Изучение имиджа организации как работодателя
Исследование рынка труда
Предмет изучения рынка труда — весь предназначенный к использованию потенциал рабочей силы. Этот потенциал охватывает как внешний рынок труда, так и уже имеющийся в наличии коллектив, т.е. внутренний рынок труда.
Исследование внутреннего рынка труда направлено на покрытие потребности в персонале за счет внутриорганизационных источников. Важнейшие направления и инструментарий изучения внутреннего рынка труда представлены в табл.4.4
Таблица 4.4- Направления анализа внутреннего рынка труда
Направления анализа | Инструментарий |
Структура персонала, в том числе численность, квалификационная структура, возрастная структура, группы сотрудников по стажу работы в организации, группы сотрудников по потенциалу развития, группы сотрудников по ролевому статусу в организации и ее подразделениях | Постоянные и переменные данные учета и статистики персонала Информация о результатах обучения персонала Деловая оценка (аттестация) персонала |
Структура развития персонала | Планирование потребности в персонале Планирование замещения вакансий Планирование мероприятий по развитию персонала |
Организационная структура, в том числе формальная иерархия, неформальные структурные группы | Схемы организационных структур Органограммы Диаграммы выполнения функций Диаграммы коммуникационных связей Опросы сотрудников и руководителей |
Организация труда, в том числе расстановка персонала, рабочие места и их взаимосвязи | План должностей и рабочих мест (штатное расписание) Описание работ и должностей (должностные инструкции) Диагностика рабочих мест Опросы сотрудников |
Культура управления, в том числе стиль руководства, социально-психологический климат, удовлетворенность трудом | Методы эмпирических социальных исследований Работа с высвобождаемыми сотрудниками |
Мотивационные установки | Опросы сотрудников Групповые дискуссии Анализ применения теорий мотивации |
Предмет изучения имиджа организации — ее образ на внутреннем и внешнем рынке труда.
Главной задачей исследования имиджа является правильное понимание тех социальных и психологических факторов, которые влияют на решения потенциальных претендентов на рабочие места или закрепление имеющихся в наличии сотрудников организации.
К инструментарию исследования имиджа относят:
проведение опроса мнений работников организации, ее партнеров, потребителей и других групп людей;
анализ кампаний найма, в особенности неудачных мероприятий по подбору кандидатов, а также мероприятий по вербовке персонала из круга близкого окружения сотрудников;
изучение претензий, высказываемых работниками в процессе деловой оценки, адаптации или в рамках специально организованной системы рассмотрения претензий;
целенаправленный анализ данных исследования рынка труда.