Вопросы для обсуждения

Минск 2003

Лекция для слушателей

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ

по курсу "Основы идеологии белорусского государства: методология и ме­тодика пре­подавания"

подготовлено: д.ф.н., профессором Яскевич Я.С.

1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции

2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государст­вен­ности»

3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм

4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорус­ской го­сударственности

5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи бело­русского обще­ства: рациональный выбор исторического пути развития

 

В переломные моменты человеческой истории и культуры, связан­ные с круше­нием кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск фило­софской мысли по реше­нию на­сущных проблем, обоснованию новых ми­ровоззренческих и идео­логических ориенти­ров и ценностей, стратегии развития, национальной идеи, способной объеди­нить обще­ство. Без новых идей невозможно появление новых социальных отношений и приоритет­ных ценностей, ибо как показывает история, прежде чем осуществляются перевороты в социальной жизни, экономике, необхо­димы радикальные пе­ревороты в сознании людей. Напомним, что буржуазные ре­волюции в свое время были подготов­лены просветите­лями. Чем динамичнее жизнь, тем большая необходимость возни­кает в нестандартных, убедительных идеях, тем больше вектор философских размыш­лений обращен в будущее. Сего­дня мы все чаще «вопрошаем» наше будущее. Кри­зис идеалов вызывает необ­хо­димость переосмысления традиционных ценностей, по­иска новых значимых для чело­века идеалов. В периоды, когда, говоря словами Гамле­та, «распалась связь времен», начи­нается трагическое, тревожное сущест­вование для человека и чело­вечества, возникает бы­тие «на переломе». Фи­лософия нужна там и то­гда, отмечает академик Российской Акаде­мии наук B.C. Степин, где и когда происхо­дят ради­кальные изменения самой куль­туры. В эти эпохи она демонстрирует свою практическую значимость. Сейчас человечество переживает именно такую эпоху, ко­гда ломаются все базисные ценности техногенной ци­вилизации, которая поро­дила глобаль­ный кризис. Это происходит прямо на наших гла­зах: возникает об­щество ги­гантских рисков и идет поиск новых путей цивилизационного развития. Нужна новая программа человеческой жизнедеятельности, которая бы за­ложила фундамент буду­щей культурной традиции. Речь идет о поиске но­вого типа цивили­зацион­ного развития, то ли путем конвергенции традици­онного и техногенного общества, то ли будет най­ден иной путь. Это пока еще не ясно. Бурно проте­кающий технологический про­гресс выдвигает много новых проблем, которые предстоит еще осмыслить.

Поиск новой идеологии и системы мировоззренческих идей идет на фоне не­бывалых событий мировой цивилизации. Перед современным бе­ло­русским об­щест­вом и человечеством в целом стоят проблемы, требую­щие философского осмысле­ния для их разрешения:

1) Проблема выживаемости в ядерный век. До создания мощного атом­ного средства уничтожения люди были убеждены, что человечество в целом бессмертно. Можно уничтожить памятники и другие достижения человече­ской культуры, но че­ловечество бессмертно. Когда в августе 1945 г. на япон­ские города были сброшены первые атомные бомбы, нача­лась принципиально новая эра мировой истории, ибо обозначилась реаль­ная опасность для даль­нейшего существования человечества. С этого мо­мента человечество стало смертным, оно как бы уравнялось в своем стату­се с отдельным индивидом - простым смертным, чья земная жизнь огра­ничена опреде­ленными времен­ными рамками. Ядерное оружие наряду с другими глобальными опасно­стями, ставит под угрозу выживаемость человечества. Стало ясно, что все другие проблемы имеют смысл лишь по­стольку, поскольку остается шанс на разре­шение основной- проблемы выживания, сохранения целостности чело­вечества. На­ряду с расширением возможностей человека, совершенствова­нием предметного мира стала очевидной истина о смертности человечества, если не будут найдены ме­ханизмы сдерживания его агрессивных устремле­ний. Еще в 1919 г. Поль Валери пи­сал: «Мы, цивилизации, мы знаем отныне, что смертны, что видимая земля обра­зована из пепла и что пепел значим... Необычайный трепет пробежал по мозгу Ев­ропы. Всеми мыслительными сплетениями она ощутила, что ей грозит потеря само­сознания — того само­сознания, ко­торое было приобретено веками». Еще никогда в истории буду­щее так не зависело от настоящего. Человечество стало смертным и даже, как говорил булгаковский Воланд, «внезапно смертным», ибо всеобщая ги­бель может наступить как результат случайности, опасности, злого умысла обезу­мев­ших изуверов. Главенствующей установкой постклассического мышления в со­ответствии с этим является установка не на преобразование окружаю­щего мира, а на выживание человечества.

2) Проблема экологической выживаемостичеловечества, ибо, начи­ная с эпохи Про­свещения, быстро развивающаяся техногенная цивилиза­ция поста­вила человечество на грань жизни и смерти. С возникновением мощного тех­нологического давления на биосферу искусственная среда, требует все больше вещества природы для своего воспроизводства.

3) Проблема сохранения целостности личности.Усиленные темпы раз­вития со­временной цивилизации привели к процессу отчуждения соз­давае­мых ею социаль­ных структур. Цивилизация взорвала такие традиционные структуры, как транс­ляция вечных ценностей от отцов и дедов (ценность труда, живой контроль обще­ства за нравственным поведением человека г. т.д.). Человек включен во многие сис­темы социальных отно­шений. Возни­кает своего рода расщепление личности. Чело­век становится ч часто средст­вом, а не целью. Постоянные погружения человека в разные социальные от­ношения, где от него требуется выполнение соответствую­щих ролей, приводят к постоянным стрессам. Приспособление к условиям современной со­циальной организации возможно, поэтому лишь в порядке сложных манипуляций над своим сознанием.

4) Проблема коммуникативного единства человечества, необходи­мости форми­рования идеалов открытости, диалога между различными на­родами и ре­лигиями, не си­лового решения возникающих конфликтов.

5)Обоснование фундаментальных приоритетов, национальной само­иден­тифика­ции, системы объединяющих белорусский народ идей и исто­рического выбора собст­венного пути развития Беларуси.

Эти проблемы требуют новых мировоззренческих и идеологических под­ходов в отношении кумиру в целом, к человеку и человечеству, ради­кальных изменений в познавательном отношении человека в различных сферах куль­туры Так, чтобы решить проблему экологической выживаемо­сти, нужны обнов­ленные мировоззренческие ус­тановки по отношению к природе и обращение к национальным традициям бережного отношения к природному миру. Необхо­димо понять, что природа не мастерская, не кла­довая с безграничными ресур­сами, а красивый, но очень хрупкий храм. Нужна не парадигма насилия над природой, а гармонии и диалога с ней, понимания ее и в це­лом Универсума, Космоса.

Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей поможет ре­шить про­блему сохранения человека как личности. Нужны новые критерии и подходы для ус­пешного диалога человека с человеком, ориентированные на плюрализм мнений, тер­пимость, толерантность, согласие, которые и обеспечат формиро­вание новых миро­воззренческих и идеологических структур. Познавательное отношение современного человека к исследова­нию таких сложных объектов, как атомная энергия, уникальные объекты экологии, генной инженерии и т.п., в которые включен сам человек, нуж­да­ется в пересмотре традиционного тезиса об «этической нейтральности» научного по­знания. В иерархии ценностей, к ко­торым, несомненно, отно­сится научная истина, равноценно с ней должны вы­ступать и такие ценно­сти, как благо человека и человече­ства в их единстве и взаимодействии.

Обоснование новых мировоззренческих ценностей особенно в пере­лом­ные мо­менты является одной из задач современной философии, поли­тологии и других соци­ально-гуманитарных дисциплин.

Современное белорусское общество нуждается в консолидирующей сис­тема­тизированной системе идей, сплачивающих различные слои насе­ления, оп­ределяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, опре­деленный образ жизни, их соци­аль­ную активность.Такая социально-значимая и теоретически оформленная система идей, в которой отражают­ся глубинные интересы соответ­ствующих социальных групп и слоев и ко­торая призвана закрепить или изме­нить общественные отношения и явля­ется идеологией. Преодоление негатив­ного отношения к учению об идеях, идеологии предполагает отказ от умозри­тельных конструкций и оторван­ных от действительно­сти построений «игры мысли» и поиск таких фундаментальных мировоззренческих осно­ваний, которые бы учитывали традиции белорусского народа и его культуры в кон­тексте мирового цивилизационного процесса. Как народ, так и политическая власть, лишенные консолидирующей государственно-национальной идеи, понятной, пережи­вае­мой, принимаемой и реализуемой большинством народа, не могут добить­ся стабиль­ного развития общества, закрепить собственные национальные интересы, обес­печить динамичное развитие страны как свободного и неза­висимого субъекта ме­ждународного сообщества.

 

1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции

Понятие идеологии(от греч. Idea - идея, образ и logos ~- слово, поня­тие) представляет собой систему исторически сложившихся концептуаль­но-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей,и организаций, наций и государств, политических партий и общественных Удвижений, направляющих их деятельность на сохранение или преобразо­вание существующего общественного устройства. В отличие от объекти­вистски-рационального, логически выстроенного теоретического представления соответствующих социальных программ, идеологический способ представления знаний оперирует концептуально-теоретическими иэмоционально-психологическими средствами, обращается к соответствующей сис­теме ценностей, интересов, образов, символов, лозунгов, поли­тических симпатий и антипатий, программ действия, обеспечивая своего рода посредническую связь между научно-теоретическим и естественно-обыденным взглядом на мир и выступая в зависимости от отстаиваемыхприоритетов как объединяющий, консолидирующий или разъединяющий фактор общественного сознания. История идеологии показывает неоднозначное к ней отношение, как на современном этапе, так и в прошлом — от объявления ее надуманным, искус­ствен­ным и даже вредным, духовным образованием, от которого че-I ловече­ство должно избавиться, до признания ее как необходимого элемента кон­солидации обще­ства. Отметим, что в конце 80-х начале 90-х г.г. 20-го века нача­лась новая критика идеологии, которая была связана с распа­дом мировой сис­темы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыноч­ной экономике и демократическим реформам. Противники идеоло­гии, ассо­циируя на­чало демократических трансформаций с крахом комму­нистической идеологии, утопи­ческих идеалов, устаревших стереотипов

ценностей, видели в этом доказательство "конца идеологии", избавления от всякой идео­логии. Однако и отечественный опыт последнего десятилетия, и исследова­ния за­падных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой ча­стью социаль­ной дейст­вительности, политического и духовного бытия совре­менного общества, специфиче­ским ориентационно-ценностным сознанием, выражающим интересы различных социальных общностей и общества в целом.

Применительно к отечественной традиции принципиальное значение приоб­ретает осмысление и содержательная характеристика основных при­оритетов идео­логического процесса, его ценностных ориентиров и миро­воззренческих основа­ний, сущности идеоло­гии государства, воспитатель­ного потенциала и механизмов формирования политиче­ской культуры и политической социализации личности, приоритетов социально-эконо­миче­ского развития и консолидации общества. В ос­нове кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил П.Сорокин, лежит в конечном сиеэлоги­чедкийц кризис. В тоже время и возрожде­ние"социума начинается с обновления и очищения общественных идеа­лов, ут­вер­ждения новых приоритетов -и ориентиров, новой системы ценностей.

Подобно тому, как мировоззрение представляет собой систему взглядов на мир в целом и место человека в нем, идеология в обобщенной форме выра­жает сис­тему взглядов, представлений и идей об основах соци­ально-политиче­ского устрой­ства об­щества, интересах,, мировоззренче­ских и политических идеалах, ценностях и обу­словленных ими ориентирах социально-политического поведения и действия раз­лич­ных субъектов по­литики (партий, сообществ, об­щественных движений, политиков и обще­ственных деятелей и др.), обеспечи­вающих сохранение или преобразование су­ще­ствующего общественного устрой­ства.

Идеология способствует формированию и развитию политического созна­ния лю­дей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и уме­ние анализировать социально-полити­ческие процессы и явления с точки зрения определенных це­лей, ценностей и интере­сов. Идеология является необходимым компонентом по­литических и общественных ор­гани­заций, сплачивая и объединяя людей по по­литическим устремлениям, общности це­лей и социального статуса. Идеология обеспечивает механизмы полити­ческой социализа­ции личности, воспитания и раз­вития политической куль­туры.

Как в структуру мировоззрения, так и в структуру идеологии вклю­чаются такие компоненты, как знания, взгляды, ценности, нормативы, убеждения, действия, воле­вой компонент. Взгляды, представления, идеи об основах соци­ально-политического уст­ройства общества, об обществе в целом и его отдельных феноменах историчны и из­менчивы, наполняясь новым содержанием вместе с развитием общества и государства, его поли­тической системой, сменой политиче­ских режимов и процессов, становле­нием и раз­витием гражданского общества, политических партий, различ­ных политических ин­сти­тутов, избирательных тех­нологий. Несомненно, важную роль в идеологии играет сис­тема рационально и логически обос­нованных теоретических концепций, идей и взглядов, выражаю­щих сущ­ность общественного строя и его идеалы. В этом плане идео­логия близка к научно-теоретическому уровню общественного сознания. Однако, если бы идеи выражались только в логически четко выстроенном виде, с рацио­нально стро­гими выводами и теоретическими построениями, они были бы мало дос­тупны широ­кому кругу людей. Здесь еще важен и эмоционально-чувственный, массово-психоло­ги­ческий уровень функционирования и про­явления идеологии, когда идеи способны взволновать массы, глубоко и живо затронуть их психо­логический и нравственный опыт, коммуникатив­ные стороны. Сами по себе знания и идеи вне системы идеалов, ценностей и убеждений не обеспечивают целостного характера идеологии.

Понятие "ценность" используется для указания на человеческое, со­циаль­ное и культурное значение определенных явлений действительности. Двумя по­люсами цен­ностного отношения человека к миру являются ^предметные" и "субъектные" ценно­сти. Предметные ценности - все мно­гообразие предметов человеческой деятельности, общественных отноше­ний и включённых в их круг природных явлений, которые оце­ниваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого или неспра­вед­ливого, допустимого или запретного и т.д. Субъектные ценности - спосо­бы и кри­те­рии, на основании которых произ­водятся сами процедуры оце­нивания соответст­вую­щих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, кото­рые закрепляются в обществе}том соз­нании в форме нормативных представ­лений и выступают ориентирами деятельности людей.

Ценностные системы фор­мируются в ис­торическом развитии общества. Они генетически, конечно, не наследу­ются, а усваи­ва­ются в процессе социализации человека.

Важнейшим компонентом системы мировоззрения и идеологии явля­ется убежде­ние. Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценно­стей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоен­ных идей, знания могут и не пе­ре­ходить в убеждения. В свою очередь убеждения не все­гда основываются исключи­тельно на рациональных знаниях. Убеждения - это звено перехода от знания к прак­тике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они вливаются в "сосуд" ми­ровоз­зренческих и идеологических приоритетов. Идейная убежденность помо­гает че­ловеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт само­сохранения, жертво­вать жизнью и совер­шать подвиги во имя определен­ных идеалов.

В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет волевой компо­нент - способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценно­сти, идеалы в практической деятель­ности. Безволие, социальное равноду­шие или расхожде­ние реальных поступков с хо­рошо усвоенными знаниями и ценностями, которые человек порою демонстрирует на словах, не обес­печивают действенного миро­воззрения человека, его гражданской по­зи­ции. Цепочка мировоззренческого и идеологического становления челове­ка, таким образом, включает: знания - цен­ности - убеждения - воля к дей­ствию. Идеология явля­ется своего рода связую­щим звеном между научно-теоретическим, рационально-обос­нованным взгля­дом на общество в целом и различные социальные явления и обыден­ным пред­ставлением о мире, основанном на понимании естественного хода истории и общественной практики с учетом активной роли личности в истории, пресле­дующей свои цели. Идеология при этом может выступить как объединяюще-связующий кон­ст­руктивный компонент общественной жизни, сплачивающий и кон­солидирующий уси­лия людей или же как разделяющий на противоборст­вующие элементы и субъ­екты общественного сознания регупятив.

Кроме идей, взглядов и представлений, системы ценностей, приори­тетов, убежде­ний идеология включает в себя также идеологическую дея­тельность, идеологические учреждения, организации и идеологические процессы.

Как и в любом обществе, идеология в белорусском обществе выпол­няет разно­образные функции. Идеология определяет цели политики, фор­мулирует ориентиры политической деятельности, обосновывает выбор средств ее реа­лизации, организует усилия заинтересованных людей в осу­ществлении поли­тики, т.е. идеология выпол­няет такие социальные функ­ции, как мировоззрен­ческо-ориентирующую, норма­тивно-регулятивную, мобилизирующую, по­знавательную, коммуникативную, вос­пи­тательную, аксиологическую, моти­вационную, социально-преобразовательную, про­гностическую, интеграцион­ную и др.

Осуществляя мобилизующую и интеграционную функции, идеология объеди­няет людей в социальное целое. Идеология несет в себе критиче­скую функцию. Она обладает критическим зарядом осмысления действи­тельности и ниспровержения иных идеологических кумиров. Когнитивная функция, идео­логии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеоло­гия неизбежно содержит в себе знания об обществе, ре­альные противоречия жизни, проблемы, связанные с характе­ром социаль­ной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной тра­дицией.

Конструктивная функцияполитической идеологии проявляется наи­более четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.

В нормативной функции фиксируется определенный политико-идеологи­ческий императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придержи­ваться .

Идеология не только наделяет действие смыслом, придает ему соци­альную зна­чимость, но выполняет и компенсаторную функцию, вселяя на- .* дежду на благополуч­ное изменение социального бытия, как бы компенси­руя социальную неудовлетворен

ность, дискомфорт в наличном бытии. 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорус­ской государствен­ности»

 

Понятие национальной идеологиивключает в себя систему взглядов, основан­ную на принципах общности нации и приоритета ее интересов в различных сферах общественной жизни. Оценивая это понятие, необходи­мо «погружать» его в кон­кретно-исторический контекст*. При определенных условиях, международных и внутренних, оно может способствовать консолидации нации в отстаивании ею сво­его самостоятельного экономи­ческого и политического развития, суверенитета и го­сударственной неза­висимости. Рост национального самосознания в нашей и других нацио­нальных республиках привел в последние годы к возрождению националь­ной идеологии, национальной культуры, языка, традиций, символики. Ос­новной функ­цией идеологии, понимаемой в таком контексте, с учетом на­циональных традиций и новаций реформируемого общества, должно быть достижение согласия, ценност­ного консенсуса общества по проблемам обеспечения коренных интересов граждан. Поскольку же идеология бело­русского государства может быть понята как выраже­ние системы ценно­стей и идей пришедших к власти политических сил, правомерно использо­вать термин «идеология белорусской государственности». Идеология госу­дарственности, таким образом, достаточно стабильное образование, нацеленное на долговременную перспективу, учитывающее национальные интересы и нормы общества, в котором важнейшим фактором дости­жения социального прогресса, наряду с гражданским обществом, являет­ся государство.Поэтому для трансфор­мирующегося общества, которым сегодня является Беларусь, чрезвычайно важно изучение и обоснование системы идеологических ценностей, выяснение через сис­тему социологи­ческих исследований личностного восприятия респондентами мо­дели го­сударственного устройства, функционирующей в республике, определить контуры оптимальной ее модели, систему экономических и политических ценностей и приоритетов, которые бы могли стать фундаментом в форми­ровании белорусской государственности и национальной идеологии.

В то же время, следует иметь в виду, что в своих крайних формах националь­ная идеология смыкается с национализмом, сепаратизмом и экс­тремизмом, служит обоснованием для стремления некоторых национали­стических элементов и групп к политическому лидерству и захвату госу­дарственной власти, приводит к пренебре­жительному отношению к инте­ресам других наций и национальных групп, к высоко­мерию, демонстрации личного превосходства, стремлению подчинить государствен­ные интересы локальным.

В нашем трансформирующемся обществе идёт процесс формирова­ния целост­ной системы политических ценностей, ориентированная на раз­личных представите­лей общества, результаты Референдума по новой ре­дакции Конституции, а также результаты проведенных социологических опросов позволяют предполагать, что конституционные нормы общественной жизни восприняты большинством населения и составляют базис­ные принципы формирования государственной идеологии. Так, гу­мани­тарная элита республики, выступившая в качестве эксперта в социологиче­ском ис­следовании, проведенном Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь по анкете «Государственное уст­ройство и политические ценности» (66,4% -кандидаты и 7,5% доктора наук, среди ко­торых преподаватели, старшие преподаватели, доценты, заведующие кафедрами со­ставляют 67,1%; 4,1% -директора институтов, ректоры высших учебных заведений, де­каны; 13% -старшие ведущие сотрудники, заведующие отделами; 6,2% - аспиранты) считает наиболее значимыми событиями для будущего республики и фун­даменталь­ными ценностями, которые имеют стратегическое значение в формировании бело­русской государственности, провозглашение незави­симости Беларуси, введение инсти­тута президентств, создание Союза Бе­ларуси и России, равный статус белорусского и русского языков. В проти­воположность пока еще бытующему в общественном сознании некоторых зарубежных исследователей мнению о Беларуси, как об «оплоте социализ­ма», опрос экспертов показал, что становление белорусской государствен­ности обусловлено укреплением законности и правопорядка (100%), ак­тивной борьбой с преступностью (96,6%). соблюдением гарантий прав и свобод граждан (94,5%), развитием многооб­разия форм собственности (93,1%), конкуренцией (89,7%), плюрализмом мнений (93,1%) и многопар­тийностью (93,1%), Эксперты не видят будущего за такими социали­стиче­скими ценностями, как монополизм государственных форм собственности (47,9%), восстановление военно-промышленного комплекса (63%), управ­ление государством ко­мандно-административными методами (79,4%), коммунистическая идеология (56,2%). Частный сектор, по мнению экспер­тов, должен формироваться за счет личных капита­ловложений (49,3%), кредитов (46,6%), инвестиций (44,5%). В сельском хозяйстве част­ный сек­тор должен составлять не менее двадцати пяти процентов (26,7%), можно дове­сти его до пятидесяти процентов (17,8% экспертов).4

Таким образом, верховенство закона, плюрализм мнений, многопар­тийность, мно­гообразие форм собственности, как определяющие ценности в формировании мировоз­зренческих приоритетов граждан Беларуси, а также высокая активность по участию в Референдуме 14 мая 1995 года (приняло участие 64,7%) и высокая избирательная активность населения республики в ходе парламентских 2000 года (61 %) и президент­ских 2001 года (83,86%) выборов, дают основание утверждать о формировании в об­ще­ственном сознании парадигмы демократических ценностей, политиче­ской зрелости и высоком уровне правосознания белорусских граждан.

С точки зрения методологического анализамировоззренческих ос­нов идеологии белорусского государства, она представляет собой состав­ную часть и специфическую междисциплинарную область социально-политического познания, включая элементы исторических, философских, экономических, политических, культурологических и дру­гих знаний, имеющую своим содержанием совокупность принципов и способов орга­ни­зации, развития и оценки теоретических взглядов и представлений об основах соци­ально-политического устройства белорусского общества, его исторических истоках и приоритетах развития, изучения механизмов функционирования национального само­сознания, системы норм и регулятивов, идеалов и ценностей, социального поведения и действия различных субъектов политики - партий, сообществ, отдельных обществен­ных дви­жений и деятелей, представителей различных социальных трупп, обеспе­чи­вающих сохранение традиций, а также динамику общественных преоб­разований, по­строение оптимальной модели государственного устройства, системы экономических приоритетов и политических ценностей Беларуси. Исследование истории становления и динамики белорусской госу­дарственности и белорусского государства, правовых и эко­номических ос­нов, политической культуры, роли государственных институтов и государ­ственной политики, а также общественных объединений и движений, пар­тий и сооб­ществ, изучение механизмов формирования мировоззренческих ценностей и приорите­тов социального развития белорусского государства, средств массовой информации, местного управления и самоуправления, линии государства в области внутренней и внешней, конфессиональной и молодежной политики, национальной безопасности и на­циональных инте­ресов и др. - таковы приоритеты методологического анализа идео­логии белорусского государства.