Луи Дюмон: иерархический человек и холизм

Применил социологический метод к изучению индийского общества. Он описал кастовую систему как модель привнесения «трансцендентности» в социальную систему, то есть усвоения обществом концепции «иного». Дюмон подчеркивает, что социальная стратификация в крайней форме ее кастового выражения (как в индийском обществе) воплощает в себе бинарные оппозиции особого толка. Эти бинарные пары могут быть выстроены в общей формуле: целое/часть.

Холизм выражается в признании превосходства целого над частным, индивидуальным. Холистское общество исходит из того, что наибольшей реальностью наделено само общество. А отдельные индивидуумы реальны через сопричастие к этому целому: их бытие двойственно – с одной стороны, как части целого, они соучаствуют в высшем бытии целого, а с другой имеют и собственное бытие, гораздо более низкого второстепенного свойства, часто отождествляемого с нечистым, неподинным или иллюзорным (индийская майя).

Прямо противоположной парадигмой, по Дюмону, является современное западноевропейское общество. Нормативная бинарность выражается общей формулой: одна часть/другая часть. Вместо интегрирующего холизма мы имеем индивидуализм, где каждая часть рассматривается как самостоятельная инстанция. Этому посвящена его работа «Эссе об индивидуализме».

Дюмон тщательно разбирает генезис индивидуализма – как идеологии, методологии, философии. Некоторые традиционные общества (например, индийское, ранне-христианское и отчасти европейское Средневековье) знают концепт «индивидуума вне мира». Это идеал отшельника, йогина, монаха. Такой индивидуум покидает общество (нормативно холистское) и вместе с ним мир, утверждая индивидуализм через свой уход. Между «инвидуумом вне мира» и холизмом остального общества отношения иерархичны: они не лежат на одной плоскости (либо-либо). Будучи высшим и признанным таковым, аскет или отшельник не стремится изменить само общество и не вмешивается в его дела.

Но в определенный момент происходит переход от «индивидуума вне мира» к «индивидууму внутри мира». Этот процесс начинает проявляться в Западной.

Холистское общество, описанное Дюмоном относится к тому, что мы называем «этносом» и «народом/лаосом». Для этноса цельность (холизм) является максимальной и абсолютной, а иерархия еще полностью свободна от стратификаци и властных отношений.

Народ/лаос – это дифференцированное и стратифицированное, а также полиэтническое общество, основанное на визуализации и усвоении трансцендентного в форме социально-политической модели.

Дюмон предлагает отказаться от европейского этноцентризма (он называет его «социоцентризмом), и признать равноправие холистских и индивидуалистических социальных моделей, как свойств различных обществ и культур в разные времена.

Дюмон полагает, что подлинно социологическим и научным является такой подход, который, описывая холистское общество с помощью апарата индивидуалистической идеологии и методолгии, позволяет самому индивидуалистическому обществу быть описанным в критериях холизма.