Анализ дисконтированного денежного потока

Глава 3 Основные достижения финансового менеджмента как науки

Литература

Вопросы к главе 2

Теория асимметричной информации

Менеджеры обычно обладают большей информацией о финансовой ситуации, сложившейся в компании (а значит, и о ее перспективах), чем другие заинтересованные участники. Разная степень информированности менеджеров и потенциальных инвесторов называется асимметричной информацией. На практике такая ситуация складывается достаточно часто, различается только степень асимметричности информации.

Обладая асимметричной информацией, менеджеры могут изменять мнение внешних наблюдателей о фирме. Некоторые действия менеджеров (например, выплата повышенных дивидендов; сообщения о новых научных разработках, которые должны принести сверхприбыль и т.д.) называются сигналами. Менеджеры направляют сигнал инвесторам, что приводит к увеличению спроса на акции компании и росту их стоимости.

Кроме того, асимметричность информации проявляется в ситуации кредитования. Кредитор (обычно, банк) обладает меньшей информацией о фирме, чем ее финансовый менеджер. Более того, представляя в банк необходимую для взятия кредита информацию, финансовый менеджер всегда старается представить ситуацию в компании в наилучшем свете. Если финансовый менеджер является добросовестным и не искажает информацию, он все равно подает ее с учетом цели «взятие кредита на оптимальных условиях».

Асимметричность информации, таким образом, неизбежна, варьируется лишь степень асимметричности информации (в зависимости от осведомленности кредитора и стиля работы финансового менеджера).

 

 

1. Какой рынок называют идеальным? В чем его основные отличия от реальных рынков?

2. Что такое агентский конфликт? Между какими сторонами он может возникнуть?

3. Назовите возможные пути разрешения (хотя бы частичного) агентских конфликтов.

4. Что подразумевается под «асимметричной информацией»?

5. Как финансовый менеджер может использовать «асимметричность информации» практически?

 

 

 

1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. – М.: Инфра-М, - 2002;

2. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. - СПб.: Экономическая школа, 1997;

3. Колб Р.Б., Родригес Р. Дж. Финансовый менеджмент. – М.: Издатество «Финпресс»,2001;

4. Лытнев О. Курс лекций «Основы финансового менеджмента» - 2000, http://www. aup.ru ;

5. Станиславчик Е.Н. Основы финансового менеджмента. – М.: «Ось-89»,2001.

 


 

 

 

Деньги сегодня стоят дороже, чем деньги завтра. «Сегодняшние деньги» могут принести «дополнительные деньги» к «завтрашнему дню». Именно этот возможный дополнительный доход и составляет разницу в стоимости сегодняшних и завтрашних денег.

Анализ дисконтированного денежного потока (DCF) – это оценка будущих денежных потоков, приведение их к сегодняшним условиям и оценка их стоимости на текущий момент. Впервые концепция DCF была разработана Д. Б. Уильямсом (1938 год).

Анализ DCF основан на понятии временной стоимости денег. Он может быть осуществлен в 4 этапа:

1. Размер прогнозируемых денежных потоков.

2. Оценка степени риска для денежных потоков.

3. Включение оценки риска в анализ.

4. Определение приведенной стоимости денежного потока.

Анализ DCF связан с концепцией альтернативных затрат (упущенных возможностей). Вкладывая деньги в проект, дающий меньший дисконтированный денежный поток, чем другой проект фирма несет экономические издержки (эти издержки не являются бухгалтерскими, так как не отражаются в отчетности и не влияют на бухгалтерскую прибыль фирмы).