Разновидности примордиализма
Различные направления примордиализма суммировал в своей работе «Мифы и воспоминании о нации» английский этносоциолог Энтони Смит.
Примордиализм, по Смиту, бывает трех видов:
1) эссенциалистский, полагающий, что этнос является неизменной формой существования общества от древности до современных наций и что между совр. нациями и древними этносами существует непрерывная связь (это крайняя форма примордиализма). В категорию «эссенциалистского примордиализма» Э. Смит включает теории, которые вообще не делают различия между этносом и нацией и не выделяют народ в отд. категорию, рассматр. этносы как органич. феномен, неизменный в течение всей истории;
2) родовой, настаивающий на том, что все этнические символы направлены на то, чтобы продемонстрировать непрерывную линию родства у поколений;
3) «примордиализм Гиртца», по имени антрополога Клиффорда Гиртца, автора теории «символич. антропологии», который утверждал, что, несмотря на то, что прямой связи между историч. формами этносов доказать невозможно, вера в такую связь является настолько устойчивым социологич. фактом, что при анализе общ-ва ее следует учитывать, как если бы это было реальностью.
Адекватнее всего выглядит «примордиализм Гиртца», который рассматривает этнос именно как общество и как социологическое явление и считает его важнейшим в общем комплексе факторов, формирующих социальную идентичность.
В эту же категорию подходов можно отнести направление, которое Э. Смит называет «перпетуальным перенниализмом». Смысл перенниалистского подхода к этносу в том, что он считает этнос не органической, но исторической категорией, постоянно меняющейся и связанной с посторонними мотивами – властью, господством, экономическими интересами, борьбой за ресурсы.
+ Можно выделить два направления примордиализма: одно рассматривает этнос только как общество, как социальный и культурный феномен (немецкая этносоциология Р. Турнвальда и В. Мюльмана, американская культурная антропология Ф. Боаса и его последователей, английский функционализм Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна, французская структурная антропология К. Леви-Стросса, «примордиализмГиртца», «перпетуальныйперенниализм» и т.д.), а другое добавляет в этнос биологические, родовые и расовые факторы.