Мозговая организация ВПФ.

Первые идеи по клинической психологии и нейропсихологии принадлежали Л. С. Выготскому. Он указал, что отдельные участки коры головного мозга имеют значение для построения ВПФ, а также впервые внес генетическую концепцию в вопросе локализации ВПФ в мозге.

Нейропсихология это наука, которая изучает мозговые основы высших психических процессов и вклад различных мозговых зон в их осуществление.

Клиническими задачами нейропсихологии является изучение механизмов нарушения ВПФ и связь нарушений ВПФ с определенными зонами мозга.

В течение длительного времени в психологии, педагогике и педагогической психологии существовали только ссылки на мозг как орган психики.

Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия писали о необходимости проникновения в структуру мозга и, о изучении законов работы мозга. Они говорили, что психика это ни что иное, как функция головного мозга.

Т. о. встал вопрос о взаимоотношении психики и мозга, решение которого стало необходимым не только для психологии, но и для медицины, дефектологии и педагогики. Нейропсихология как раз и могла ответить на все поставленные вопросы.

Первые нейропсихологические исследования ВПФ и их нарушений были исследованы у бойцов, раненых во время ВОВ (нарушения, памяти, мышления, речи и т.д.).

В настоящее время происходит рост различных СС заболеваний, черепно-мозговых травм, опухолей и.т.д. все эти заболевания сопровождаются и нарушениями ВПФ. По этому на данный момент нейропсихология является очень востребованной наукой, как в теоретическом плане (для накопления новых знаний) так и в практическом (диагностика и реабилитация).

Одной из важнейших характеристик нейропсихологии является то, что она представляет собой не только аналитическую, но и интегративную науку, которая изучает и нейропсихологический, и психологический, и социальный пласт психических явлений (т.е. изучаются все уровни иерархического строения психики). Т. О. нейропсихология изучает не один какой-нибудь уровень в структуре ВПФ, а интеграцию всех 3 уровней в контексте личности и сознания.

А. Р. Лурией были разработаны специфичные для нейропсихологии методы диагностики ВПФ. Т.к. нейропсихология интегративная наука, то и методы исследования представляют собой не набор изолированных методик, а структурно-динамическую систему методов, в которой все методы взаимосвязаны и каждый тест, направленный на исследование какой-либо ВПФ, при его правильном использовании может показать состояние и других ВПФ, системно связанных между собой.

Следует заметить, что изначально нейропсихология развивалась как клиническая наука, потому что основные исследования проводились на больных людях. В настоящее время нейропсихология выходит из клинической зоны и из зоны патологии в сферу изучения психики здоровых взрослых людей, а также и детей с проблемами развития психики, обучающихся в общеобразовательных школах. (Т.о. к новым сферам приложения нейропсихологии можно отнести - педагогику, обучение детей с задержкой развития «ЗПР», дефектологию. В современных школах резко возросло количество детей, отстающих в обучении в массовой школе, причины отставания сами педагоги установить не в состоянии т.к. не имеют нужного инструментария. Установлено, что 85% детей д/с и школ нуждаются в помощи специалистов медицинского и психологического профиля, а 25% детей нуждаются в специализированной коррекционной помощи.)

Почему нейропсихология стала столь популярной и востребуемой наукой?

Современный этап развития нейропсихологии характеризуется ее выходом в новые клинические области. С одной стороны, нейропсихология сама черпает новые знания из смежных научных областей, например нейрохирургии и неврологии (в свою очередь и они не могут существовать без знаний нейропсихологии), с другой – накопленные к настоящему времени нейропсихологические данные можно смело применять к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к оценке функционального состояния мозга здоровых людейв особых или экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т.п.).

Но очень важно заметить, что дисфункции или функциональные перестройки в мозговой организации психических процессов, выявляемые при нейропсихологическом обследовании, могут быть результатом не только изменений деятельности мозга на структурном уровне, но и на нейрофизиологическом, нейрональном или биохимическом уровняхобеспечения деятельности мозга.

При этом значение приобретают не столько задачи установления топического диагноза, сколько возможности выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности и описание структуры ее изменений.

Получаемые при этом данные дают возможность оценки течения болезни (в том числе и в процессе фармакологического воздействия) и прогноза. Это представляется весьма важным в рамках профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.

А. Р. Лурия, рассматривает отечественную нейропсихологию в ключе культурно-исторического подхода (т.н. Луриевский подход в нейропсихологии). Этот подход ориентируется на поиск причин нарушения психических функций и способов их компенсации в истории культуры и социальных отношений.

Наиболее популярное и общее определение нейропсихологии - это наука о связи работы мозга и психики, мозга и поведения человека.

Но отечественная нейропсихология пытается заменить «статическую» нейропсихологию, которая жестко связывает поведение индивида с определенными областями мозга на «динамическую» нейропсихологию, которая анализирует динамику взаимодействия различных мозговых структур и психического функционирования субъекта.

В западной нейропсихологии главенствующей является формула, согласно которой поведение в целом обеспечивается работой мозга. В отечественной нейропсихологии речь идет не о поведении, а о конкретных психических функциях.

А.Р. Лурия сумел показать на клиническом материале, что каждая психическая функция может быть связана с работой разных участков мозга, которые организуются в систему; эта система и обеспечивает работу той или иной психической функции.

Так что Луриевская нейропсихология занимается не просто изучением соотношения работы мозга с поведением в целом, а тем, какую роль каждый отдельный участок мозга играет в обеспечении той или иной психической функции. Подразумевается, что каждый участок мозга отвечает за что-то свое, и это "свое" Лурия определил как "нейропсихологический фактор". Цель отечественной нейропсихологии найти все эти факторы, описать все функции разных участков мозга, понять, как мозг обеспечивает психические функции.


МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ (включает в себя 3 взаимосвязных этапа)

Локализационизм, антилокализационизм, теория динамической системной локализации.

Акцент делается на роли отдельных мозговых структур в осуществлении психической деятельности. Основная задача – понять работу мозга в связи с поведением.

Изучение данного этапа явилось мощным импульсом для пересмотра основных представлений о внутреннем строении психических процессов и важнейшей предпосылкой для создания теории мозговых основ психической деятельности.

Развитие данного этапа идет в 2 основных направлениях:

А) Исследование межполушарного взаимодействия (исследования были начаты А. Р. Лурией и продолжены его ученицами Э. Г. Симерницкой, Н. К. Корсаковой, Л. И. Московичуте). Изучались межполушарные различия в мнестических процессах и специфический вклад каждого полушария в гностическую, речевую и мыслительную деятельность, а также в общую регуляйию психических процессов и эмоциональных состояний.

Б) Исследование подкорковых структур мозга (концепция трех функциональных блоков мозга)