Вильгельм Мюльман: этнос, народ, этноцентрум
Ученик и коллега Турнвальда – этнолог, социолог и философ, Мюльман первым предложил ввести понятие этноса в строгом смысле. Мюльман четко разделил четыре понятия: «этнос», «народ», «нация» и «раса» как самостоятельные концепты, нагруженные вполне определенным и не пересекающимся социологическим смыслом.
Этнос – простейшее общество. Народ же есть, напротив, высшая форма культурного и духовного развития, пик социологических возможностей общества. Мюльман в 1930-40-е годы разделял народы на «подлинные народы», «плавающие народы» и «мнимые народы», но позже отказался от такой классификации.
Нация, по Мюльману, соответствовала совр. государственно-политической и правовой форме гражданственности.
Мюльман предложил разделять биологическую расу (а-расу) и социологическую расу (b-расу). Принадлежность к биологической а-расе может быть доказана методом генетических и антропометрических исследований так же, как и в случае животных видов, растений и минералов. Сама по себе социологического значения а-раса не несет. А b-раса – это представление людей о своей принадлежности к той или иной линии родства или о принадлежности других.
Он отказывался противопоставлять «природу» и «культуру», поскольку этнический феномен не знает такой дуальности, и чтобы понять этнос и его природу глубоко, необходимо заведомо отказаться от привычной для западноевропейского человека двойственной модели деления всего на субъект и объект, субъективное и объективное.
Мюльмант ввел термин «этноцентрум» как базовую структуру этнического феномена. «Этноцентрум» есть разметка мира в этническом сознании, где общество, природа, мифы, право, хозяйство, религия, магия помещены в единую модель, в ядре которого находится сам этнос, а все остальное концентрическими кругами развернуто вокруг него, причем паттерн малых кругов и дальней периферии этноцентрума сохраняется константным.
Американская школа этносоциологии.
В США – «культурная антропология». Эта дисциплина изучает преимущественно «простые общества» (то есть этносы) и на основании этого строит системы и классификации более обобщенных культурных и социальных явлений.