Кадровое планирование
Сегментирование рынка труда.
Коммуникационная функция маркетинга персонала
Предпосылкой эффективного выполнения коммуникационной функции является сегментирование рынка труда.
Сегментирование представляет собой процесс разделения спроса на персонал и его предложения на отдельные элементы, отличающиеся сходной реакцией на определенный мотив занятости. Эти элементы представляют собой целевые группы, на которые ориентируется работодатель в своих взаимоотношениях с рынком труда. Образуемые целевые группы должны быть по возможности однородны по своему внутреннему содержанию, но разнородны по внешнему составу.
Таблица 4.5 - Выделение целевых групп на рынке труда (фрагмент)
Критерий сегментирования | Содержание параметров |
Географический | Регион, административное деление, численность |
Демографический | Возраст, пол, семейное положение, национальный состав |
Экономический | Уровень образования, занятость по возрасту, по профессиональной принадлежности, по отраслевой структуре, уровень доходов, трудовой стаж |
Психографический | Личностные качества, тип личности, жизненные потребности |
Поведенческий | Карьерные ориентации, мотивационные установки, степень заинтересованности в работе |
Приведенные в табл.4.5 сегменты, имеют отношение как к внешнему, так и к внутреннему рынку труда.
Комбинирование нескольких целевых групп по одному или нескольким критериям сегментирования может обеспечить повышение внутренней однородности целевых групп.
Эффективное сегментирование позволяет более четко определить основной предмет взаимоотношений работодателя с рынком труда — установление и практическое использование источников и путей покрытия потребности в персонале.
Планирование можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле - это деятельность по выработке политики и стратегии организации и способов их реализации; в узком - по составлению официальных документов - планов.
Кадровое планирование – это направленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием.
Планирование персонала является в большинстве случаев вторичным производным по отношению к общей системе внутрифирменного планирования, и планы по персоналу дополняют и конкретизируют иные виды планов и программ.