Создание в России систематизированной этнологии как науки

Широкогоров получил филологическое образование во Франции, в Сорбонне. Вернувшись в Россию, он отправился в этнографическую экспедицию на Дальний Восток для изучения одного из самых архаических этносов Евразии – тунгусов (эвенков). В 1922 году он был отправлен в научную командировку в Китай, откуда больше не вернулся из-за установления на Дальнем Востоке Советской Власти. С этого момента до своей смерти он проживал в Китае, продолжая заниматься научной деятельностью и публикуя свои труды на иностранных языках, в том числе на китайском.

Широкогоров ввел впервые в научный оборот понятие «этнос», который был принят как в русскоязычной науке, так и на Западе. «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, и обладающих комплексом обычаев, укладов жизни, хранимых и освещенных традицией, и отличаемых от обычаев других групп».

Важно, что Широкгоров выделяет в качестве еще одного фундаментального признака этноса – эндогамию, то есть легитимную возможность заключать брак внутри этой группы. В принципе эндогамии заложено то, что этнос состоит как минимум из двух экзогамных групп (родов), что качественно отличает его от расширенного представления о роде.

При рассмотрении проблемы этноса принципиально то, как Широкогоров понимает «социальную организацию», которая представляет собой «… комплекс этнографических элементов, регулирующих функционирование общества как постоянного конгломерата людей, образующих, в свою очередь, комплекс с определенным внутренним равновесием, дающим возможность этнической единице воспроизводить себя, сохранять экономическую систему, материальную культуру, умственную и психическую деятельность, т.е. обеспечивать непрерывность существования этнической единицы в ее целостности»

Данное определение образует ядро этносоциологии. Главное в нем – определение общества («соц. организации») через этнос.

Соц. организация (койнема) отличается следующими характеристиками. Она состоит из «комплекса этнографических элементов» (комплекс-1); которые регулируют «функционирование общ-ва»; общество определяется как «постоянный конгломерат людей»; который, в свою очередь, образует вторичный комплекс (комплекс-2); основной смысл которого – сохранять «внутреннее равновесие»; которое в свою очередь, обеспечивает «этнической единице» (этносу, обществу) возможность:

• воспроизводить себя,

• сохранять (=обеспечивать непрерывность и целостность) себя как

• экономическую систему

• материальную культуру

• умственную психическую деятельность.

Соц. орг. может быть рассмотрена в разных ситуациях. В том случае, когда этнос пребывает в устойчивом и сбалансированном состоянии, комплекс-2 в нем практически полностью совпадает с комплексом-1. Воспринятые по традиции принципы и установки и выработанные на их основе решения и действия полностью совпадают и находятся между собой в строгой гармонии. Люди и группы поступают так, как этого требует этническая культура («этнографический комплекс») и передают следующему поколению – не только через образование или обучение, но через системы мелких и крупных действий, решений, поступков. Но этот процесс при определенных обстоятельствах может быть нарушен. И тогда вторичный комплекс (равновесия) может отличаться от первичного (этнографического) с соответствующим изменением модели равновесия и трансформациями традиций и обычаев. Это и есть структурное объяснение социальных и исторических изменений, происходящих в этносах и, соответственно, обществах.

Широкогоров формулирует важный закон равновесия культур. Основная идея состоит в наблюдении на основе полевых исследования этносов за связью между собой трех факторов: • количеством членов этнической единицы, • территории, которую она занимает ии• уровнем культурного и технологического развития.

Широкогоров предлагает для исследования этих закономерностей следующую формулу: q/ ST=ω

В этой формуле: q – количество населения этнической группы, S – условный уровень культуры (по степени сложности и технологической развитости), T – площадь территории, которую занимает этнос, а ω – постоянная величина, которую Широкогоров называет «коэффициентом этнического равновесия». Если считать, что количественный состав этноса остается постоянным (этнос не вымирает), то две остальные переменные оказываются обратно пропорциональными друг другу: уменьшение этнической территории влечет за собой (провоцирует, требует) увеличение уровня культурно-технологического развития; расширение пространства расселения может привести к снижению культурно-технологического уровня.

Широкогоров считает этот закон универсальным. На самом деле, он полностью применим в том случае, если мы имеем дело с этносом в чистом виде, а не с его производными (народом, нацией, гражданским обществом и т.д.).

Идея о циклическом развитии этносов сформулирована у Широкогорова, который интерпретирует этнос как живой организм. И как живой организм этнос проходит периоды роста, расцвета и упадка. Это чаще всего проявляется в количественном показателе – увеличении числа членов этноса. Исходя из закона этнического равновесия, этот процесс автоматически должен сопровождаться либо ростом контролируемой территории, либо повышением культурно-технологического уровня. Упадок этноса выражается в сокращении населения, но может также проявляться в понижении культурно-технического уровня, если количество населения остается фиксированным.

С.М.Широкогоров выделяет три типа среды, в которой живет этнос.

Первичной средой является природная среда. Она воплощена в переменной T в формуле этнического равновесия и может быть синтезирована в представлении о кач. пространстве. Взаимодействие со средой – с климатом, географией, флорой и фауной – составляет важнейшее измерение этнического бытия и формирует содержание «этнографического комплекса».

Вторичная среда состоит из социальных институтов, культуры, техники, экономических механизмов и находится в гармонии с первичной средой. Структурное единство и гармонизация первой и второй среды, экологическая ориентация культуры являются характерным отличием этнических обществ в их наиболее архаическом и простом состоянии. В формуле этнического равновесия вторичной среде соответствует переменная S.

Третичной средой является межэтническая среда, то есть поле, в котором осуществляется взаимодействие между этносами. Различие этнических культур («этнографического комплекса») порождает зазор, дифференциал в этой этнической среде, который является причиной ряда социальных явлений.

Широкогоров предложил рассматривать три типа взаимодействия этносов между собой:

комменсализм – форма симбиоза (сожительства) двух этносов, которые взаимодействуют друг с другом, но это взаимодействие и обмен не принципиальны ни для того, ни для другого, и в случае отсутствия не причинят никому из них серьезного ущерба;примером таких отношений могут быть русские поселенцы Сибири и местные аборигены, а также этносы Южной Америки, уживающиеся на одной территории -- земледельцы и охотники Бразилии

кооперация (когда каждый из двух этносов жизненно заинтересован в другом, и в случае разрыва связей оба серьезно пострадают);например, между индийскими кастами или между завоевателями, выделившимися в сословия дворянства или рыцарства (например, германцы), и местным населением (галлы, славяне).

паразитизм (когда один из этносов существует за счет другого, и если разорвать их альянс, то паразитирующий погибнет, а тот, на котором паразитирует другой, выздоровеет).

Еще одной формой межэтнических взаимодействий является, по Широкогорову, война. Это экстремальный, но постоянный формат межэтнических отношений. Этнос на подъеме подминает под себя этнос в состоянии стабильности или пребывающий в упадке. «Война есть естественное стремление (психически) растущего этноса, проявляющего таким образом свою биологическую мощь, - война есть чисто биологическая функция этноса, облекаемая им в различные идеологические формы, в зависимости от общего культурного состояния.

Особое внимание следует уделить поздним исследованиям Широкогорова в области того, что он назвал «психоментальным» комплексом – устойчивой надындивидуальной структуры, составляющей парадигму этнического бытия в его духовных и интеллектуальных измерениях.

Особое внимание он уделяет феномену шаманизма как центральному моменту этнического бытия. Именно Широкогоров утверждает, в частности, что транс шамана нельзя рассматривать как психическое заболевание, во-первых, потому что в культуре тунгусов и других архаических племен вообще нет строгого эквивалента понятию «психическое заболевание». Во-вторых, шаман характеризуется тем, что контролирует себя, свои действия и состояния даже в состоянии транса, то есть, будучи отличным от обычного, его психическое состояние составляет особую разновидность нормы. В-третьих, среди представителей архаических народов встречаются явления, которые действительно напоминают психические расстройства людей комплексных обществ, но такие люди как раз очень редко становятся шаманами.

Таким образом, «развитие этноса происходит не по пути усложнения каждого явления, но по пути приспособления всего комплекса явлений, – этнографических, психических (физиологических) и т.д. в целях сохранения этноса и, таким образом, наряду с развитием (усложнением) некоторых явлений может происходить редукция». «Этносы приспосабливаются к среде двояким образом, во-первых: изменением своих потребностей или изменением своих органов и особенностей, во-вторых: изменением самой среды».«Осознание этносом отношения его к среде, как и осознание процесса движения при расселении и бытии, составляет содержание духовной культуры этноса, развитие которой зависит прежде всего от количества полученного для наблюдения материала, что в свою очередь обусловлено степенью сложности отношений и интенсивности процесса движения».

Далее, Широкогоров строит на основании этнологического метода футурологический прогноз. «Будущее человека, поскольку его можно видеть в движении этносов, имеет некоторый предел, с приближением к которому либо должно приостановиться дальнейшее развитие (усложнение) культуры, либо должно произойти сокращение территории, что равносильно и в том и в другом случае гибели этносов, а вместе с тем и современного вида человека. По аналогии с видами других животных можно предположить, что:

1) современный вид человека должен иметь меньшую длительность существования, чем другие виды, и

2) конец его должен наступить вследствие невозможности приспособления к имеющим измениться условиям первичной среды,

3) непосредственное выражение конца человека, вероятно, будет проявлено в гипертрофическом развитии культуры и интеллекта человека, подавляющего естественное отправление биологических функций его,

4) формою, в которую уложится это подавление, можно думать, будет вмешательство человека в регулирование самовоспроизведения, т.е. зачатия и рождения потомства.

Особенности подхода Широкогорова:

1. рассматривает человека как существо биосоциальное, выделяя в нем природную и культурную составляющие;

2. не признает особого концептуального значения за термином «народ» («лаос»), считая его излишним. Таким образом, он упускает важнейший момент этносоциологии – переход от этнического общества к его производным, с соответствующими трансформациями социальных структур.

3. Некоторые формы этнических явлений Широкогоров трактует материалистически, полагая, что множество процессов в этносе можно объяснить изменением окружающей среды как совершенно самостоятельного природного явления. Кроме того, по умолчанию предполагается, что главной движущей силой человека является поиск ресурсов материального выживания.