Этнос и жизненный мир

«Жизненный мир» – это область ноэм и ноэтических актов, не проверяемых рассудком, но переживаемых так, как если бы мы имели дело с объективной реальностью, не подлежащей сомнению. Этнос знает только один мир, который вполне можно соотнести с «жизненным миром» Гуссерля. Этнический мир и есть жизненный мир. Этот мир не столько осмысляется, сколько проживается, и этим проживанием, в котором центральную роль играет ноэтическое мышление, конституируется. Через миф и язык, на котором этот миф излагается, этническое общество живет, проживает мир. Миф есть мир как жизнь.

Этнос и ноэзис

Если направление интенционального акта «к» создает ноэму, этноноэму, то обращение к инстанции «от», то есть к самому ноэзису и его истоку, гипотетически конституирует этноноэзис в его центре. Этот центр ноэтического процесса есть священное или нуминозное (по Р.Отто) и вместе с тем сам этнос в его наиболее концентрированном выражении.

Этноцентрум и сакральное пространство

Представления этноса о пространстве являются синхроническим выражением структур этнического мышления. Это пространство есть пространство мифа, священное пространство.

Мюльман ввел для описания этого пространства специальный термин – «этноцентрум».

Этноцентрум есть этническая мысль в ее синхронической форме (и есть структура этноса в статике). Поэтому корректное описание этноса может быть сведено к описанию этноцентрума, то есть его пространственных представлений.

Структура этноцентрума может быть представлена в форме круга. В этом круге нет четко выделенного полюса и нет четко выделенной периферии, хотя есть пучок векторов, указывающих «от» «к», благодаря которым этноцентрум приобретает упорядоченность и определенную симметричность.Этноцентрум включает в свой горизонт все, что видит человек этноса, весь «окружающий мир. Это этно-Вселенная. Внутри этноцентрума помещаются солнце, луна, звезды, ветра, горы, реки, леса, а также души, предки, боги, духи, потомки и т.д. Этноцентрум совершенно самодостаточен и устойчив. В его границах царит статическая включенность мира в этнос, мир понимается как этнос, и этнос понимается как мир.