Интеграция

Она представляет собой разновидности включения одной этнической группы в другую, чаще всего добровольного. Процесс интеграции отличается от ассимиляции своим осознанным характером и обрядовой формализацией, а также тем, что он затрагивает индивидуальных членов инаковой этнической группы. Основные формы: адопция, кровное братство, модель патронат/клиентела.

Адопция представляет собой обряд принятия в этническую общину представителя другой этнической общины (как правило, на индивидуальной основе и по просьбе принимаемого). В ходе обрядов адопциипосвящаемый имитирует «рождение» в этносе, удостоверяет веру в общего с племенем предка, проходит ознакомление с традициями и обычаями.

Кровное братство тоже сопряжено с ритуалом, смысл которого в смешении крови двух индивидуумов, что символизирует интеграцию в одно и то же. Став «кровным братом» с представителем другого племени, человек подчиняется отныне всем соц. формам – табу, брачным правилам, поощрениям и наказаниям, то есть принимается всеми как полноценный член именно этой общины.

Отношения по формуле патронат/клиентела предполагают, что один этнос (патрон) берет под защиту другой этнос, обязуется его охранять от возможного нападения противника, а взамен, другой этнос (клиент) берется снабжать этнос-патрона различными материальными объектами – чаще всего продуктами питания или иными формами ценностей.

 

Теоретические парадигмы этносоциологической методологии.

В этносоциологической дисциплине принято выделять три подхода к пониманию сущности этноса: примордиализм, конструктивизм и инструментализм.

Примордиалистский подход в самом широком толковании состоит в том, что этнос признается изначальным (примордиальным) свойством человеческого общества и человеческой культуры. Этнос лежит в основе общественных структур, которые представляют собой его вариации.

Этот термин ввел в 1957 году американский социолог Эдвард Шилз. Он заметил, что в архаических обществах этническое родство осознается как особая близость и тяга к родственнику не как к личности, но как к носителю особого «значимого отношения», которое может быть описано как «примордиальное» отношение или Примордиал». Этнос есть нечто изначальное, примордиальное, развернутое вокруг фигуры Примордиала.