Основные понятия и термины физической культуры

Оглавление

Санкт-Петербург

Учебное пособие

Курс лекций

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Кафедра физической подготовки

Санкт-Петербург

Курс лекций

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Кафедра физической подготовки

М.Т.Лобжа, С.С.Аганов, Б.М.Чепелкин, И.Ю.Стригельская, С.А.Титаренко; Ю.А.Титаренко

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГПС МЧС РОССИИ

Доктор педагогических наук, профессор М.Т.Лобжа; кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы С.С.Аганов; кандидат педагогических наук, доцент Б.М.Чепелкин; кандидат педагогических наук, полковник внутренней службы С.А.Титаренко; кандидат педагогических наук, доцент полковник внутренней службы Ю.А.Титаренко;

кандидат педагогических наук, капитан внутренней службы И.Ю.Стригельская

Глава 1. Введение в курс «Физическая культура»…………………………...5

1.1.Основные понятия и термины физической культуры…………….6

1.2.Роль физической культуры в профессиональной подготовке курсантов – будущих специалистов МЧС……………………………12

1.3. Документы, регламентирующие процесс ФП в ВУЗах МЧС….16

1.4.Физкультурно-спортивное общество (ФСО) «Динамо»………...19

Глава 2.Основы организации и методики проведения занятий по физической подготовке………………………………………………..22

2.1.Основы организации физической подготовки…………………...22

2.2.Методы развития физических качеств и формирования двигательных навыков…………………………………………………25

2.3.Структура учебного занятия, плотность и физическая нагрузка…………………………………………………………………29

2.4.Особенности методики проведения учебных занятий по различным разделам физической подготовки………………………..32

Глава 3.Врачебно-педагогический контроль за физической подготовкой..35

3.1. Понятие о врачебно-педагогическом контроле за физической подготовкой…………………………………………………………….35

3.2. Виды тренировочных эффектов и формы организации врачебно-педагогических наблюдений………………………………………….37

3.3. Методы исследования в процессе врачебно-педагогических наблюдений…………………………………………………………….39

3.4. Тестирование в диагностике физической работоспособности и функциональной готовности спортсменов…………………………...41

Глава 4. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ГПС МЧС России……………………………………….44

4.1. Общее понятие о профессионально-прикладной физической подготовке………………………………………………………………44

4.2. Физическая подготовка – важное средство профессионального обучения и профессиональной деятельности сотрудников ГПС…...47

4.3. Структура и содержание «Наставления по физической подготовке сотрудников ОВД»………………………………………..50

Глава 5. Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей….53

5.1. Физическая культура как вид культуры: краткий исторический обзор…………………………………………………………………….53

5.2. Физическая культура в развитии личности……………………...57

5.3. Физическая культура как средство и способ деятельности…….60

 

Литература…………………………………………………………………….63

 

 

Глава 1. Введение в курс «Физическая культура»

 

Физическая культура (ФК) является одной из основных дисциплин учебного плана института ГПС МЧС России и направлена на обеспечение физической готовности к учебной и дальнейшей служебно-профессиональной деятельности. В соответствии с «Квалификационными характеристиками выпускников образовательных учреждений МЧС России» они должны обладать определенными профессиональными знаниями и умениями, в том числе и в области физической культуры.

Знать – организацию физической подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны, основы психологии и педагогике физического воспитания, психолого-педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки;

Уметь – проводить занятия с личным составом по физической подготовке, владеть табельным оружием, а также обладать необходимым уровнем физической подготовленности.

Все эти задачи решаются на теоретических и практических занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура». Именно на теоретических занятиях личный состав института приобретает знание основ теории и методики физической культуры, которое способствует формированию прочных прикладных двигательных навыков и организаторско-методических умений. Кроме того, усвоение теоретических знаний в области физической культуры обусловливает расширение общего кругозора выпускника института, как достойного представителя российской интеллигенции.

 

 

При изучении любой научной дисциплины, в том числе и теоретических основ физической культуры, необходимо определить исходные (базовые) понятия, которыми оперирует данная наука.

Понятия в обобщенной форме отражают предметы и явления изучаемой сферы действительности (в нашем случае – ФК) и связи между ними в виде представления общих и специфических признаков, каковыми выступают свойства предметов и явлений.

Термины – это конкретные названия предметов или явлений, отражающие специфический характер в определенной науке, научной теории или концепции.

Знание основных понятий и терминов способствует активному использованию средств, форм и методов физической культуры в процессе освоения учебной программы по данному предмету.

Одно из ключевых понятий, определяющих сущность двигательной активности человека, направленной на улучшение физического состояния организма, является «Физическая культура». По мнению Б.В.Евстафьева (1980) в мировой литературе существует свыше 220 формулировок данного понятия. Однако одни авторы видят ФК как процесс, другие считают ее результатом деятельности, третьи рассматривают ФК в ракурсе сферы услуг и т.д. и т.п. Вероятно, в силу многоплановости, масштабности, социальной специфичности феномена ФК, дать формулировку, отражающую все ее аспекты, практически невозможно в кратком виде. Обязательно будет упущена какая-либо сторона, связь, сфера ФК. Но, тем не менее, в учебных целях это надо сделать, обобщив наиболее существенные стороны этого социального явления.

Физическая культура – это часть общей культуры общества, она представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, используемых человеком для своего физического совершенствования.

Физическое совершенствование понимается как процесс улучшения физического состояния и физической подготовленности.

Физическое состояние – является качественной характеристикой, отражающей уровень жизнедеятельности человека, и включает показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

Физическое развитие – определяется совокупностью морфологических и функциональных признаков (свойств) организма. Одним из важнейших критериев физического развития выступает телосложение человека, под которым понимают размеры, формы, пропорции и особенности расположения и соразмерность различных частей тела. Подобные показатели называют антропометрическими. Среди них важное значение и широкое распространение получили такие показатели как рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и т.п.

Функциональное состояние проявляется в интегральном комплексе различных показателей функционирования органов и систем организма человека: сердечно-сосудистой, дыхательной и т.п. Именно они в наиболее существенной степени подвергаются изменениям в процессе активных занятий физическими упражнениями.

Физическая подготовленность является результатом систематического выполнения физических упражнений и отражает качественное состояние двигательной сферы человека, которая характеризуется двумя основными частями. Первая – уровень проявления физических качеств (иногда используют термин – двигательные способности). Вторая – наличие двигательных навыков, характеризующихся по широте (количеству) и степени их сформированности (прочности).

Физические качества (синоним – двигательные способности) – это совокупность различных свойств организма, характеризующих двигательную деятельность человека. Обычно выделяют четыре основных физических качества: сила, выносливость, быстрота, ловкость. Они проявляются только в двигательной деятельности, характеризуют ее эффективность и в значительной мере определяют успешность трудовой, служебной, игровой, военно-профессиональной и других видов социального бытия человека.

Сила – это свойство организма преодолевать внешнее сопротивление (или противодействовать ему) за счет мышечных усилий.

Уровень силы обусловлен рядом факторов:

· работой центральной нервной системы;

· особенностями процессов нервно-мышечной координации;

· размерами физиологического поперечника мышц, их эластичностью;

· активностью биологических процессов;

· степенью волевого усилия;

· психической установкой на проявление максимального силового напряжения.

Наиболее эффективными способами развития силы являются повторный метод и метод максимальных усилий. Первый – характеризуется повторением физического упражнения с одинаковым усилием (обычно 50 – 60 % от максимума) и длительностью интервалов отдыха. Одним из вариантов данного метода выступает метод «до отказа». Он используется преимущественно для развития мышечной массы и быстрого развития силы. Суть его заключается в выполнении упражнения до предела своих возможностей в каждом подходе, а количество подходов – в зависимости от уровня подготовленности (но не менее 2 – 3).

Второй метод развития силы строится на включении в тренировочный процесс предельных и околопредельных нагрузок. Это означает, что отягощение должно быть таковым, чтобы с ним можно было сделать 1 – 2 движения. Данный метод не рекомендуется использовать чаще 2 – 3 раз в месяц.

Выносливость -свойство организма человека длительное время выполнять физическую работу на достаточно высоком уровне.

Известно, что воздействие физических нагрузок вызывает утомление, которое приводит к снижению работоспособности. Поэтому выносливость является свойством организма человека, в существенной степени отражающим его способности противостоять утомлению в процессе деятельности.

Выносливость подразделяется на общую (продолжительное выполнение разнохарактерной работы) и специальную (проявление выносливости к определенной, конкретной деятельности: преимущественно силовой, скоростной, скоростно-силовой и т.п.).

Для развития выносливости используют в основном такие методы как равномерный и переменный.Первыйиз них широко применяется на начальных стадиях тренировочного процесса. Он характеризуется выполнением упражнений (как правило, циклического характера: бег, плавание, лыжи и т.п.) в среднем или низком темпе с равномерной скоростью по всей дистанции, которая от занятия к занятию постепенно увеличивается.

Переменный метод связан с варьированием скорости (интенсивности) выполнения упражнений от малой до большой, при этом частота сердечных сокращений не должна превышать 170 уд./мин. И опускаться ниже 140 уд./мин.

Быстрота – в наиболее обобщенном виде это свойство организма в существенной степени обуславливает способность совершать двигательные действия за минимальное время. Синонимом быстроты выступает термин «скоростные способности». Они проявляются в трех формах:

· быстрота (скорость) двигательной реакции;

· быстрота (скорость) отдельного движения, приема;

· частота (темп движений, выполнения комплекса упражнений, приемов).

Основными методами развития быстроты являются повторный, контрольный и соревновательный. Повторный метод является ведущим в развитии быстроты. Его сущность состоит в повторном пробегании отрезков от 30 – 40 метров до 100 метров с интенсивностью 90 – 95 % от максимальной, интервал отдыха 3 – 4 минуты.

Контрольный метод заключается в пробегании определенной дистанции (или выполнении какого-либо упражнения, приема) в максимальном темпе. Соревновательный метод предполагает выполнение физических упражнений в условиях максимально приближенных к соревновательным, что обуславливает совершенствование не только физических, но и психических качеств человека.

Ловкость – по меткому выражению Н.А.Бернштейна (1986, 1991) – является «царицей психофизических качеств» и по своей сущности выполняет функцию управления движениями, в связи с чем ведущее место в ее реализации занимает центральная нервная система. Ловкость понимается как способность человека координировано выполнять движения, а также рационально справляться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей.

Ловкость характеризуется координацией, точностью и соразмерностью движений, а наиболее эффективными средствами ее совершенствования являются следующие упражнения: гимнастическо-акробатические, спортивно-игровые, единоборства и т.п.

Наиболее часто используемыми методами развития ловкости выступают: повторный, сенсорный, метод необычных двигательных заданий.

Повторный метод используется на начальном этапе обучения. Путем многократного повторения разучиваемого упражнения (приема) формируется соответствующий двигательный навык, который лежит в основе ловкости.

Сенсорный метод предполагает использование дополнительной информации о качестве выполнения упражнения (приема), что повышает возможности обучающихся по управлению своими движениями.

Метод необычных двигательных заданий стимулирует занимающихся выполнять быстро и точно неординарные (необычные) для них упражнения, движения после однократного их показа преподавателем (тренером).

Мы рассмотрели первую составную часть понятия «физическая подготовленность» - физические качества. Второй – выступают двигательные навыки, под которыми понимают практические действия, доведенные до автоматизма. Навык можно считать сформированным, если упражнение (прием) выполняется с высокой степенью надежности, управление движениями осуществляется автоматизировано (т.е. практически без сосредоточенности на них внимания) и контролируется только конечный результат.

Одной из специальных задач ФП овладение и совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы, преодоления различных полос препятствий (в том числе и пожарно-прикладной). Кроме того, в Наставлении по физической подготовке (НФП – 96) ставится задача по формированию навыков ходьбы и бега в различных условиях местности, с оружием и снаряжением (в том числе и на лыжах), а также обучение служебно-прикладному плаванию.

Двигательные навыки формируются путем многократного повторения разучиваемого упражнения (приема). В результате выполнения двигательных действий достаточно большое количество раз в мозгу человека (на базе имеющегося опыта) создается модель предстоящего двигательного навыка. Педагогические аспекты формирования двигательных навыков будут изложены в следующей главе.

Мы должны усвоить, что физическая подготовленность является результатом регулярных занятий физическими упражнениями, т.е. итогом конкретного тренировочного процесса. Он называется физической подготовкой и характеризуется как целенаправленный педагогический процесс физического совершенствования сотрудников МЧС, осуществляемый в специфических служебно-профессиональных условиях деятельности.

Теперь рассмотрим какую роль играет физическая культура и физическая подготовка, как ее составная часть, в профессиональном становлении будущих специалистов МЧС.

 

1.2 Роль физической культуры в профессиональной подготовке курсантов – будущих специалистов МЧС

Специальная деятельность специалиста МЧС связана с перенесением высоких физических нагрузок и нервно-психических напряжений. Поэтому в процессе обучения в ВУЗе курсанты должны активно использовать физические упражнения для подготовки тела и духа к перенесению всех трудностей своей опасной и героической профессии.

Наука и практика накопили большой опыт, свидетельствующий о том, что применение физических упражнений, как основного средства физической культуры, всегда оказывала положительное воздействие на подготовку людей к определенному виду деятельности (служебному, производственному, военному, игровому и т. п.).

Специфика служебно-профессиональной деятельности сотрудников МЧС обуславливает довольно высокие требования к физической кондиции человека, к его готовности всегда вступить в бой с огнем, а также быть способным к выполнению ряда других обязанностей офицера МЧС. Поэтому каждый курсант, как будущий специалист ГПС, должен готовиться в процессе обучения в ВУЗе к предстоящей профессиональной деятельности.

Структура индивидуальной готовности к выполнению служебных обязанностей включает совокупную готовность по ряду составных компонентов: морально-политические качества специалиста; служебно-профессиональный уровень образования; соответствующий уровень психических качеств и устойчивости психики к воздействию различных стресс-факторов служебной деятельности; достаточно высокая физическая подготовленность сотрудника МЧС.

Прежде чем рассмотреть вопрос о том, как влияет ФП на формирование этих четырех компонентов индивидуальной готовности к служебно-профессиональной деятельности, мы должны выявить ее возможности, т.е. определить функции ФП. Как показывает социально-историческая практика, ФП объективно выполняет функции: образования; развития; воспитания; оздоровления; слаживания.

Образовательная функция обуславливает формирование и совершенствование у курсантов и слушателей новых двигательных навыков, усвоение ими теоретических знаний в области физической культуры и привитие организаторско-методических умений в проведении занятий по ФП.

Функция развития обеспечивает активное улучшение антропометрических показателей (рост, вес, мышечная масса, динамометрия, жизненная емкость легких и т.п.), повышение уровня развития физических (сила, ловкость, быстрота, выносливость) и специальных (устойчивость к кислородному голоданию, укачиванию, вестибулярная устойчивость и т.п.) качеств.

Воспитательная функция дает возможность совершенствовать морально-политические (патриотизм, чувство долга, коллективизм, товарищество, взаимопонимание и т.п.) и психические (внимательность, смелость и решительность, эмоционально-волевую устойчивость и т.п.) качества у занимающихся, формировать у них положительную установку использования ФП в профессиональном становлении специалиста МЧС и воспитывать привычку к систематическому применению физических упражнений в режиме дня.

Оздоровительная функция связана с оптимизацией функционального состояния слушателей и курсантов, укреплением здоровья и повышением адаптационных (приспособительных) возможностей их организма.

Функция слаживания с помощью средств ФП обеспечивает в подразделении: групповую совместимость (как оптимальное взаимоотношение между членами группы в различных видах совместной деятельности); сработанность (как показатель согласованности межиндивидуального взаимодействия и взаимозаменяемости); сплоченность (как ценностно-ориентационное и предметно-ценностное единство личного состава группы).

Теперь зная функции ФП, ее возможности, рассмотрим как она воздействует на формирование готовности к профессиональной деятельности по каждому из четырех составных частей.

Морально-политическая готовность, как один из компонентов индивидуальной готовности, определяет социальную зрелость курсанта, причем ее моральный аспект отражает отношение человека к человеку, а политический – его отношение к социуму более высокого порядка (чувство гордости за свой коллектив, подразделение, профессию, институт МЧС и т.п.). Правильно организованная и целенаправленная ФП оказывает положительное воздействие на развитие сознания курсантов, формирование у них чувства долга, обязательности, взаимовыручки, коллективизма и т.п.

Служебно-профессиональная готовность также формируется более эффективно, если ФП рационально организована и проводится методически грамотно, с учетом преимущественного развития профессионально важных физических качеств и двигательных навыков.

Психическая готовность эффективно формируется, как правило, в экстремальных условиях деятельности. Известно, что ФП, особенно выполнение упражнений с элементами риска и в соревновательной обстановке, в существенной мере способствует развитию психических качеств и формированию хорошего психологического климата в коллективе.

Мы отметили три компонента индивидуальной готовности к профессиональной деятельности, которые формируются не только (может быть и не столько) средствами ФП, но и она в этом случае реализует свой функциональный потенциал так называемого неспецифического воздействия.

При обеспечении физической готовности (четвертый компонент индивидуальной готовности) ФП реализует свой специфический потенциал. Это означает, что довести уровень развития физических качеств и сформировать двигательные навыки, которые соответствовали бы требованиям служебно-профессиональной деятельности, невозможно никакими другими средствами, кроме физических упражнений.

Итак, мы выяснили, что ФП оказывает положительное влияние на формирование различных показателей индивидуальной готовности курсантов к деятельности сотрудников МЧС.

Необходимо отметить, что ФП оказывает позитивное интегральное воздействие на повышение эффективности профессионального обучения слушателей и курсантов. Это обусловлено:

· применением физических упражнений в системе профессионального отбора в ВУЗы МЧС;

· использованием средств ФП для ускорения адаптации первокурсников к условиям обучения;

· опережающим развитием в процессе ФП профессионально важных физических, специальных и психических качеств, а также формированием прикладных двигательных навыков.