Гностическое расстройства при поражении височной области ЛП.

Любой психической процесс опирается на работу двух полушарий.

Возникает вопрос: имеет ли ПП какое-либо значение в речевых функциях?

· Инактивация ПП приводит к обострению восприятия звуков и увеличению речевой активности. Т.о. ПП оказывает тормозящее воздействие на речевое ЛП.

· ПП оказывает функцию защиты от помех и обеспечивает восприятие интонационных характеристик, эмоциональные характеристики речи.

Какова же роль левого полушария в неречевых функциях?

Как видно из вышесказанного, все перечисленные дефекты могут быть связаны и с левым полушарием мозга.

 

(На основе воспринимаемых звуков не формируется целостный образ слова или слога.)

 

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ.

Основной дефект: нарушения фонематического слуха - невозможность восприятия звуков речи.

Причины: нарушения средних отделов левой височной области.

Симптомы:

· непонимание обращенной речи, непонимание зашумленной речи, трудности восприятия слов с оппозиционными фонемами.

· литеральные парафазии – замены букв в словах, из-за трудности в восприятии схожих фонем.

Степень выраженности нарушения различения звуков речи, может быть:

- максимальной (нарушена дифференциация всех речевых звуков);

- средней(нарушено различение близких фонем);

- минимальной (при сохранности анализа фонем, дефектно восприятие пар слов, различающихся только по одному фонематическому признаку, а также слов, редко употребляемых или сложных по звуковому составу).

Несмотря на то, что центральным симптомом является нарушение понимания речи, воспринимаемой на слух, речевой дефицит имеет системный характер и обнаруживается не только в импрессивной (обращаемой к пациенту), но и в экспрессивной (обращение пациента) речибольного, которая в наиболее выраженных вариантах синдрома имеет характер «словесной окрошки».

Пример: Речь таких больных представляет набор слогов, а также отдельных речевых конструкций типа вводных слов, междометий и эмоциональных восклицаний. Важно отметить, что при этом выразительные составляющие речи (интонация, жесты, мимика, направленность на диалог) могут оставаться сохранными.

В более мягких случаях дисфункции вторичных отделов височной области нарушение понимания проявляется в феномене «отчуждения»смысла слова при правильном воспроизведении его звуковой оболочки, а в экспрессивной речи при этом имеют место трудности подбора слов при построении высказывания, нарушение номинативной функции речи.

В пробах, на называние зрительно предъявляемых объектов, больные испытывают затруднения в актуализации наименования предмета, которые характеризуются либо удлинением латентного периода при подборе нужного наименования, либо литеральными парафазиями, т.е. заменой слова-наименования другим, сходным с искомым по звучанию.