Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Содержание финансовой отчетности

 

Содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций определяет положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н). Данный документ отчасти повторяет отдельные разделы ФЗ «О бухгалтерском учете». Кроме этого в нем приведена укрупненная номенклатура статей основных отчетных форм – баланса и отчета о прибылях и убытках. В ПБУ также зафиксировано, что бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

В системе бухгалтерского учета заложена возможность использования нескольких оценок одного и того же объекта учета. Например, основные средства могут оцениваться как по первоначальной, так и по остаточной стоимости. Для обеспечения такой возможности в учете выделяют взаимосвязанные счета, получившие названия основных и контрарных (регулирующих). Так, в случае с нематериальными активами выделяется основной счет 04 «Нематериальные активы», на котором эти активы отражаются по первоначальной стоимости, контрактивный счет 05 «Амортизация нематериальных активов», предназначенный для аккумулирования начисленной амортизации. Разность между сальдо счетов 04 и 05 дает текущую остаточную стоимость нематериальных активов.

Таким образом, суть нетто-принципа состоит в отсутствии в балансе представления основных статей и соответствующих им регулятивов, а в отражении в балансе результатов. Так, например, нематериальные активы показываются по остаточной стоимости.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Термин баланс употребляется как символ равновесия, равенства. Он не является специфическим бухгалтерским термином, но также широко используется и в других разделах экономической науки, в политике, в повседневной жизни. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет несколько значений: а) равенство итогов при проведении записей по счетам и группировке средств хозяйствующего субъекта в различных разрезах; б) итог основной отчетной формы; в) наименование основной отчетной формы.

Значение баланса как основной отчетной формы исключительно велико, поскольку этот документ позволяет получить достаточно наглядное представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах: а) по составу (виду), б) по источникам формирования. Иными словами, одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, показывается двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). В нашей стране традиционно баланс представлен в виде двусторонней таблицы. В левой части этой таблицы размещаются активы предприятия, а в правой — его пассивы; в этом случае общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают. (Отметим, что в российской учетно-аналитической практике принято итог баланса называть валютой баланса).

Поскольку одно из предназначений баланса состоит в характеристике изменений в финансовом состоянии предприятия за отчетный период, он содержит две колонки показателей — на начало года и конец периода (например, квартала, полугодия, года). Для балансов двух смежных лет должно выполняться следующее правило: данные на начало года п должны совпадать с данными на конец года (п - 1); подразумевается, что структура баланса и состав статей при этом не меняются.

Баланс предприятия характеризует его средства по их составу (актив) и источникам образования (пассив). При основании предприятия владельцы обычно вкладывают в виде инвестиций денежные средства в оборудование, товарно-материальные ценности и т.д. Эта собственность, или экономические ресурсы, вкладываемые владельцем, называются активами. В начале деятельности предприятия стоимость активов должна быть равна сумме вкладов владельцев.

Активы также могут приобретаться у кредиторов. Например, предприятие может занять деньги для осуществления закупок оборудования или материалов. Все, что кредиторы продают или ссужают предприятию, увеличивает его активы. Средства кредиторов называются обязательствами.

Основной принцип бухгалтерского учета: сумма собственного капитала и обязательств равна активам. Это может быть выражено в следующем виде:

Активы = Обязательства + Собственный капитал.

Это равенство получило название балансового.

По мере расширения предприятия его денежные активы увеличиваются. В соответствии с балансовым равенством собственный капитал и обязательства увеличиваются на эту же сумму.

Аналогично, если стоимость одной стороны равенства уменьшается, то стоимость другой стороны равенства должна уменьшиться на эту же сумму. Если, например, предприятие производит уплату налогов, то эта операция приводит к уменьшению величины денежных средств на расчетном счете (актив баланса) и аналогичному уменьшению обязательств (пассив баланса).

Таким образом, обе стороны балансового равенства в действительности представляют собой два разных аспекта одного и того же явления. Одна сторона отражает то, чем предприятие владеет, а другая – отражает источники средств, за счет которых были приобретены активы

Таким образом, баланс является финансовым отчетом, в котором на определенную дату отражаются суммы различных статей активов, обязательств и собственного капитала.

Структура баланса, подразумевающая выделение тех или иных разделов и статей, может быть различной; в настоящее время она имеет следующий вид (рис. 3.6).

Актив Пассив
Внеоборотные активы Оборотные активы Капитал и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства

Рис. 3.6.Статическое представление бухгалтерского баланса

Логика этого представления такова. Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь стартовый капитал. Это могут быть взносы учредителей либо средства, выделенные вышестоящей организацией. Данную процедуру не следует понимать буквально, как непосредственное выделение денежных средств. Взносы в уставный капитал могут иметь различную форму, в том числе и материально-вещественную; в этом случае производится денежная оценка предоставленных в качестве взноса материальных активов, которая и отражается в уставном капитале. Этот источник средств, обозначенный на рис. 3.6 как «Капитал и резервы» представляет собой собственные средства (собственный капитал), изначально состоит из уставного капитала, величина которого оговорена в учредительных документах, однако по мере функционирования предприятия структура и величина этого источника меняется. Термин «собственные» означает здесь принадлежность лицам (юридическим и/или физическим), создавшим данное предприятие; иными словами, это задолженность предприятия перед своими учредителями. Экономический смысл категории «собственный капитал» следующий: примерно такую сумму смогут получить владельцы предприятия при его ликвидации.

Любое предприятие обычно не ограничивается собственными средствами, а привлекает средства из внешних источников: банковские ссуды, займы, кредиты. Эти привлеченные средства подразделяются на две большие группы: долгосрочные и краткосрочные; первые находятся в распоряжении предприятия в течение более чем одного года, вторые по каждому конкретному их источнику в течение года неоднократно возникают и исчезают в результате их погашения.

Средства, полученные предприятием из различных источников, вкладываются в активы, подразделяющиеся на две большие группы: внеоборотные активы, т.е. активы, используемые в производственном процессе в течение длительного периода (более года), и оборотные активы, которые потребляются в течение года неоднократно, т.е. средства, в них вложенные, оборачиваются за это время несколько раз. Эти две группы активов являются основными.

Актив баланса

Проблема интерпретации актива баланса с большей или меньшей интенсивностью постоянно дискутируется в среде специалистов. От того, какие посылы заложены при формировании состава статей и структуры баланса, зависит наполнение его активной стороны. Наиболее распространено представление об активе баланса как об описи его имущества. Вместе с тем достаточно очевидно, что в современном виде актив обременен рядом статей, которые даже с большой натяжкой вряд ли можно отнести к имуществу, к таковым относятся, в частности, убытки, расходы будущих периодов, НДС по приобретенным ценностям и др.

Определяя актив и имущество, можно придерживаться либо юридической, либо экономической трактовок. Так, одно из наиболее часто примечательных определений имущества принадлежит А. Гойхбаргу: «Имущество в юридическом смысле — совокупность подлежащих оценке на деньги благ, юридически закрепленных за данным субъектом права». Безусловно, интерпретация данного определения достаточно неочевидна и зависит от того, что — право собственности или право пользования — заложено в основу формирования статей баланса. Для примера приведем ситуацию с финансовой арендой. Если исходный посыл — право собственности, то объект финансовой аренды должен отражаться в балансе арендодателя, поскольку право собственности на этот объект может перейти к арендатору лишь после выполнения всех условий договора аренды. Если же брать за основу право пользования, то объект аренды должен быть показан в активе баланса арендатора.

Если исходить из экономического содержания объектов учета, то в этом случае активы определяют как имущество, которое можно изъять у предприятия (имеется в виду продать или подарить). Отсюда с очевидностью вытекает, что объекты учета, отражаемые в активе баланса, подразделяются на две группы: имущество, т.е. то, что можно изъять, и отвлеченные средства (убытки, расходы будущих периодов и др.).

На практике четкого различия между возможностью юридического и экономического подходов не делается, поэтому в настоящее время наибольшее распространение получили следующие две взаимосвязанные трактовки актива баланса, условно называемые предметно-вещественной и расходно-результатной.

Согласно предметно-вещественной трактовке в активе баланса показывают состав, размещение и фактическое целевое использование средств организации. Основной упор делают на то, во что вложены финансовые ресурсы организации, каково функциональное назначение приобретенных хозяйственных средств. В соответствии с этим актив баланса — это средства, которые, образно говоря, «можно потрогать руками» и которые могут быть подтверждены инвентаризацией. Подобная интерпретация актива баланса была доминирующей в нашей стране в советское время.

Согласно расходно-результативному подходу актив баланса представляет собой величину затрат организации, сложившихся в результате предшествующих операций и финансовых сделок и понесенных ею расходов ради возможных будущих доходов. Здесь упор делается на факт вложения средств, т.е. рассматривается финансовая, а не вещественная природа объектов учета, представленных в активе. Кроме того, актив в этом дает и вероятностную оценку минимально возможного дохода, который в данный момент владеет организация и который может быть лучен после расчетов со всеми кредиторами. Эта трактовка, предложенная знаменитым немецким ученым Е. Шмаленбахом (1873 — 1955), в последние годы получила признание и в России.

Данный подход имеет свои сложности, среди которых можно упомянуть о целесообразности и необходимости разграничения понятий затраты» и «расходы». Единства в научной литературе по этому вопросу естественно нет. В частности, можно придерживаться следующей последовательности рассуждений.

Расходы есть оплаченные или подлежащие оплате активы за исключением денежных средств. Эти расходы сделаны для получения в будущем доходов и в дальнейшем подлежат списанию с целью выведения конечного финансового результата. Таким образом, практически все активы, приводимые в балансе, представляют собой расходы; исключение составляют денежные средства, убытки (это не актив, а псевдоактив) и задолженность по взносам в уставный капитал (появление этого актива в балансе имеет очевидный оттенок искусственности). Из приведенного определения следует несколько любопытных выводов. Во-первых, безвозмездно получённые средства не должны амортизироваться, поскольку не было расходов по их приобретению; такие активы следует учитывать pro memoria, т.е. в условной оценке для памяти (например, один рубль). Во-вторых, переоценка активов недопустима, поскольку списанию подлежат понесенные расходы.

Затраты есть начисления или расходы, списанные в отчетном периоде с целью выявления конечного финансового результата. Из определения следует, что в отличие от расходов затраты жестко привязаны к отчетному периоду. Определенную сложность здесь представляет интерпретация начислений: например, начислена заработная плата работникам. В этом случае формально активная сторона баланса остается без изменения, однако по существу она меняется, поскольку результате операции часть актива резервируется для погашения в дальнейшем кредиторской задолженности.

Одна из основных задач бухгалтерского учета как раз и состоит в том, чтобы отразить трансформацию расходов в затраты. Понимание сути этой задачи и общей логики подходов к ее решению имеет важнейшее значение не только для бухгалтера, но и для финансового менеджера, поскольку от того, каким образом решается данная задача, зависит величина прибыли предприятия и его финансовое благополучие.

Отметим также, что в специальной литературе и на практике используется еще одно понятие, тесно связанное с затратами и расходами, это издержки; в частности, в торговле показатель обращения традиционно служит одной из ключевых характеристик эффективности работы предприятия. В принципе, издержки являются синонимом затрат, хотя можно провести между ними и определенное различие. С некоторой долей условности можно утверждать что издержки — более широкое понятие: помимо затрат, имеющих стоимостную оценку, издержки включают также и негативные последствия, стоимостная оценка которых может отсутствовать воо6ще или быть исключительно субъективной. Можно привести следующий пример. Если предприятие попало в полосу финансовых затруднений, их преодоление может сопровождаться вполне реальны денежными затратами и, кроме того, другими последствиями, например, понижением кредитного рейтинга, потерей ряда престижных клиентов и др.

Приведенная интерпретация актива баланса, естественно, не является единственно возможной; следует отметить также, что на практике и во многих пособиях и нормативных документах все три понятия — расходы, затраты, издержки — нередко трактуются как синонимы.

Далее перейдем к характеристике статей актива, которые в настоящее время группируются в три раздела.

 

 

В соответствии с принятой международной терминологией учета активы предприятия — это хозяйственные ресурсы или средства, использованные, проданные или подлежащие потреблению в течение одного отчетного периода (оборотные активы), либо средства, которые используются больше одного отчетного периода, приобретаются в целях применения в хозяйственной деятельности и не предназначаются для продажи в данный отчетный период (внеоборотные активы).

Активы, обязательства и собственный капитал являются наиболее общими категориями, используемыми для классификации операций предприятия. При проведении дальнейшей детализации мы получим так называемый постатейный баланс, в котором активы и обязательства разделены на краткосрочные и долгосрочные. Это дает более подробную и точную картину операций предприятия за период.

Наиболее распространенным определением основных фондов является следующее: это совокупность материально-вещественных ценностей, сохраняющих свою натуральную форму в течение всего срока эксплуатации; участвующих в нескольких экономических оборотах; переносящих свою ценность на вновь изготавливаемую продукцию постепенно, по частям; возвращающихся к их владельцу в денежной форме также постепенно по мере износа.

В состав основного капитала помимо основных фондов входят также финансовые вложения и нематериальные активы. Таким образом, под основным капиталом понимают весь капитал как физический, так и денежный.

Оборотные активы включают денежные средства и прочие активы, которые могут быть переведены в денежные средства, проданы или потреблены в течение года или одного операционного цикла предприятия.

Долгосрочные активы включают активы, которые предприятие не планирует переводить в денежные средства в течение года или одного операционного цикла.

Краткосрочные обязательства — обязательства, которые должны быть оплачены или погашены в течение года или одного операционного цикла.

Долгосрочные обязательства — обязательства, которые не должны быть оплачены или погашены в течение года или одного операционного цикла.

На рис. 2.1 приведена упрощенная форма баланса российского предприятия. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

 

Таблица 2.2

Статьи баланса На начало года На конец года
Актив   Раздел I. «Внеоборотные активы» 1. Нематериальные активы Права на объекты интеллектуальной собственности, которые используются организацией более года (изобретения, компьютерное программное обеспечение, лицензии, торговые знаки Организационные расходы Деловая репутация организации 2. Основные средства В этой группе указывается остаточная стоимость основных средств, которые находятся: В эксплуатации На реконструкции или модернизации На восстатовлении На консервации или в запасе Земельные участки и объекты природопользования. Здания, машины, оборудование и другие основные средства 3. Незавершенное строительство Сумма затрат организации на незавершенное строительство (капитальные вложения) Расходы на строительно-монтажные работы Стоимость приобретенных зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря Стоимость прочих капитальных работ и затрат (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, подготовка кадров и т.д.) 4. Доходные вложения в материальные ценности Имущество для передачи в лизинг. Имущество, предоставляемое по договору проката   5. Долгосрочные финансовые вложения Инвестиции в дочерние общества Инвестиции в зависимые общества Инвестиции в другие организации Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев   6. Отложенные налоговые активы Суммы, обусловленные различием расчета прибыли в бухгалтерском и налоговом учете   7. Прочие внеоборотные активы Данные о вложениях, не учтенных по другим строкам раздела   8. Итого по разделу I    
Раздел II. Оборотные активы 1. Запасы Сырье, материалы и другие аналогичные ценности Животные на выращивании и откорме Затраты в незавершенном производстве Готовая продукция, товары для перепродажи Товары отгруженные Расходы будущих периодов Прочие запасы и затраты   2.Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 3. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 4. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 5. Краткосрочные финансовые вложения Здесь надо показать суммы, которые организация инвестировала на срок не более одного года   6. Денежные средства   7. Прочие оборотные активы Итого по разделу II БАЛАНС Сумма по разделу I и II    
Пассив Раздел III «Капитал и резервы» 1. Уставной капитал Величина уставного капитала, которая указана в учредительных документах. Согласно Гражданского кодекса РФ, уставной капитал организации может выступать в виде: Складочного капитала – в полном товариществе и товариществе на вере Паевого либо неделимого фонды – в производственном кооперативе Уставного капитала – в акционерных обществах Уставного фонда - в унитарных государственных и муниципальных предприятиях   2. Собственные акции, выкупленные у акционеров   3. Добавочный капитал Эмиссионный доход АО Прирост стоимости внеоборотных активов   4. Резервный капитал Резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами   5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года   Итого по разделу III        
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА II. 1. Займы и кредиты Заемные средства, задолженность по которым предприятие должно погасить более чем через 12 месяцев 2. Отложенные налоговые обязательства Суммы, на которые придется увеличить налог на прибыль в следующем за отчетным периодом 3. Прочие долгосрочные обязательства Суммы привлеченных долгосрочных пассивов организации, которые не были указаны в других строках   Итого по разделу VI      
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 1. Заемные средства Задолженность организации по кредитам и займам, полученным менее чем на 12 месяцев   2. Кредиторская задолженность поставщики и подрядчики задолженность перед персоналом организации задолженность перед государственными внебюджетными фондами задолженность по налогам и сборам прочие кредиторы   3. Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов   4. Доходы будущих периодов Доходы организации, которые относятся к будущим отчетным периодам, а получены в этом году   5. Резервы предстоящих расходов Суммы, которые организация зарезервировала для покрытия своих будущих затрат (ремонт основных средств, предстоящая оплата отпусков работникам и пр.)   6. Прочие краткосрочные обязательства Итого по разделу VI БАЛАНС Сумма по разделу III, IV, V    

 

 

 

Анализ финансово-хозяйственную деятельность предприятия входит в число основных направлений деятельности финансового менеджера. Он формирует объективную основу успешного управления финансами организации.

К числу целей финансового анализа относятся:

1. Выявление изменений показателей финансового состояния.

2. Определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия.

3. Оценка количественных и качественных изменений финансового состояния.

4. Оценка финансового положения на определенную дату.

5. Определение тенденций изменения финансового состояния.

В качестве информационной базы для проведения анализа выступает главным образом бухгалтерская отчетность. В первую очередь это баланс (форма № 1), «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), приложение к балансу (форма № 5).

В силу сложности задачи анализа необходимо провести ее структуризацию. Существует различные подходы к классификации задач анализа:

1. По уровню проведения:

· внутренний финансовый анализ, который проводится финансовыми менеджерами предприятия и его владельцами с использованием всей совокупности имеющейся информации;

· внешний финансовый анализ, который осуществляют работники налоговых органов, аудиторских фирм, коммерческих банков, страховых компаний;

2. По объему аналитического исследования:

· экспресс-анализ, имеющий целью получение оперативной, наглядной и простой оценки финансового благополучия и развития предприятия;

· • полный финансовый анализ, который проводится с целью изучения всех аспектов и всех характеристик финансового состояния и финансовой деятельности предприятия в комплексе;

· • тематический финансовый анализ, который ограничивается изучением отдельных сторон финансовой деятельности и отдельных характеристик финансового состояния предприятия, например, финансовая устойчивость, уровень текущей платежеспособности и т. п.);

3. По объекту финансового анализа:

• анализ финансовой деятельности предприятия в целом;

• анализ финансовой деятельности отдельных структурных подразделений предприятия (цех, участок, отдел, «центр ответственности»);

• анализ отдельных финансовых операций предприятия;

4. По периоду проведения:

• предварительный финансовый анализ (например, отдельных ценных бумаг при принятии решений о направлениях долгосрочных финансовых вложений и т. п.);

• текущий (оперативный) финансовый анализ, который проводится в контрольных целях в процессе реализации отдельных финансовых планов для оперативного воздействия на ход финансовой деятельности;

• ретроспективный финансовый анализ, который осуществляется предприятием за отчетный период (месяц, квартал, год). Он позволяет глубже и полнее проанализировать финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в сравнении с предварительным и текущим анализом.

При проведении финансового анализа нашли применение ряд методов. Суть метода сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с показателями за предыдущий период (базисными), либо с плановыми показателями.

При использовании метода группировок показатели объединяются в таблицы, что дает возможность проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, выявления факторов, влияющих на изменение показателей.

Метод цепных подстановок заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод дает возможность определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

Методология финансового анализа предусматривает следующую логику его проведения:

1) горизонтальный (трендовый) финансовый анализ, который базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени;