Цели и задачи финансового менеджмента

 

Любая управленческая деятельность является целенаправленной. Иными словами цель является ядром, исходным пунктом управления. Цели финансового менеджмента можно определить как научно обоснованный, выраженный качественно и количественно прогнозируемый результат функционирования объекта управления (предприятия) (см. рис.3.1).

Объектом управления в организации являются:

имущество, включая движимое и недвижимое, и имущественные права;

нематериальные активы;

информация;

капитал;

средства, используемые для финансирования деятельности организации.

 

Предметом финансового менеджмента являются финансовые ресурсы и их потоки, а также денежные потоки.

 

       
 
   
 

 


Рис. 3.1. Определение категории "цель"

Формирование целей финансового менеджмента осуществляется через совокупность качественных и количественных характеристик – целевых установок, целевых показателей и целевых нормативов. При этом качественную характеристику цели определяет целевая установка, под которой предлагается понимать вытекающий из объективных законов развития определенный на вербальном уровне ориентир развития объекта целеполагания (предприятия). Количественная определенность цели обеспечивается разработкой целевых показателей – количественных характеристик объекта целеполагания на определенный момент времени и целевых нормативов – значений целевых показателей, соответствующих требуемому научно обоснованному уровню конечного (желаемого) состояния объекта целеполагания.

Анализ деятельности коммерческих организаций показывает, что к числу возможных целей финансового менеджмента можно отнести следующие:

1. Выживание.

2. Избежание финансовых кризисов и банкротства.

3. Лидерство в борьбе с конкурентами

4. Рост объемов продаж и рыночной доли.

5. Минимизация затрат.

6. Максимизация прибыли.

7. Занятие определенной ниши и доли на рынке товаров.

8. Поддержание устойчивых темпов роста продаж.

Список целей может быть расширен. Однако реализация каждой из этих целей может привести не только к позитивным, но и негативным последствиям для предприятия. Так, например, достаточно легко увеличить объемы продаж и долю ранка; для этого необходимо снизить цены и улучшить условия кредитования. Подобным образом мы может снизить затраты путем отказа от работ связанных с исследованиями и разработками. Предприятие также может избежать банкротства, если не будет использовать заемные средства и не реализовывать рисковые проекты. При этом, однако, возникает вопрос. Насколько эти действия отвечают интересам предприятия в долгосрочной перспективе, интересам акционеров?

На роль универсальной цели часто претендует «максимизация прибыли». Однако и в этом случае возникает ряд вопросов. Если речь идет о прибыли текущего года, то она может быть увеличена за счет снижения издержек в краткосрочном периоде, которые могут негативно сказаться на деятельности фирмы в будущем.

Преодолеть данную проблему можно путем использования в качестве цели «прибыли в долгосрочном плане» или «средней прибыли». Однако в этом случае возникают проблемы с операционализацией цели. Цели должны иметь количественное выражение, т.е. необходимо определить целевой показатель, с помощью которого устанавливается степень достижения цели. Эта процедура называется операционализацией.

Представленные выше цели являются различными, но их можно разделить на две группы. Первая связана с прибыльностью. Сюда входят продажи, рыночная доля, затраты. Их достижение, в конце концов, приводит к росту прибыли. Вторая группа включает предотвращение банкротства, стабильность, безопасность. Цели этой группы связаны с управлением риском. Две представленные группы целей являются противоречивыми, так как получение прибыли в нормальных ситуациях всегда связано с определенным риском. Поэтому невозможно одновременно достигнуть высоких показателей прибыли и безопасности.

По этой причине следует использовать цель, которая бы интегрировала и прибыльность и степень риска. В качестве такой цели может выступать целевая установка, предусматривающая максимизацию рыночной стоимости компании, а, следовательно, и богатства ее владельцев.

Реализация данного критерия на практике также не всегда очевидна. Во-первых, он основан на вероятностных оценках будущих доходов, расходов, денежных поступлений и риска, с ними связанного.

Во-вторых, не все фирмы имеют однозначно понимаемую финансовыми аналитиками рыночную стоимость, в частности, если фирма не котирует свои акции на бирже, определение ее рыночной стоимости затруднено.

Повышение рыночной стоимости компании достигается путем: (а) стабильного генерирования текущей прибыли в объеме, достаточном для выплаты дивидендов и реинвестирования с целью поддержания заданных объемов производства или их наращивания; (б) минимизации производственного и финансового рисков за счет выбора экономически обоснованного вида основной деятельности, диверсификации общей деятельности и оптимизации структуры источников средств; (в) привлечения опытного управленческого персонала.

Важным является вопрос соответствия интересов акционеров и интересов общества. За исключением случаев, когда для наращивания стоимости компании предпринимаются такие незаконные методы, как наращивание монопольной власти, экономия на соблюдении техники безопасности и требований защиты окружающей среды, все действия, которые приводят к росту стоимости акций фирмы, на самом деле также оказываются полезными и для общества в целом. (Бригхэм,с.35).

Таким образом, мы рассмотрели вопрос выбора главной цели. Конкретизация и детализация путей достижения главной целевой установки осуществляются путем построения дерева целей. При этом могут выделяться: (а) рыночные, (б) финансово-экономические, (в) производственно-технологические и (г) социальные цели.

Критерий максимизации рыночной стоимости акций фирмы как наиболее обоснованный и приоритетный критерий финансового менеджмента применим лишь в том случае, если на рынке капитала нет ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги, т.е. в полной мере действует принцип «спрос — предложение».

В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответствен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения, а часто и за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Наконец, финансовый менеджер является нередко ответственным исполнителем принятого решения, а также осуществляет оперативную финансовую деятельность. Главное ее содержание состоит в контроле за денежными потоками.

Деятельность финансового менеджера осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Анализ и планирование имущественного и финансового положения предприятия. В рамках первого направления осуществляется общая оценка активов предприятия и источников их финансирования; величины и состава ресурсов, необходимых для обеспечения текущего функционирования и развития предприятия; источников дополнительного финансирования; а также системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

2. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств). Данное направление предполагает детальную оценку:

объема требуемых финансовых ресурсов;

формы их предоставления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);

методов мобилизации финансовых ресурсов;

затрат, связанных с привлечением данного вида ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальные условия предоставления данного источника средств);

риска, ассоциируемого с данным источником средств.

3. Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами). В рамках третьего направления решаются следующие задачи:

анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:

оптимизация трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);

обеспечение эффективного вложений инвестиционных ресурсов в основные средства;

обеспечение оптимального состава оборотных средств;

эффективность финансовых вложений.

Принятие решений с использованием приведенных оценок выполняется в результате анализа альтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности.