Афазии.

D. Теменно-премоторный уровень или уровень действий.

Субстратом является кора- теменная или премоторная области.

Ведущая афферентация на этом уровне поступает от предмета (не как геометрическая форма, а как смысловой образ, в отношении которого строится действие). Т.к. предмет заставляет выполнять действие определенным образом.

Нарушения этого уровня приводят к апраксиям.

 

Е. Субстратом предполагаются лобные доли мозга.

Этот уровень должен обеспечивать символические или условные смысловые действия. Это как бы уровень создания мотива двигательного акта. Нарушения этого уровня должны выражаться в системных персеверациях. Это уровень создания программы действия, двигательного акта, который состоит из ряда составляющих его компонентов.

Как эти уровни взаимодействуют между собой?

Например, письмо:

а. Создание тонуса для письма.

в. Двигательная колебательная синергия.

с. Положение пера относительно той поверхности, на которой пишут.

d. Буква выступает тем предметом, который необходимо сделать в процессе письма. Каждая буква имеет свое собственное начертание. Это написание буквы и задает этот уровень.

e. Фонетика, орфографическая перешифровка. Перешифровка мысли в слово.

Заключение: Таким образом, все уровни взаимодействуют между собой в любом психическом процессе.

Если мы посмотрим с точки зрения иерархии построения движений то мы видим, что не только 4 формы апраксии являются теми нарушениями, при которых появляется нарушение движений и действий.

Целый ряд подкорковых структур также включается в движение, обеспечивая различные его стороны: тонус, синергии, целевой характер действия и наконец только на корковом уровне включаются такие компоненты построения двигательного акта как предметность двигательного акта и смысловое содержание двигательного акта.

Таким образом, мы видим, что функциональная система включает в себя ряд подкорковых уровней и ряд корковых структур.

ЛЕКЦИЯ 10.Нарушения речи при локальных поражениях мозга.

Выделяют два основных вида речи: импрессивная речь и экспрессивнаяречь, т.е. речепонимание и речепроизводство.

Существуют такие понятия как речепорождение- это путь от мысли к слову (экспрессивная речь) и речепонимание как бы обратный путь - от слова к мысли (импрессивная речь).

Таким образом, процесс формирования высказывания начинается с замысла.

Механизмом превращения мысли в речь является внутренняя речь. Внутренняя речь рассматривается как структура, от которой за счет определенного ряда переходов происходит формирование внешнего высказывания. Внутренняя речь представляет собой глубинную смысловую часть высказывания, а внешнее высказывание - поверхностную, синтаксическую структуру высказывания.

Психологические составляющие процесса порождения речи:

1. Мотив, который служит побудителем мысли.

2. Общая схема высказывания.

3. Процесс поиска или выбора отдельных слов для выражения мысли. Причем этот выбор производится из множества вероятных возможностей.

4. Процесс связывания слов в целостное высказывание - синтагму.

Синтагматический компонент речепорождения - это как бы совокупность правил, по которым слова объединяются друг с другом. Мы говорим: ”Собака лает”, но не можем сказать: ”Собака разговаривает”. “Дом горит”, но не “дом бежит”, т.е. слова сами по себе как бы подготовлены к тому, чтобы объединиться каким то образом.

5. Моторный процесс проговаривания слов.

Мы перечислили все те составляющие, которые необходимы для процесса речепорождения.