Больной с нарушениями ВПФ в реальном мире.

Синдромы нарушений ВПФ.

Локальные (нейропсихология памяти, нейролингвистика,…)

Диффузные (нейрогеронтопсихология)

Синдромы недоразвития (детская нейропсихология)

Функциональные состояния (нейропсихология нормы)

В этом блоке уже изучается не мозговая локализация психических функций, а структура и организация психических функций (нейропсихология памяти). Изучаются различные синдромы, т.е. нарушения ВПФ.

Детская нейропсихология служит основанием для создания практической психологии образования. Создаются чувствительные методы психодиагностики ребенка, особенно детей с трудностями обучения.

Нейрогеронтопсихология- анализируются перестройки психических процессов в старческом возрасте, а также различные формы аномального старения.

Нейропсихология нормы и индивидуальных различий– знание индивидуальных различий (часто связаны с межполушарной организацией ВПФ) на различных этапах онтогенеза необходимо для адекватного понимания и психологической интерпретации отклонений психического поведения.

Адаптация и интеграция в обществе

Реабилитация

Межличностные отношения и общение

(экологическая, бихевиоральная нейропсихология, нейропсихология личности и семейных отношений).

На этом этапе изучается взаимодействие больного с нарушениями ВПФ с окружающими его людьми и факторами жизнедеятельности, влияние окружающей среды на прогрессирование, регресс и профилактику болезни, а также социальные потребности больных и возможности их реализации.

Т.е. нейропсихология – одна из областей психологического знания, которая способна решать как теоретические, так и практические задачи клинической психологии.

Если рассматривать эту науку в теоретическом плане, то ее предметом изучения является мозговая организация психических функций (локализация ВПФ) и изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозгав осуществлении различиях видов психической деятельности.

В практической сфере нейропсихология вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация.

Развитие реабилитационного и профилактического направления привело к тому, что нужно было разработать количественный метод оценки эффективности различных реабилитационных мероприятий, основанный на методиках А. Р. Лурия. Западные ученые предприняли эту попытку и создали так называемую шкалу ЛУРИЯ-НЕБРАСКА, но она оказалась несостоятельной. Дж. Пена- Казанова назвал эту шкалу «шкала Лурии без Луриевского подхода». Потому что западные нейропсихологии использовали лишь количественный подход, а все Луриевские методики основаны на качественном анализе нарушений ВПФ.

Различия Луриевской и западной нейропсихологии.
Западная нейропсихология, как и психология в целом, выросла и сформировались на тестологии. Для постановки того или иного диагноза проводится обследование по ряду тестов. Количественные показатели выполнения тестовых заданий сравниваются со статистическими нормами, и на основании этого сопоставления ставится диагноз. В любой западной клинике, где проводится нейропсихологическое обследование, используется жесткий набор тестовых методик, обследование по которым проводится от А до Я. После обследования все количественные данные по набору методик выписываются и сопоставляются с локализацией поражения.На основании такого количественного сопоставления и делается вывод о том, как связана конкретная структура мозга с нарушением той или иной психической функции.
Отечественная нейропсихология исходит из другого принципа: принципа качественного анализа наблюдаемого дефекта, симптома (т.е. не описание дефекта, а его анализ).Сначала выясняется, что, как, и почему оказалось нарушенным. А когда это выяснено, уже можно давать количественную оценку. Количественная оценка в данном случае характеризует степень выраженности дефекта.

Например, один больной сделал в данном тесте, скажем, две ошибки, а другой - пять, но и тот, и другой одинаково не справились с тестом. Тот факт, что первый делает мало ошибок, а второй - много, - говорит о степени выраженности конкретного нарушения.Поэтому нейропсихологическое обследование в отечественной нейропсихологии - это не строгое следование набору методик, а творческая, индивидуальная работа с каждым больным. Так что луриевские методы обследования и А.Р. Лурия называют в этом смысле "романтиком нейропсихологии".