II. Курс на мирное сосуществование

Вследствие внутрипартийной борьбы и полемики в 1927 г. в СССР была окончательно закреплена смена идеологической парадигмы. И.В. Сталину и Н.И. Бухарину удалось придать официальный статус теории «социализма в одной стране». Вместо зависимости социалистической будущности Советского Союза от мировой революции, которая все более оттягивалась, была предложена конкретная перспектива социалистического строительства. Советское руководство пытается совместить революционную идеологию с необходимостью нормализовать отношения с внешним миром. Разрабатывается новая теоретическая концепция «мирного сосуществования стран с различным политическим строем», которая впервые была официально изложена советской делегацией на мировой экономической конференции в Женеве (мае 1927 г.). Концепция мирного сосуществования предусматривала возможность нормализации отношений и полноценного сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Концепция провозглашала отказ от прямого военного столкновения с капиталистическими странами. Концепция предполагала продолжение идеологической борьбы между социализмом и капитализмом и оказание советским правительством поддержки революционерам в других странах.

Наркоминдел окончательно изолирует Коминтерн от процесса формирования внешнеполитического курса СССР. Пути дальнейшего распространения коммунизма в мире виделись в направлении всемерного усиления идейно-теоретического и политического воздействия Советского Союза на другие страны и по возможности в расширении его территориальных пределов. Пролетарский интернационализм трактовался, как обязанность всех зарубежных компартий защищать и поддерживать СССР и его внешнюю политику.

В конце 1927 г. на сессии подготовительной комиссии по разоружению советская делегация выдвинула проект полного и немедленного разоружения. Позднее СССР этот утопический вариант заменит на более реалистические проекты поэтапного и ограниченного разоружения. В 1928 г. советское руководство присоединилось к так называемому пакту Бриана-Келлога. Настоящий международный договорпровозглашал отказ от войны в качестве орудия национальной политики и признавал необходимым разрешать любые споры мирными средствами. Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов Советский Союз заключает договоры о ненападении с пограничными азиатскими и европейскими странами. Миротворческое наступление советская дипломатия завершает систематизацией всех проявлений внешнеполитической агрессии. На основе анализа причин вооруженных конфликтов последних двухсот лет была разработана универсальная Конвенция об определении агрессии (1933), которая должна была обслуживать договоры о ненападении. Договоры о ненападении и Конвенция способствовали стабилизации отношений СССР с соседними странами.

На данном этапе советское руководство все чаще демонстрирует свою приверженность прагматичным принципам реалполитики. Среди внешнеполитических акций, которые соответствовали канонам реалполитики, можно назвать позицию и меры, которые большевистское руководство использовало в пору антиправительственного мятежа против Амануллы-хана в Афганистане (1928 г.), в ходе советско-китайского конфликта вокруг КВЖД (1929) и ликвидации повстанческого движения в китайской провинции Синьцзян (начало 1930-х годов).

III. Политика коллективной безопасности и её кризис.

В декабре 1933 г. советские дипломаты подготовили проект новой внешнеполитической программы, которая была вызвана реальными военными угрозами со стороны Японии и Германии. Было принято решение заключить в рамках Лиги наций региональное соглашение о взаимной защите от военной угрозы со стороны агрессивных держав. С декабря 1933 г. начинается развертывание дипломатической борьбы за создание системы коллективной безопасности.

Система коллективной безопасности предполагала, во-первых, наличие некоторого организационного единства государств-участников системы коллективной безопасности. Реально настоящий принцип не был осуществлен, хотя борьба за создание системы коллективной безопасности разворачивалась под эгидой Лиги наций. В 1934 году Советский Союз вступает в настоящую международную структуру. Во-вторых, система коллективной безопасности должна была состоять из системы пактов взаимопомощи, участники которой должны были взять на себя три основных обязательства: 1) не прибегать к силе или угрозе силой, 2) разрешать все споры между собой исключительно мирным путем, 3) активно сотрудничать в целях устранения любой опасности международному миру. Система коллективной безопасности должна была выполнять в основном превентивные функции, чтобы не допустить возникновения конфликтов между участниками системы и чтобы способствовать укреплению всеобщего мира. Такая система договоров не означала формирование военных блоков. Она была открыта для присоединения к ней других стран, чьим интересам противоречило нарушение международного мира.

После 1933 г. в Советском Союзе внезапно была приостановлена критика Версальской системы. В Европе приобрел широкую популярность лозунг М.М. Литвинова «Мир неделим», предполагавший, что агрессия против одной страны является агрессией против всего мирового сообщества. Советская сторона для налаживания сотрудничества с Западом идет на некоторые уступки в идеологической сфере. В 1935 г. советское правительство подписало договоры о взаимопомощи с Чехословакией и Францией. В 1936 г. на конференции в Монтрё (Швейцария) СССР, Турция и другие заинтересованные страны видоизменили правовой режим черноморских проливов. Советская сторона предложила создать систему коллективной безопасности в Тихоокеанском регионе. В 1936 г. был подписан советско-монгольский протокол о взаимопомощи. В том же году СССР ввел свои войска на территорию МНР.

Свою приверженность антифашистскому курсу и политике коллективной безопасности СССР подтвердил в ходе Гражданской войны в Испании (1936-1939) и международного европейского кризиса 1938 года, который развернулся вокруг Чехословакии. В первом случае СССР оказался единственной крупной державой, оказавшей реальную поддержку испанской демократии в борьбе с тремя европейскими диктаторами – А. Франко, А. Гитлером и Б. Муссолини. Во втором случае Советский Союз заявил о своей готовности выполнить свои союзнические обязательства по пакту о взаимопомощи, если Чехословакия подвергнется агрессии. Однако предательство Франции и Великобритании в Мюнхене обрекло Чехословакию на расчленение Германией, Польшей и Венгрией. Последствиями Мюнхенского сговора стали банкротство политики коллективной безопасности и международная изоляция Советского Союза.

Весной 1939 г., когда над странами Восточной Европы нависла угроза нацистской агрессии, советское правительство вновь попыталось наладить сотрудничество с Великобританией и Францией на антифашистской основе. Наркомом М.М. Литвиновым был предложен проект создания полноценного военно-политического блока в составе СССР, Англии и Франции для противодействия агрессии в Европе. Англо-франко-советские переговоры с самого начала велись в режиме кризиса. В конце концов, английское правительство своей тактикой проволочек дискредитировало партнерские качества Великобритании и вызвало отказ сталинского руководства от перспектив коалиционной политики. Возникла ситуация, вынудившая Москву обратить внимание на неоднократные предложения Берлина нормализовать советско-германские отношения. В результате, 23 августа 1939 г. СССР подписал с Германией договор о ненападении. Советско-германский договор о ненападении силой своих двусторонних обязательств увеличивал безопасность Германии, а не безопасность миролюбивых народов. Цена нейтралитета СССР в будущей европейской войне была указана в секретном дополнительном протоколе, который составлял необходимый контекст договора о ненападении.

 

ЛЕКЦИЯ: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ