Тема 9. Проблемы этики
Цель:Формирование целостного представления о научной картине мира и месте в нем этики.
Задачи:
- Научиться анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
- Развивать способность применять коммуникативные навыки в процессе обсуждения.
Воспитывать уважение к личности, к коллективу, формировать профессиональную культуру.
Вид лекции:обзорно-повторительная лекция
Компетенции:
ОК-3 - способность занимать активную жизненную позицию;
ОК-12 – осознанием социальной значимости своей будущей профессии;
ОК-13 - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
ПК-25 – знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в менеджменте.
Образовательные технологии: Технология «Дебаты».
Основные понятия: эгоизм, альтруизм, эгоцентризм, нравственное самоограничение, культура свободы.
План:
- Открытые и традиционные проблемы современной этики
- Культура повседневности.
- Духовно-нравственная атмосфера современности
Содержание:
- Открытые и традиционные проблемы современной этики
Многие проблемы современной прикладной этики достаточно условно могут быть разделены на открытые и традиционные. Выделение отдельной группы открытых проблем подчеркивает предельно острый характер их дискуссионного обсуждения, который чаще всего сводится к жесткому противостоянию альтернативных позиций (например, проблема смертной казни и эвтаназии).
Также проблемы этой группы объединяет их современность, актуальность, несмотря на то, что истоки этих проблем могут быть очень «древними». Осознание реальности экологической угрозы определяет становление экологической этики; научные достижения провоцируют поиск механизмов «этического контроля над наукой»; развитие медицины акцентирует новые аспекты суицида и т. д. Особенно следует подчеркнуть, что современный статус открытых проблем поддерживается пониманием не только их сегодняшней, но и перспективной актуальности, которая в будущем будет только возрастать.
Кроме того, все открытые проблемы выходят за пределы собственно этического знания, перемещаясь в ранг социально значимых вопросов, требующих политических акцентов и правового закрепления.
Здесь необходимо отметить, что современная прикладная этика, развитие которой устремлено к междисциплинарному статусу, использует для своих целей и другие виды знания, однако тенденция созидания теоретического базиса должна, скорее всего, опираться преимущественно на «практическую философию», главный смысл которой связан со стабилизацией человеческого сообщества и утверждением самоценности человека.
Проблемы второй группы (традиционные) фиксируют те области этического знания, которые традиционно относились к его прикладной сфере: профессиональная этика, этикет и др. Выделение такой группы не означает их противопоставленности теоретической этике. Просто специфика изучения таких проблем в поле прикладной этики связана с тем, что их теоретическая подоплека используется в качестве средства для перехода на более конкретный, нормативный уровень.