Гностическое расстройства при поражении височной области ЛП.
Любой психической процесс опирается на работу двух полушарий.
Возникает вопрос: имеет ли ПП какое-либо значение в речевых функциях?
· Инактивация ПП приводит к обострению восприятия звуков и увеличению речевой активности. Т.о. ПП оказывает тормозящее воздействие на речевое ЛП.
· ПП оказывает функцию защиты от помех и обеспечивает восприятие интонационных характеристик, эмоциональные характеристики речи.
Какова же роль левого полушария в неречевых функциях?
Как видно из вышесказанного, все перечисленные дефекты могут быть связаны и с левым полушарием мозга.
(На основе воспринимаемых звуков не формируется целостный образ слова или слога.)
СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ.
Основной дефект: нарушения фонематического слуха - невозможность восприятия звуков речи.
Причины: нарушения средних отделов левой височной области.
Симптомы:
· непонимание обращенной речи, непонимание зашумленной речи, трудности восприятия слов с оппозиционными фонемами.
· литеральные парафазии – замены букв в словах, из-за трудности в восприятии схожих фонем.
Степень выраженности нарушения различения звуков речи, может быть:
- максимальной (нарушена дифференциация всех речевых звуков);
- средней(нарушено различение близких фонем);
- минимальной (при сохранности анализа фонем, дефектно восприятие пар слов, различающихся только по одному фонематическому признаку, а также слов, редко употребляемых или сложных по звуковому составу).
Несмотря на то, что центральным симптомом является нарушение понимания речи, воспринимаемой на слух, речевой дефицит имеет системный характер и обнаруживается не только в импрессивной (обращаемой к пациенту), но и в экспрессивной (обращение пациента) речибольного, которая в наиболее выраженных вариантах синдрома имеет характер «словесной окрошки».
Пример: Речь таких больных представляет набор слогов, а также отдельных речевых конструкций типа вводных слов, междометий и эмоциональных восклицаний. Важно отметить, что при этом выразительные составляющие речи (интонация, жесты, мимика, направленность на диалог) могут оставаться сохранными.
В более мягких случаях дисфункции вторичных отделов височной области нарушение понимания проявляется в феномене «отчуждения»смысла слова при правильном воспроизведении его звуковой оболочки, а в экспрессивной речи при этом имеют место трудности подбора слов при построении высказывания, нарушение номинативной функции речи.
В пробах, на называние зрительно предъявляемых объектов, больные испытывают затруднения в актуализации наименования предмета, которые характеризуются либо удлинением латентного периода при подборе нужного наименования, либо литеральными парафазиями, т.е. заменой слова-наименования другим, сходным с искомым по звучанию.