Базовые показатели финансового менеджмента

 

Система базовых показателей, используемых в финансовом менеджменте, призвана удовлетворять информационные потребности как внутренних, так и внешних пользователей. Исходным пунктом построения этой системы служит выручка от реализации продукции:

 
 

 

где В – выручка, QI – объем продаж i-го вида продукции, Цi - цена единицы i-го вида продукции, n – количество видов продукции.

В составе цены, если описывать ее самыми крупными штрихами, можно выделить четыре части, различных по экономическому содержанию: стоимость материальных ресурсов, заработную плату, амортизацию и прибыль. Тогда общий объем выручки, полученной предприятием, по своему экономическому содержанию тоже распадается на те же 4 части, предназначенные для покрытия затрат и формирования прибыли (рис.5).

В нижней части рис.5 элементы затрат выделены несколько подробнее. Особое внимание следует обратить на проценты за кредит, включаемые в себестоимость продукции. Обычно эти затраты считают одной из составных частей постоянных затрат и не уделяют им особенного внимания. В данном курсе, поскольку финансовый менеджмент имеет дело с источниками финансирования бизнеса, различие между заемными и собственными средствами, а следовательно, наличие (и величина) или отсутствие финансовых издержек, связанных с использованием заемных средств, приобретают принципиальное значение.

Выделение в составе затрат финансовых издержек приводит к качественно иному пониманию прибыли. Предприятие должно за счет выручки от реализации не только покрыть свои затраты, но и получить излишек, достаточный для выплаты процентов за кредит.

Теперь возьмем все 7 «кубиков» из нижнего ряда на рис.4 и покажем с их помощью, что представляют собой основные показатели, принятые в финансовом менеджменте (рис.6). Для этого будем последовательно убирать из начальной строки один или два, если они взаимосвязаны, элемента. Получим последовательность показателей, каждый из которых меньше следующего.

Если из выручки без НДС (В) вычесть материальные и приравненные к ним затраты (услуги, налоги, включаемые в себестоимость, например, на пользователей автодорог) (М), получим показатель добавленной стоимости(ДС):

В – М = ДС.

Это так называемая вновь созданная стоимость, стоимость, добавленная в результате обработки к стоимости исходных материалов. Если добавленная стоимость отрицательна, это означает, что цена реализации не позволяет покрыть даже прямых материальных затрат. Следующий производственный цикл в этом случае не может быть начат, т.е. производство нельзя продолжать, т.к. выручка от продажи продукции не дает возможности закупить материалы для начала нового производственного цикла. Добавленная стоимость должна быть достаточной, чтобы покрыть заработную плату с начислениями, амортизацию оборудования и других основных фондов, проценты за кредит и дать прибыль. На макроэкономическом уровне сумма добавленной стоимости, созданной на всех предприятиях, представляет собой (за вычетом косвенных налогов, которые мы исключили с самого начала) аналог валового национального продукта, .

 

 

 
 

 

 


Теперь из добавленной стоимости вычтем величину З - заработную плату и связанные с нею выплаты работодателя на различные социальные нужды (единый социальный налог, куда входят отчисления в пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования). Оставшаяся величина носит название «брутто-результат эксплуатации инвестиций» (БРЭИ) или «условно-чистая продукция». БРЭИ используется в финансовом менеджменте как один из основных промежуточных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Представляя собой прибыль до вычета амортизационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль, величина БРЭИ является первейшим показателем достаточности средств на покрытие всех этих расходов (налоги — те же расходы). Более того, по удельному весу БРЭИ в добавленной стоимости можно судить об эффективности управления предприятием и составить общее представление о потенциальной рентабельности и гибкости предприятия.

БРЭИ -это разница между стоимостью произведенной продукции и стоимостью понесенных при этом затрат, включая стоимость рабочей силы. Правда, при этом не учтены затраты, связанные с износом средств производства, используемых в течение многих лет, поэтому этот показатель «условно-чистый», или «грязный», что и означает слово «брутто».

 

 

 


ДС – З = БРЭИ .

 

Износ основных фондов в стоимостном выражении равен величине амортизации (А). Вычитая ее из показателя БРЭИ, получим так называемый нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), т.е. «чистый» результат, или чистую продукцию.

 

БРЭИ – А = НРЭИ.

 

Ближайшим макроэкономическим аналогом этого показателя является национальный доход (отличается от суммы НРЭИ по всем предприятиям тем, что включает в себя отчисления на социальное страхование, у нас уже исключенные).

Показатель НРЭИ называют также «прибыль до вычета процентов и налогов», Earnings Before Interest and Taxes (EBIT), «операционная прибыль».

На практике для быстроты расчетов можно принимать за НРЭИ балансовую прибыль (БП), восстановленную до нетто-результата эксплуатации инвестиций прибавлением процентов за кредиты, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Таким способом можно избежать двойного счета процентов, ибо часть их, относимая, по действующему законодательству, на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, содержится в самой балансовой прибыли.

Официальная отчетность предприятия дает возможность вычислить величину НРЭИ. Для этого нужно в отчете о прибыли и убытках (форма 2) к строке 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения», где размещается показатель балансовой прибыли, добавить значение из строки 070 «Проценты уплаченные».

Далее из операционной прибыли вычитают проценты за кредит (финансовые издержки) и получают балансовую прибыль, из балансовой прибыли вычитают налог на прибыль и оставшуюся часть называют (у нас в России) чистой прибылью. В отчетах иностранных компаний Вы можете встретить слова «чистая прибыль» или «объявленная прибыль» там, где у нас по смыслу стояла бы балансовая прибыль.

Если условиться временно считать материальные затраты и заработную плату прямыми переменными затратами, то можно весь иерархический ряд показателей, изображенных на рис.5, представить как последовательность все более сужающихся представлений о прибыли, по мере того, как мы расширяем представление о затратах предприятия:

 

 

Таблица 3

Иерархия показателей прибыли

 

Исходный показатель Вычитаем Получаем
Выручка Материальные затраты Добавленная стоимость
Добавленная стоимость Заработная плата с начислениями БРЭИ Если считать затраты на материалы и зарплату переменными, то это Маржинальная прибыль
БРЭИ Амортизация НРЭИ, или Операционная прибыль или прибыль до вычета процентов и налогов, EBIT
НРЭИ Проценты за кредит Балансовая прибыль
Балансовая прибыль Налог на прибыль Чистая прибыль
Чистая прибыль Расходы из чистой прибыли (проценты по облигациям, дивиденды на привилегированные акции, а также штрафы, налоги, содержание объектов соцкультбыта) Распределяемая прибыль
Распределяемая прибыль Капитализируемая прибыль (на развитие предприятия и пополнение оборотных средств) Дивиденды на обыкновенные акции

 

Интересно сопоставить эти показатели с основными группами внешних пользователей отчетности предприятия (табл.4).

 

Таблица 4

Экономические интересы внешних пользователей финансовой отчетности и источники их удовлетворения

 

Пользователи Экономические интересы Источники удовлетворения
Банки и другие заимодавцы Проценты за кредит Операционная прибыль
Государство Налоги Балансовая прибыль
Акционеры и инвесторы Дивиденды Чистая прибыль

 

Показатель операционной прибыли является самым общим, включает в себя источники удовлетворения интересов всех категорий внешних пользователей, именно поэтому этот показатель принят в качестве основного при расчете прибыльности испольвлетворения интересов всех категорий внешних пользователей, именно поэтому этот показатель принят в качестве основного при расчете прибыльности использования капитала, оценке стоимости компании и в других расчетах. Операционная прибыль больше балансовой на величину процентов за кредит. Признавая тот факт, что для управления стоимостью компании одним из ключевых вопросов является правильное сочетание собственных и заемных источников финансирования, в финансовом менеджменте на передний план выдвигается показатель операционной прибыли, в отличие от бухгалтерского и особенно налогового учета, ориентированного на интересы государства и правильное исчисление балансовой и налогооблагаемой прибыли.