ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ.
ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ.
Мышцы работают нормально.
АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ.
Причины: поражение постцентральных отделов левого полушария.
Основной дефект: дефект артикуляции, являющийся следствием нарушения кинестетической афферентной основы артикуляции.
Симптомы:
· Замены отдельных артикуляций. В грубых случаях смешиваются далекие по артикуляции звуки х-т, в негрубых случаях смешиваются близкие по артикуляторной схеме звуки п-м , л-т-н.
· Нарушение произнесения малоусвоенных слов.
· Системные расстройства: нарушение письма, когда для написания слова необходим его слуховой анализ. Характерны следующие ошибки: халат-хатат, парта-парна. Эти ошибки могут быть устранены при опоре на зрительный образ. Нарушение чтения.
Чтение упрощенных стереотипов сохранно, а слова, требующие артикуляторно куляторного проговаривания, содержат ошибки.
Причины: поражение нижних отделов премоторной области (зона Брока).
Основной дефект: невозможность превращения отдельных двигательных импульсов в последовательную кинетическую мелодию.
Симптомы:
· Больной правильно артикулирует первый согласный звук, далее идут трудности с переключением.
В наиболее грубых случаях невозможна артикуляция не звуков, ни слов. В более легких случаях наблюдаются речевые персеверации, т.е. застревание на отдельном звуке.
В большей степени при этой форме афазии нарушается непроизвольная речь, когда больной должен выполнить что-то по вашему заданию.
В меньшей степени нарушается произвольная речь. Слово, которое больной не может произнести в непроизвольной речи, может быть произнесено в произвольном потоке.
· Симптом телеграфный стиль. Это замена целого высказывания отдельными словами, чаще всего существительными в именительном падеже.
· В качестве системных расстройств - нарушения письма.
Пример: Мой старший сын студент института - Сын мой мо теперь видим как это сын староста студень… т.е. набор слов, которые близки по артикуляторной схеме к тому, что надо сказать.
Причина: поражение передних отделов премоторной области, расположенных кпереди и выше зоны Брока.
Основной дефект: невозможность формирования, программирования речевого процесса, отсутствие контроля и регуляции.
Симптомы:
· Трудности вспоминания, использования отдельных слов, прежде всего глагола. Сужение словарного запаса.
· Возникают аграмматизмы - это либо нарушение полноты фразы, либо чрезмерная избыточность этой фразы.
· Нарушение предикативной схемы фразы, т.е. резко снижается использование в речи глаголов.
· Эхолалии. Т.е. больной в ответ на вашу фразу, инструкцию, вместо выполнения того, что надо сделать произносит последние слова этой инструкции.
· Системные расстройства - это также нарушения письма, но они проявляются меньше, чем в устной речи. Связано это с тем, что как бы присутствует ситуация контроля - больной видит перед собой то, что пишет.
Если мы сопоставим рассмотренные формы афазий с той психологической структурой речепонимания и речепроизводства, то можно увидеть, что каждая форма афазий соответствует выпадению какого-то отдельного звена в этой психологической структуре речи.
Семантическая афазия- этап, когда необходимо из речевого потока выделить его смыслоразличительные признаки.
Акустико-мнестическая афазия - больной не в состоянии удерживать воспринимаемые на слух слоги, слова - то есть нет возможности сложить предложение.
Амнестическая афазия - невозможность по слову представить себе предмет и наоборот, т.е. нет возможности сопоставлять слышимые слова с теми словами, которые хранятся в нашей памяти, чтобы понять значение и смысл.
Семантическая афазия - невозможность понимания логико-грамматических конструкций - нет смысла фразы.
Далее начинаются поражения моторной области, связанной с проговариванием,и нарушения премоторной области, связанные с нарушением программирования и контроля.
Классификация А. Р. Лурия - это не единственная классификация. Для классификаций у разных авторов разные обоснования. Лурия использовал психологическую структуру процесса речи.
ЛЕКЦИЯ 11.Нарушения памяти и внимания.