Уильям Самнер: folkways и mores

Главный труд «Народные обычаи», большое внимание уделяет архаическим, простым обществам.

Именно Самнер впервые вводит в социологию понятие «we-group» («мы-группа») и «other-group» («группа других») или «they-group» («они-группа»). Наиболее ярко стереотипы и структура «мы-групп» и «они-групп» прослеживается именно в сфере этносов, и Самнер вводит этот концепт, основываясь на материале архаических коллективов, этносов. Процессы, протекающие внутри «мы-группы», Самнер называет «in-group», отделяя от них процессы, протекающее вовне группы – «out-group».

Свое исследование Самнер посвящает «народным обычаям», хотя сам он использует особый термин «folkways» –дословно «народные пути». Это явление он считает целиком бессознательным и изначальным, folkways – это базовый социальный феномен, свойственный самым простым и архаическим обществам, у которых отсутствуют социальные институты, классы, правовые системы и т.д. Folkways у разных этносов различны и могут варьироваться даже у малых соц. групп одного этноса.

Первой формой более определенного структурирования бессознательных folkways являются «нравы». «Нравы» вырастают из folkways, то есть их природа бессознательна и не поддается рац. объяснению. Рационализация нравов, по Самнеру, есть прогресс.

Над «нравами» надстраиваются соц. институты, политич. и правовые системы, религиозные и экономические структуры. Корни этих рациональных структур следует искать в полурациональных или слабо рациональных «нравах», а те, в свою очередь, складываются на основе уже полностью иррациональных folkways, которые отражают архаические структуры этнической «мы-группы».

Folkways относится к этносу, а соц. институты, правовые системы и полит. структуры – к народу/лаосу (и далее – нации и ГО). «Нравы» представляют собой нечто промежуточное. В нации «нравы» упраздняются и остаются только институты и структуры.