на русские стереотипы поведения. Но и при Петре в известном смысле была продолжена русская традиция ХVII в.

Для начала ХVIII в. трудно разделить внутреннюю и внешнюю политику, развитие экономики и выход России на широкую арену международных отношений. Многие мероприятия в области экономики инспирировались войной, но и сама война была необходима для дальнейшего экономического развития государства. Отсюда одна из уникальнейших черт опыта российских реформ заключалась в том, что проводились они в экстремальной ситуации Северной войны. Общеизвестно, что для дальнейшего успешного осуществления реформ требуется политическая стабильность внутри страны и отказ от активной внешней политики. В России все обстояло совсем иначе. Поэтому обстановка военного времени наложила свой отпечаток на содержание и на ход реформационных процессов. На путь модернизации Россия вступала крайне осторожно. В России по преимуществу использовался опыт ведущих западных держав, который навязывался стране сверху, по инициативе наиболее дальновидных государственных деятелей («европеизация» или «вестернизация» России).

После Смуты Московия была лишена выхода к морям и рассматривалась не как конкурент, а как поставщик хлеба, меха. Сначала внешняя политика петровского правительства имела ту же направленность, что и в предшествующий период. Это было движение России к югу. Сложная ситуация на юге страны преграждало России дорогу к торговле на Черном и Средиземном морях, препятствовало экономическому развитию страны. Проявлением этой «южной» внешнеполитической линии были походы Голицына на Крым и Азовские походы Петра. Второй поход был удачным. 19 июля 1696 г. пала турецкая крепость Азов, хорошо укрепленный форпост турок, запиравшая выход из дона в Азовское море. На Азовском море была основана крепость Таганрог. Азовское море сообщается с Черным через Керченский пролив, а Керчь и Тамань находились в руках турок и татар. Взяв Азов, логично было начать отвоевывать выход из Азовского в Черное море, то есть, подобно Голицыну, попытаться захватить Крым. Но, ведь даже завоевав Крым и получив выход в Черное море, Россия не стала бы средиземноморской державой. Для настоящей конкуренции в Средиземном море с венецианцами и англичанами русским необходимо было получить проливы Босфор и Дарданеллы, то есть, захватить Стамбул. Об этом не могло идти речи в конце ХVII в. Итоги русско-турецкой войны для России не были блестящими. Россия присоединила себе территорию от Дона до Запорожья.

Для поисков союзников на Западе Петр организовал «великое посольство» из 250 человек во главе с Лефортом и Головиным. Под именем Петра Михайлова поехал и сам государь. В марте 1697 г. оно тронулось в путь. Путь посольства пролегал в основном по протестантским странам Северной Европы: Курляндии, Бранденбургу, Голландии, Англии. Петр встретился с польским королем и саксонским курфюрстом Августом II. В ходе него нашлись союзники для борьбы со Швецией. Для Голландии и Англии самой насущной задачей являлась тогда борьба с Францией. Переговоры с ним положили основание Северного союза против Швеции.К нему присоединилась и Дания. В 1699 г. был оформлен союз между Россией, Саксонией и Данией (в 1716 г. в союз вошли Речь Посполитая, Пруссия и Ганновер). Петр, на которого упорядоченная, комфортная жизнь Голландии произвела глубокое впечатление, был захвачен великими планами: сделать из России такую же цивилизованную державу, построить такой же морской флот и развить коммерцию правда для воплощения мечты приходилось начинать воевать со Швецией за выход к Балтийскому морю, но это считалось задачей своевременной и благородной. Борьба за выход к Балтике давно уже была одним из важнейших направлений русской внешней политики. Балтийское «окно в Европу» должно было послужить решению многих насущных экономических и политических задач, стоявших перед Россией.

Война со Швецией (1700-1721 гг.)и получившая название «Северной», началась в 1700 г. с поражения России под Нарвой. Основной театр военных действий переместился на юг, на территорию Украины. В сентябре 1708 г. под Лесной произошла известная битва. 27 июня 1709 г.состоялась знаменитая Полтавская битва, ставшая переломным моментом в ходе Северной войны. Шведы под Полтавой были разгромлены. Полтавская битва поставила точку в истории воссоединения Украины с Россией.

Карлу ХII удалось поднять против России Турцию. Состоялся неудачный Прутский поход русской армии (пришлось отдать Азов и временно отказаться от борьбы за Черное море). Однако русской дипломатии удалось заключить мир с Турцией. Театр военных действий перенесся на Балтику. 27 июля 1714 г.русский флот одержал блестящую победу над шведами при мысе Гангут. Были заняты Аландские острова. В 1720 г. при Гренгаме шведский флот вновь был разгромлен. Создание и укрепление мощной регулярной армии и флота явилось решающим условием победы России в Северной войне со Швецией. В итоге 30 августа 1721 г. в финском городе Ништадте был подписан мирный договор, по которому к России отошли Эстляндия, Лифляндия с Ригой, Ингерманландия, часть Карелии (Выборг и Кексгольм), ряд островов в Балтийском море. Завершение Северной войны разрешило одну из важнейших исторических задач – был завоеван выход в Балтийское море, где в устье Невы был заложен 27 мая 1703 г. Санкт-Петербург, будущая столица Российской империи. Это не только создало необходимые условия для развития России, но и способствовало укреплению ее позиций в мире. Устье Невы, где возник Петербург, с давних времен относилось к Новгородской земле. По Столбовскому миру со Швецией Приневье отошло к Швеции и стало называться Ингерманландией. Военные победы и рост экономической мощи укрепили международный авторитет России. Она стала одной из ведущих европейских держав. С ней стали считаться. В 1712 г. в Петербург из Москвы переехал Двор с центральными административными учреждениями (Правительствующий Сенат) и дипломатический корпус (специального указа, объявлявшего новый город столицей, не было). Петербург фактически стал столицей России. В Петербурге быстро развивалась производственная инфраструктура, связанная с обслуживанием нужд армии, флота, государственных учреждений, двора, строящегося города. Петербург на глазах одного поколения превратился в крупнейший центр российской внешней торговли.

В 1723 г. к России отошли иранские прикаспийские провинции с городами Дербент, Решт и др.

Первоначальной побудительной причиной петровских преобразований стали крайне неблагоприятные обстоятельства, в которых оказалась страна после неудачного начала Северной войны. Недееспособность старой армии состоявшей из дворянского ополчения, остатков стрелецких войск, полков «нового строя», казаков, сказалась в самом начале Северной войны – в битве под Нарвой 18 ноября 1700 г.

Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Следует брать в расчет личность самого Петра, влияние затяжной, тяжелой войны (неслучайно реформы в стране начались с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией. Петр понял причину неудач и хронических поражений армии и решил изменить фундамент, на котором строилась военная организация. Петр предпринял меры по формированию регулярной армии. Сигналом к этому послужил роспуск стрелецких полков в 1699 г., после подавления их бунта. Первоначально для создания регулярных полков использовали два способа: прием всех желающих – волонтеров, кроме крестьян; набор «даточных», т. е. тех крестьян, которых обязан поставить помещик в армию в соответствии с установленными пропорциями. Военная реформа стала одной из самых главных в преобразовательной деятельности Петра I. Сущность ее заключалась в создании регулярной армии и военно-морского флота на основе новой системы комплектования; подготовки командных кадров; единообразных организационной структуры, вооружения, обмундирования; введения уставов, учреждения наград.

Объявленный Петром I новый рекрутский набор в армию позволил к весне 1701 г. сформировать 10 драгунских полков по 1 тыс. человек. Переход к рекрутской системе комплектования армии из расчета по 1 человеку с 20-25 крестьянских дворов (у дворян забирали крестьян и холопов в солдаты на 25 лет, то есть практически навечно) давал стране около 30 тыс. новобранцев в каждый набор. Рядовой состав набирался из крестьян и посадских людей, командный – из дворян, которых производили в офицеры после обязательной солдатской службы в гвардейских полках. С 1705 г. рекрутские наборы стали ежегодными. Численность регулярных войск была увеличена с 60 до 200 тысяч человек. Преображенский и Семеновский полки превратились в своеобразные офицерские школы наряду с открытой под руководством Петра I Навигацкой школой, которая занималась подготовкой морских офицеров. Необходимо отметить весомый вклад в формирование офицерского и высшего командного состава иностранных военных специалистов, обретших в России свою вторую родину. В их число входили генералы П. Гордон, Р. Боур, Я. Брюс, А. Вейде, Н. Алларт, К. Ренн, П. Ласси; адмиралы Ф. Лефорт, К.Крюйс и др.

В 1716 г. был издан Воинский устав. Порядок прохождения службы в армии определялся «Табелью о рангах». Сам Петр I подал личный пример прохождения военной службы, начав с барабанщика и бомбардира. Такой же путь прошли и его ближайшие сподвижники: А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметьев, А.И. Репнин, М.М. Голицын, Ф.М. Апраксин, Ф.А. Головин и др.

Армию составляли три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. Имелись также ландмилиция, формируемая из населения Украины для охраны южных районов, иррегулярные казачьи и гетманские формирования. Основной тактической единицей был полк. Полки сводились в бригады, бригады – в дивизии.

В армии вводилась воинская присяга, единая форма одежды, единая система снабжения. Для офицеров и генералов были учреждены первые российские ордена – Андрея Первозванного (с 1698 г.) и Александра Невского, для солдат – памятные медали. Была создана российская гвардия. К концу царствования Петра I русская армия насчитывала 225 тыс. человек.

Особое внимание Петр уделял созданию флота, что было продолжением дела, начатого его отцом, царем Алексеем Михайловичем, при котором в селе Дединове на Оке был спущен корабль «Орел». Строительство российского флота началось в Воронеже в 1695–1696 гг., где после неудачи первого Азовского похода были собраны корабельные мастера из Голландии, Англии и Венеции, русские плотники и рабочие, которые смогли в сжатые сроки построить большое количество судов. В 1704 г. было заложено Адмиралтейство. Позже появился ряд других судостроительных мероприятий. Петербург формировался как центр передовой русской технической мысли в области кораблестроения. К исходу Северной войны российский флот состоял из трех эскадр – Балтийской, Каспийской и Азовской, в которых насчитывалось 155 крупных морских кораблей. Комплектование осуществлялось посредством рекрутских наборов, офицерскими кадрами – через специальные военно-морские школы. Боевая подготовка проводилась согласно Морскому уставу 1720 г. Порядок прохождения службы на флоте определялся также «Табелью о рангах». Петр I и на флоте прошел все ступени службы – от корабельного плотника и бомбардира да адмирала. Во главе регулярной армии и военно-морского флота стояли Военная и Адмиралтейств-коллегии, первыми президентами которых являлись генерал-фельдмаршал А.Д. Меншиков и генерал-адмирал Ф.М. Апраксин.

Огромная роль монарха, государства нашла прямое отражение в развитии экономики России и ее социальной структуре. Государство активно вмешивалось и глубоко проникало во все сферы хозяйственной жизни. Основу экономической политики Петра составляла концепция меркантилизма. Она господствовала тогда в Европе. Суть ее – накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой, что предполагало вмешательство государства в сферу экономики (преобладание экспорта (вывоза) над импортом (ввозом)). Составной частью этой политики был протекционизм – поощрение промышленности, производящей товары преимущественного для внешнего рынка. Вершиной протекционистской политики правительства явился таможенный тариф 1724 г. Его суть – чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуры, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы. Петр взялся за укрепление промышленности. В годы Северной войны государственное предпринимательство развивается в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства. Реформы в армии и военные успехи базировались на экономическом фундаменте России. Экономические преобразования, осуществленные Петром Великим, диктовались потребностями обеспечения армии в ходе войны. Государство вынуждено было спешно развивать отрасли промышленности, работавшие на военные нужды. Главным металлургическим районом страны стал Урал, оттеснивший на второй план старые Олонецкий и Тульско-Каширский районы.

Создавались мануфактуры и в легкой промышленности. Развивались и предприятия легкой промышленности о чем свидетельствовали построенные Хамовный (полотняный), Канатный, Портупейный, Кожевенный, Шляпный, Суконный. Все эти предприятия были мануфактурного типа, самого передового в то время для России, строились на казенный счет и первоначально принадлежалигосударству, а затем продавались российской знати, чтобы развивать частное предпринимательство.

С этой же целью в 1719 г. Петр I объявил «Берг-привилегию», согласно которой все российские подданные получили право на разработку недр и строительство заводов. В частные руки стали широко передаваться заводы, принадлежавшие ранее казне. Как правило, новыми владельцами становились купеческие компании, которым предоставлялись ссуды и налоговые льготы. Цели производства оставались при этом те же: в первую очередь предприятия должны были выполнять казенный заказ.

Характер русской мануфактуры – спорный момент в дискуссии о возникновении в России капиталистических отношений. Для капиталистической мануфактуры характерен наемный труд. Русская мануфактура основывалась на труде крепостных, зависимых людей. Всего за это время было создано около 100 (по некоторым данным до 200) мануфактур (в конце ХVII в. их было примерно 15 в металлургии и одна в легкой промышленности). До середины второго десятилетия ХVIII в. основателем мануфактур выступала казна. Сначала продукция предназначалась только для военных нужд, а затем появились мануфактуры, выпускавшие изделия для населения. Крестьяне «приписывались» к заводам и вынуждены были часть года или все время работать на них. 18 января 1721 г. Петр подписал указ о «посессионных» крестьянах, согласно которому владельцам мануфактур разрешалось покупать к своим предприятиям крепостных крестьян (мануфактуры, использовавшие труд посессионных крестьян назывались посессионными). Такие крестьяне числились не за владельцем, а затем предприятием, для которого они были куплены. Они считались собственностью завода и не могли быть проданы отдельно от предприятия. Так был сделан решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнической экономики. С 1722 г. можно было закреплять за мануфактурами беглых крестьян. На вотчинных мануфактурах рабочими становились крепостные владельческие крестьяне.

Число мануфактур увеличивалось, что укрепляло экономическую независимость России, укрепляло ее обороноспособность. Однако с другой стороны промышленность базировалась на применении принудительного труда. Но иного пути Россия тогда не имела. Таким образом наблюдались два разнонаправленных процесса: прогресс в экономической сфере и отставание в социальном развитии.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли – с этой целью вводилась монополия на заготовку и сбыт определенных товаров как внутри страны так и вовне.

К концу войны государство несколько изменило свою политику в области экономики. Наиболее жесткие монополии были отменены, поощрялось частное предпринимательство, а бюрократическая машина держала под контролем развитие промышленности и торговли.

Внешняя торговля развивалась в соответствии со все той же с теорией меркантилизма. Экспорт должен был превышать импорт. Основным средством для обеспечения этого становился протекционизм, т.е. высокие таможенные пошлины на импорт производимых в стране товаров и поощрительные низкие пошлины на экспорт. Торговля любыми товарами, которая приносила хорошие доходы, объявлялась государственной монополией. Уже в 1726 г. российский экспорт вдвое превысил импорт. Главным торговым портом стал Петербург (принудительно, искусственными мерами производилось перемещение внешней торговли из Архангельска в Петербург). Ранее, в ХVII в. морская торговля со странами Западной Европы осуществлялось через единственный порт Архангельск, на долю которого приходилось 3\4 торгового оборота страны. Для внешнеторговых связей использовались также Рига, Ревель (Таллинн), Выборг. Российский экспорт составляли в основном продукты сельского и лесного хозяйства: лен, пенька, лес, кожа. К ним добавились железо и полотно. Импортировали сукна, шелка, краски, вина, сахар, предметы роскоши. По существу возник военно-промышленный комплекс.

В итоге Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. Однако решающее значение в экономике имела не промышленность, а сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостническими отношениями, задерживавшими рост производительных сил.

Реформаторство Петра I привело к изменениям в социальной структуре общества. Основные социальные страты общества были консолидированы путем слияния отдельных мелких сословных групп; переход из одной группы в другую был стеснен подушным учетом и жесткими правилами. Шла унификация сословий, сословная структура упрощалась и становилась более четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия. Статус его в экономической и политической жизни страны укрепился настолько, что оно приобрело в последующие десятилетия новые привилегии, усилило свою власть над крестьянством. Это указ о единонаследии 1714 г. и «Табель о рангах», изданная в 1722 г. Громадную роль в изменении положения служилых людей сыграло введение нового критерия службы, а именно: принцип происхождения был заменен принципом служебной выслуги, пригодности к службе и личных способностей. На смену старому делению дворян на чины думные, столичные и провинциальные пришло новое иерархическое деление. Оно было зафиксировано в «Табели о рангах», обнародованной 24 января 1722 г.Все чины делились на 4 категории: воинские, морские, штатские и придворные, разбитые на 14 классов: военные – от прапорщика до фельдмаршала и гражданские – от коллежского регистратора до канцлера. Первый офицерский чин в армии и на флоте давал право на потомственное дворянство; на гражданской службе это право давалось с 8-го ранга (коллежский асессор). Эта структура давала возможность делать карьеру и представителям других сословий. Личные способности выдвинули из среды неродовитого дворянства ряд крупных государственных деятелей петровского времени, таких как генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, дипломаты П.А. Толстой, И.И. Неплюев и др. Служба дворян стала постоянной, пожизненной. Дворяне обязаны были бриться, носить «платье иноземного покроя» (мундир), учиться и служить ревностно, беря пример с царя и живя под страхом сурового наказания. За это они стали получать денежное жалованье, а за особые заслуги в награду – ордена и медали, государственные и военные чины, титулы (князей, баронов и графов), земли с крестьянами. Таким образом, царь жаловал землю не за службу, а за особые заслуги. Впрочем, такого рода пожалования приводили к значительному росту дворянского землевладения. Гвардейские полки, где обучалась и получала военную подготовку дворянская элита, приобрели чрезвычайное влияние. При Петре I российское дворянство значительно выросло численно за счет тех мещан, которые поступали на военную и гражданскую службу и становились дворянами по достижении определенного чина или получения ордена.

В соответствии с указом о единонаследии 1714 г., важным приобретением для дворянства стало окончательное слияние поместий, которыми они владели при условии несения службы, и вотчин, безусловных наследственных владений. На смену им пришла единая земельная собственность, пользование которой было регламентировано еще больше, чем при поместной системе. Запрещалось продавать и закладывать поместья и вотчины. Петровские преобразования завершили процесс формирования дворянского сословия, служившего в петровскую эпоху поголовно и бессрочно Отечеству. Понятие «боярин» вышло из употребления с 1711 г. Все мелкие и крупные группы служилых людей «по отечеству» (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки, стольники, стряпчие, жильцы, дворяне московские, дворяне «выборные» и «дети боярские» городовые) объединялись в «шляхетство» (название не привилось, а употребительным стало «дворянин» или «помещик»). Запрещался раздел поместья между наследниками, и оно передавалось по завещанию (или по старшинству, если завещания не было) одному из сыновей или дочерей прежнего владельца (остальные были обязаны поступать на государственную службу). Это вело к прекращению дробления земельной собственности и содействовало укреплению дворянского сословия. При Петре духовенство стало превращаться в такое же сословие, имеющее государственные задачи, свои права и обязанности, как шляхетство и горожане. Он хотел, чтобы духовенство влияло на народ в духовно-нравственном смысле и этим служило народу.

С 1678 г. единицей обложения был двор. Петр I, пытаясь увеличить поступления в казну, произвел две переписи населения (1710 и 1715 гг.), которые показали уменьшение числа податных дворов. В 1723–1724 гг. было образовано новое сословие - государственные крестьяне, составившие около 20% податного населения. Петром вводилась новая система учета населения и налогообложения. В 1718–1724 гг. была введена подушная подать, которая собиралась со всех мужчин, записанных в ревизские сказки. С этого времени переписи стали называться ревизиями. От подушной подати освобождались лишь дворяне и духовенство. Одновременно Петр ликвидировал институт холопства: произошло слияние в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Податная реформа распространила крепостную зависимость на свободные слои населения. Исходя из интересов помещиков, Петр I в 1724 г. издал указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения. Так официально было положено начало паспортной системе в России.

Расширение состава податного населения значительно увеличило численность плательщиков подушной подати. Результаты переписи позволили подсчитать население России – оно насчитывало тогда примерно 15 млн. человек.

Унифицировал Петр и социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии. Посадские люди были разделены на купцов и ремесленников. Купцы распределялись по гильдиям, ремесленники объединялись в цехи, хотя в Западной Европе они в это время уже исчезали. Дарованное купцам и ремесленникам самоуправление путем учреждения Главного и городовых магистратов имело целью подчинение их государственному аппарату: магистраты, по сути, стали государственными учреждениями. Городских жителей разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремесленники. Нерегулярными, или «подлыми», считались горожане, не имевшие собственности.

Реформы Петра I не могли не затронуть и сферу государственно-политических отношений. Реформы государственного аппарата, управления были важнейшими. В России государство к тому времени начало играть очень большую роль во всех сферах жизни, а в идеологии сложился культ абсолютистского государства. Система управления России в конце XVII в. оставалась во многом архаичной. Прежний государственный аппарат не справлялся с поставленными задачами, государственная машина давала сбои. Функции многих приказов переплетались. Сосуществовали отраслевые и территориальные приказы. Методы работы в приказах и других органах управления оставались патриархальными, делопроизводство было неразвито. Несмотря на то, что еще в 1682 г. было отменено местничество, карьера служилого человека по-прежнему определялась его происхождением. Старая система управления была не в состоянии справиться с обширными новыми задачами, поставленными Северной войной, требовавшей решительности и оперативности. Это побудило Петра I реформировать ее. Реформа проходила на протяжении ряда лет; новые органы управления поначалу встраивались в прежнюю систему и сосуществовали со старыми органами. Лишь к концу царствования Петра I новая система сложилась окончательно.

Необходимо подчеркнуть, что петровские преобразования системы управления, с одной стороны, диктовались внешнеполитической ситуацией в целом и войнами в частности, а с другой стороны, продолжали и развивали, но более радикальными методами, тенденцию к централизации управления, проявившуюся в России уже в XVII в. В России, где власть монарха была абсолютной, вера во всесилие приказа и благодетельность тотального государственного контроля за жизнью подданных нашла благодатную почву.

В 1701 г. Петр I создал Консилию министров, в ведение которой перешли важнейшие дела, прежде решавшиеся Боярской думой. Дума не была упразднена, но постепенно перестала собираться. В Консилии министров был установлен строгий порядок работы, регистрировались документы, велись протоколы и отчетность. Каждый министр отвечал за свой круг обязанностей. Так происходила бюрократизация управления.

С 1711 г. в России действовал высший орган управления – Сенат, заменивший Боярскую думу, а также царя во время его отсутствия в столице. Сенат был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю. В него входили представители как старшего боярства, так и нового дворянства, выдвинувшиеся при Петре I и являвшиеся сторонниками его преобразований. В 1715 г. при Сенате была введена должность генерального ревизора, а в 1722 г. – должность генерал-прокурора. На местах учреждались должности прокуроров, подчиненных генерал-прокурору. Первым генерал-прокурором Сената стал генерал и дипломат П.И. Ягужинский.

В 1718–1721 гг. была изменена запутанная и громоздкая система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов учреждались 11 коллегий, в которых дела управления отраслями решались голосованием (большинство голосов). Военные дела находились в компетенции Военной и Адмиралтейской коллегий; иностранные – Коллегии иностранных дел (первые три коллегии назывались «первейшими», чем подчеркивалось их значение); промышленность была в ведении Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии; торговля – Коммерц-коллегии; финансы – Камер-коллегии, Штатс-коллегии и Ревизион-коллегии; судебные чиновники – Юстиц-коллегии; помещичье землевладение – Вотчинной коллегии. Вскоре появилась Малороссийская коллегия, управлявшая Украиной. В состав каждой коллегии входили президент (глава коллегии), вице-президент, четыре советника, четыре асессора (помощника) и секретарь, т. е. 11 человек. Президентами коллегий были назначены ближайшие сподвижники Петра I: Г.И. Головкин, А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, А.А. Матвеев, Я.В. Брюс, П.А. Толстой и другие; обязанности чиновников и военных определялись регламентами. Главный магистрат и Синод находились на правах коллегии. На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению пришли новые центральные учреждения отраслевого принципа с более строгим разделением обязанностей. Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений.

В 1719–1724 гг. был создан Генеральный регламент, содержавший общие принципы деятельности бюрократического аппарата, всех государственных учреждений. Генеральный регламент устанавливал подотчетность нижестоящих учреждений вышестоящим, возводил в абсолют бумагу, документ, устанавливал режим работы. На его основе строился весь внутренний распорядок учреждений.

Реформировано было и местное управление. Под руководством Петра I страну разделили на губернии, провинции и дистрикты. 17 декабря 1707 г. был издан указ об образовании губерний. Было образовано 8 губерний – Московская, Ингерманландская (позже Петербургская), Киевская, Сибирская, Казанская, Архангельская, Азовская, Смоленская. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. Главами губерний им назначались губернаторы, получившие полноту гражданской и военной власти на местах и имевшие в своем распоряжении воинские части. В руках губернаторов сосредотачивались огромные административные, полицейские, финансовые, судебные, военные и иные полномочия. В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. 10 губерний поделили на 50 провинций во главе с воеводами (они оказались в зависимости от губернатора), а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами, которые назначались воеводами из местных дворян. С 1724 г. страна делилась еще и на военные дистрикты, в каждом из которых размещался на постой полк солдат, собиравший подати на свое содержание.

Для управления жизнью городов избирались на местах городовые магистраты. В 1720 г. в Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому подчинялись все городовые магистраты и который ведал жизнью всех городов страны. Появилась полиция, главной функцией которой было поддержание порядка. Политическим сыском занимались Перображенский приказ (с 1695 г.), а с 1718 г. - Тайная канцелярия.

В результате реформы государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое было удачно названо «регулярным государством». Это было абсолютистское бюрократическое государство.

Высшие церковные иерархи неодобрительно относились к петровским преобразованиям. Церковь оставалась единственной в стране силой, формально самостоятельной по отношению к государственной власти. Привилегии церкви, вступавшие в конфликт со складывающимся абсолютизмом, заключались в праве землевладения и суда над духовными лицами по всяким делам. Поземельные владения церкви были огромны, население этих земель в большинстве случаев освобожденных от уплаты податей, было бесполезно для государства. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр не разрешил выбрать нового патриарха. Главой церкви стал местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский.

«Духовный регламент», написанный видным публицистом петровской эпохи, сторонником преобразований, Феофаном Прокоповичем и изданный в 1721 г., прямо подчинял руководство церковью царю. Главой церкви объявлялся монарх, а управление церковными делами поручалось чиновникам в рясах, находившимся на государственной службе и получавшим жалованье. В соответствии с регламентом была создана Духовная коллегия (с1722 г. – Священный Синод - государственный орган). Глава Синода — обер-прокурор. Присутствие Синода состояло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду, а с 1724 г. преобразованного в синодальную камер-контору. Произошло огосударствление, подчинение РПЦ государству, возникла система отношений, которую определяют термином цезаропапизм (византинизизм). Термин, введеный католической историографией ХIХ в. для обозначения таких отношений между императорской властью и церковью в Византии, в которых глава государства (император) выступал главой церкви.

В 1702 г. Петр издал манифест веротерпимости, разрешавший иностранцам исповедовать свою религию и сооружать храмы. Эта мера была обусловлена привлечением иностранных специалистов на русскую службу.

Реформы Петра I в социально-экономической и политической сферах не могли не повлечь за собой преобразования в области культуры и быта. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, существенные изменения в быту и нравах в сторону европеизации. Война и государственные реформы требовали подготовки квалифицированных военных и чиновничьих кадров.

Указом Петра I в России введен новый календарь. На Руси новый год начинался с 1 сентября и счет годам велся от сотворения мира, которое, как считалось, произошло за5508 лет до появления Христа. Согласно нововведению, день после 31 декабря 7208 г. предписывалось считать 1 января 1700 г. от Рождества Христова.

В Москве в 1701 г. была открыта Навигацкая школа – первое светское учебное заведение, где готовили морских офицеров, геодезистов, математиков и чиновников, – на базе которой в 1715 г. возникла Морская академия. Позднее появилось несколько специальных школ, которые выпускали медиков, инженеров, артиллеристов, моряков. При олонецких и уральских заводах по инициативе В.Н. Татищева были организованы горнозаводские училища. В провинциальных городах начальное образование осуществлялось в школах трех типов: 46 епархиальных, готовивших священнослужителей; 42 цифирных – обучавших мелких местных чиновников; в гарнизонных школах учили грамоте солдатских детей. Петр установил новую обязанность дворян – учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться «грамоте, цифири и геометрии», а затем идти служить. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памяти» – разрешения жениться. Расширение сети школ и профессиональных учебных заведений вызвало поток учебной литературы по разнообразным отраслям знаний: механике, геометрии, фортификации, навигации, хирургии. Для облегчения обучения и печатания книг в 1708 г. был введен более простой, близкий к современному гражданский шрифт, вошедший в повседневное употребление с 1710 г. Буквенное обозначение цифр было заменено современными (арабскими) цифрами. Однако в целом просвещение и новации в культуре охватили лишь 0,5 % населения. Основная масса населения – крестьянство – в школы не принималась.

В петровские времена начала издаваться первая российская печатная газета – «Ведомости». Эта газета просуществовала до 1728 г., когда на ее основе стали издавать «Санкт-Петербургские ведомости». С эпохой Петра I связано и появление в Москве и Петербурге первых общедоступных театров. Император положил начало сбору исторических редкостей, памятников древности и старинных книг. Для сохранения и демонстрации исторических и природных «раритетов» (редкостных вещей) в Петербурге была построена Кунсткамера – первый русский музей, основана астрономическая обсерватория, открыты библиотека и ботанический сад.

В целях создания и развития фундаментальной отечественной научной школы Петр I в январе 1724 г. подписал указ об основании Академии наук, которая была открыта в 1725 г.

В первой четверти XVIII в. в России развернулось изучение природных богатств страны. По распоряжению Петра I приобрели размах географические и геодезические исследования, снаряжались экспедиции для изучения путей в Китай и Индию. Специалисты составляли карты и описания морей, земель Сибири, Камчатки. Русские моряки-гидрографы составили первые точные карты Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями были отмечены экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию, предпринятые В.В. Атласовым, И.М. Евреиновым, Ф.Ф. Лужиным, Д.Г. Мессершмидтом, И. Унковским и др. Начатая на рубеже XVII–XVIII вв. работа С.У. Ремезова по картографии «Чертежная книга Сибири» (1699–1701) была продолжена в первой четверти XVIII в. И.К. Кирилловым, приступившим к составлению сводного «Атласа Всероссийской империи», первый том которого вышел в 1732 г. За три недели до своей кончины, в январе 1725 г., Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка «сошлась с Америкой». Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г.

Заметные перемены произошли также в быте дворянства и купечества. Вместо длинных кафтанов им было приказано носить короткие, европейские, запрещались бороды. Вводились вечерние собрания дворянства в частных домах – «ассамблеи», куда допускались и женщины.

Одним из завершающих элементов реформирования российского общества было провозглашение России в 1721 г. империей и окончательное утверждение абсолютной монархии. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле воинского устава и Духовном регламенте, где отмечалось, что «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен...» 22 октября 1721 г. Петербург торжественно праздновал заключение Ништадтского мира, подведшего черту под Северной войной и давшего России долгожданный выход в Балтийское море. В Троицком соборе в присутствии высшего дворянства, чиновничества и генералитета Сенат объявил о присвоении Петру титулов «Император», «Отец Отечества», «Великий». Это нашло отражение в общественном сознании и культуре. Для абсолютизма были характерны централизация, концентрация власти, дифференциация функций управления.

Апофеозом абсолютизма стал указ о престолонаследии 5 февраля 1722 г., разрушивший традицию, когда престол переходил по мужской нисходящей линии. Теперь самодержец сам назначал себе преемника по собственному желанию, что стало основой для дворцовых переворотов в XVIII в. Соборное уложение дополнили многочисленные регламенты, указы. Наиболее заметными для обычных людей оказались нововведения «на европейский манер» в быту, в повседневной жизни, в духовно-культурной сфере.

Таким образом, реформы Петра I были подчинены интересам модернизации государства и приобщению к европейской цивилизации. Реформаторская деятельность Петра имела насильственный характер и была нацелена на утверждение абсолютизма.

 

Вопросы и задания

1. Историки признают, что у Петра I не было четкого плана реформ, они проводились без должной проработки, спонтанно. Попытайтесь, однако, проследить логику и взаимосвязь проведенных им преобразований.

2. Проанализируйте особенности социально-экономической жизни российского общества в первой четверти XVIII в.

3. Каковы сущность и содержание военных реформ Петра I?