Вернер Зомбарт: герои и торговцы

Социология позднего Зомбарта строится на выделении двух базовых соц. типов – «героев» и «торговцев», «торгашей», которые, соответственно, создают два типа обществ – «героическое», религиозное, рыцарское (например, европейское Средневековье) и «торговое», «торгашеское», «контрактное», индивидуалистическое, буржуазное (современность, Модерн). Доминация того или иного типа предопределяет ценностную систему общ-ва, его социокультурный профиль, политич. и экономический строй.

Буржуазное общество и его идеологические предпосылки являются примерами «общества торгашей», в котором идеи обмена, всеобщего материального эквивалента (денег), моральной гибкости, соц. адаптивности, технического развития и т.д. обретают право главенства над альтернативными семействами ценностей. Общество «героического» типа, напротив, выше материи ставит честь; мораль видит ригидной и неизменной; высокие идеалы превозносит над материальными интересами; жертвенность, мужество, служение и честь провозглашает важнее прибыли и технических изобретений.

Считал, что Европа должна вернуться к героическому типу. Позитивную альтернативу Модерну он видел в «нормальном типе» органического социализма. Зомбарт отвергал пролетарский социализм Маркса и настаивал на «германском социализме», который в качестве соц.-пол. субъекта выбирал не «класс», но этнокультурную группу, объедин. общей коллективистской ценностной сис-ой.

Зомбарт не отрицает иерархии или соц. стратификации общества, но предлагает строить их не на основе экономич. (классовой) и не на индивидуальной (либеральной) основе, а на принципе эффективного – «героического» – служения «общему благу».

Морис Лацарус: народный дух

Представитель германской этнопсихологии. Лацарус развивает теории Гердера о существовании «народного духа», но описывает его в научных формулировках как совокупное объединение индивидуальных душ, формирующих общее психо-культурное поле. «Народный дух» проявляется в языке, нравах, обычаях, учреждениях, играх, фольклоре и т.д.