Лев Гумилев: новый этап этнологии

Главной теоретической программной книгой Льва Гумилева является «Этногенез и биосфера земли». В ней Гумилев излагает свою концепцию становления, возникновения и деградации этносов. В этом смысле она представляет собой развитую научную модель, которую сам Гумилев считал следующей ступенью развития этнологии.

Гумилев говорит об этносе как о «форме коллективного бытия, присущей лишь человеку». Это совершенно верно: ведь форма коллективного бытия и есть общество и социальное явление.

Еще в одном месте Гумилев определяет этнос как «устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени».

Гумилев явно склонен рассматривать человека как биологический вид. Так он утверждает, что человек «как крупный хищник (…) подвластен эволюции природы». Многие этнические процессы Гумилев рассматривает через призму эволюции и биологического материализма.

В основе всех этнических процессов лежит «пассионарнасть». «Пассионарность» – это страсть, страстность, изобилие внутренней энергии, наличие которой превосходит тот необходимый минимум, который необходим человеку для поддержания своего существования в обычных условиях. Гумилев делит всех людей на три типа – пассионарии, гармоничные личности и субпассионарии, и на этом основании объясняет логику развития этнических процессов, которые он обобщает в категории «этногенеза», то есть процесса возникновения и исчезновения этноса.

«Пассионарий» – это человек с повышенной пассинарностью, его внутренняя энергия, его «страстность» избыточна по отношению к тем затратам, которые необходимы для ведения обычной для коллектива образа жизни. Пассионарий может быть героем, вождем, первооткрывателем, проповедником, но может быть разбойником, грабителем, маньяком, разрушителем. От того, какой процент пассионариев накапливается в обществе, зависит, по Гумилеву, стадия этногенеза.

Гармоничный человек также обладает пассинарностью, но в ограниченном объеме. Он не бросает вызов смерти и не готов идти на подвиг, но наделен достаточной энергией, чтобы поддерживать существование на одном и том же уровне. Общество, где преобладает тип гармоничной личности, находится в устойчивом состоянии.

Субпассинарий – это девиантный тип, обладающий пониженной пассинарностью, которой не хватает даже для поддержания обычного жизненного цикла. Но этот дефицит жизненной энергии толкает субпассинария к тем источникам энергии, которые обладают избытком, то есть к пассионариям.

Теория о циклах этногенеза. Гумилев считал этнос живым существом, которое имеет всю гамму жизненных циклов – от рождения, до взросления, старения и умирания. В истории этносов, по Гумилеву, нет эволюции, но есть циклы. Подъему сменяется упадком, и эти фазы чередуются между собой. Полный жизненный цикл этноса совершается приблизительно за период 1200 лет, хотя многие этносы (как и люди) гибнут под воздействием внешних обстоятельств раньше. Гибнущие этносы рассыпаются на составляющие, которые позже становятся новыми элементами в процессе этногенеза. Этот процесс повторяется бесконечно.

Гумилев выделяет следующие фазы этногенеза: гомеостаз – толчок – подъем – перегрев или акматическая фаза – надлом или инерционная фаза – обскурация – мемориальная стадия.

Процесс этногенеза начинается из состояния гомеостаза, то есть полного и устойчивого баланса этноса с окружающей средой. В таком состоянии доминирует гармоничный тип, обладающей ровно таким запасом жизненных сил, какой необходим для жизнеобеспечения в данной природной среде.

Толчок провоцируется взрывом пассионарности в этносе. В этот период в этническом коллективе, находящемся в равновесии с окружающей средой, происходит резкое увеличение числа пассионариев. Толчок дает старт процессу этногенеза.

Так достигается следующая акматическая фаза, представляющая собой пик этногенеза, когда этнос достигает вершины своих исторических деяний – завоеваний, освоений новых земель, создания империй.

В какой-то момент наступает перегрев, так как количество пассионариев и диктуемый ими стиль этнического бытия начинает расшатывать устойчивость социальной системы. Происходит надлом и начинается спад.

Некоторое время этнос еще сохраняет жизнеспособность, которая реализуется в более мирных сферах искусства, культуры, технического развития. Это инерционная фаза. В этот период в обществе начинают преобладать субпассинарии, активно разлагающие этническую систему. Скольжение по нисходящей линии этой фазы приводит к распаду этноса и его возврату к гомеостатической фазе. Это Гумилев называет «обскурацией». Далее, память о выдающихся достижениях этноса остается только на уровне культуры. Это мемориальная стадия.

Гумилев предлагает собственное членение этноса, оригинальную таксономию. Она состоит из:

консорции – конвиксии – субэтноса – этноса – суперэтноса

«Консорция – группа людей, объединенных одной исторической судьбой; либо распадается, либо переходит в конвиксию».

«Конвиксия – группа людей, объединенных однохарактерным бытом и семейными связями. Иногда переходит в субъэтнос. Фиксируется не историей, но этнографией».

«Субэтнос – элемент структуры этноса, взаимодействующий с прочими. При упрощении этносистемы в финальной фазе число субъэтносов сокращается до одного, который становится реликтом».

«Суперэтнос – группа этносов, возникших одновременно в одном регионе, и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность».

Субъэтносы могут объединяться между собой и без создания нового этноса. В этом случае несколько субъэтносов, сохраняющих свои отличия, образуют форму сожительства, которую Гумилев называет «симбиозом».

Из субъэтносов складывается этнос. Несколько этносов могут жить друг с другом в относительной близости и взаимозависимости, но не переходить в суперэтнос. Это Гумилев называет «ксенией» (от греческого слова «гость», «чужой»). Они остаются «чужими» друг другу.

В опр. случаях образуется особая форма сочетания нескольких этносов, которые объединяются в суперэтнос. Если сочетание гармонично и этносы комплиментарны друг другу (то есть взаимодополнительны), то суперэтнос может быть устойчив, если же этносы слабо комплиментарны, то они образуют «химеру», полиэтническую структуру, тяготеющую к распаду и деградации.

Критика Гумилева:

Переход от консорции как группы граждан к конвиксии как общине, связанной семейными узами и обычаями, не поддается фиксации, так как любая группа уже заведомо создается на основании какого-то этноса. Но ни субъэтноса, ни этноса из групп не складывается. Любая группа вынуждена общаться на каком-то языке, а не придумывать свой собственный, а значит, любая группа уровня консорции и конвиксии уже имеет заведомо этническую природу. Этнос предшествует ей, а не складывается из нее.

Этносоциология понимает этнос как минимальную форму общества, находящуюся в статическом состоянии и в балансе с окружающей средой. Этнос, таким образом, как его понимает этносоциология, исключает этногенез, скачок пассионарности и процесс усложнения. Начало этногенеза, пассионарный толчок, в этносоциологии есть переход от этноса к его первой производной – народу, лаосу. Поэтому то, что сам Гумилев называет «этногенезом» следует назвать «лаогенезом», то есть процессом образования народа из этноса.