ТЕМА 2. СЛУЧАЙНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ.

Задание 9. Изучите текст.

Задание 8. Прочитайте характеристику техник или приемов воображения.

Задание 7. Впишите название форм воображения, изучив их характеристики.

ÏСолдат срочной службы: «Вот отслужу в армии, пойду работать в милицию и стану лет так через десять майором…» ? …………
ÏВо время франко-прусской войны один сапожник Страсбурга, смотря в свое окно, увидел дерущихся и сражающихся французов и немцев в то время, когда у Страсбурга не было ни тех, ни других. Целые полки нападали один на другой. Кровь лилась всюду...   ? …………
XVI. «…Не видя тут ни капли толку, Глядит она тихонько в щелку, И что же видит?.. за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полу-журавль и полу-кот». (А.С.Пушкин) ? …………
ÏМальчик- инвалид по зрению представляет, как он, уже взрослый, служить в спецназе. ? …………

 

ÑСновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений (Н. М. Сеченов). Они относятся к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения.

ÑГаллюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

ÑГрёзы – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

ÑМечты– продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и, в принципе, осуществимые планы человека. Эта форма воображения особенно характерна для людей молодого возраста.

 

 

1.Гиперболизацияэто парадоксальное увеличение или уменьшение

предмета или отдельных его частей. Примером могут служить

следующие сказочные персонажи: , Мальчик с пальчик, Гулливер, Карлик Нос.

2. Агглютинация – т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж

сказок человек-зверь или человек-птица, русалка, кентавр.

3.Акцентирование– прием заключается в подчеркиваниичерт.

Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приемом

в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура, шарж.

4. Типизация- специфическое обобщение. Для него характерно

выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то

отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например,

существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера.

5. Схематизация - в этом случае отдельные представления

сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают

четко. Это любой схематический рисунок.

 

Ü´ Впишите название приемов воображения, с помощью которых созданы следующие образы.

? …………
? …………
? …………
? …………  
? ………… «Девочка была такая маленькая, не больше дюйма», поэтому её и назвали Дюймовочка». (Г.Х.Андерсен)

4 В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций.

Первая функция воображения состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и решать с их помощью задачи.Она связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно часто используется на сеансах психоанализа.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, выполнение их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

 

Ü´ Впишите название реализуемых функций воображения в следующих ситуациях.

Конкретные жизненные ситуации Название реализуемой функции воображения
¤Молодая девушка очень расстроена. Её жених неожиданно забрал заявление из ЗАГСА, так как встретил, по его словам, «девушку своей мечты». Мать, зная, что будущий зять и сейчас частенько злоупотребляет спиртными напитками и в таком состоянии бывает достаточно агрессивен, просит дочь представить, как будет выглядеть и вести себя несостоявшийся муж лет через десять в день зарплаты. Каков будет социальный статус у жены постоянно пьющего человека? Каково будут финансовое положение его семьи. Воображение девушки делает свое дело – она успокаивается и даже чему-то начинает улыбаться.   ? …………
¤ Архитектор Иван Максимович, находясь в электричке без материалов проекта, заказанного ему для строительства частного дома, в своем воображении начал вносить изменения в расположение комнат. За этим последовало изменение размеров окон, а обычная лестница на второй этаж превратилась в винтовую. ? …………
¤Ольга утром обнаружила, что на платье нет дорогой броши. Дома все возможны и не возможные места несколько раз перепроверила. Результатов поиски не дали. Тогда женщина начинает представлять каждый свой шаг в течение вчерашнего дня. В памяти всплывает, как она откалывает брошь, держа на руках маленького сынишку подруги, потому что брошка может поцарапать ребёнка, и автоматически кладёт её на книжную полку в квартире подружки. … ? …………
Ü´ Попытайтесь устно решить задачу: «Найдите площадь дорожки вокруг бассейна, если его длина 20м, а ширина 10м. Ширина дорожки 1м». - Итак, какова площадь дорожки? А теперь воспользуйтесь приемом воображения – схематизацией. !Сделайте по условию задачи схематический рисунок.     Запишите ответ задачи:   ? …………
¤ Сергей, задолго до свадебного путешествия, до мельчайших подробностей распланировал эту поездку в Карпаты. В старинном замке XYI века в г.Мукачево в комнате княгини он подарит молодой жене ночную сорочку с ручной вышивкой, встав на одно колено. Это будет очень символично, и запомниться надолго. Затем на машине поедут в село, где находится чудотворный сруб дерева с нерукотворным крестом, и впервые помолятся об их будущем ребенке. Жить они будут в пансионате с красивым названием «Цветы надежды». ? …………

 

∑ «Студенческая шпаргалка».(Напишите шпаргалку по изученной теме).