Виды цен совершенного рынка

Взаимодействие спроса и предложения на совершенном рынке

 

Нами рассмотрены спрос и предложение, взятые сами по себе.

Но в реальной жизни они не существуют независимо друг от друга. По образному сравнению А.Маршалла, спрос и предложение подобны двум лезвиям одних и тех же ножниц. Они существуют только вместе, и их взаимодействие обеспечивает работу рынка. Наша задача – рассмотреть данное взаимодействие как в условиях совершенного, так и несовершенного рынка.

Если продолжить сравнение А.Маршалла, то цену можно уподобить стержню, вокруг которого и с помощью которого лезвия ножниц движутся. В самом деле, цены играют центральную роль во взаимодействии спроса и предложения.

Выделяются три вида цен: цены спроса, цены предложения и собственно рыночные цены, которые складываются на рынке.

Цена спроса есть ни что иное, как денежное выражение потребительной стоимости товара. Она характеризует денежную оценку потребителями полезности товара и их готовность платить за него соответствующую сумму денег.

На оценку полезности товара отдельными потребителями влияют многие факторы, в том числе:

а) потребность потребителя в товаре;

б) предельная полезность товара, то есть полезность дополнительно приобретаемого товара;

в) доход потребителя;

г) наличие у товара товаров-субститутов или комплементарных товаров и цены на них. Данный фактор говорит о том, что цена спроса - результат конкурентного выбора потребителем на рынке между различными товарами.

Поскольку у разных покупателей различны факторы, определяющие их потребительскую оценку одного и того же товара, то у каждого потенциального покупателя формируется своя цена спроса. Поэтому на рынке данного товара существует определенный диапазон цен спроса. Он достаточно наглядно представлен с помощью линии спроса* (рис 14).

Рисунок 14

 

Отрезок 0q1 выражает потребность покупателя в товаре. Отрезок 0р1 показывают, что цены спроса находятся между двумя крайними ценами – ценой р1, по которой некоторые покупатели готовы купить товар, и ценой близкой к нулю, по которой готовы купить товар другая часть покупателей.

Цена предложения есть денежное выражение индивидуальной стоимости товара, выражающая затраты факторов производства конкретных товаропроизводителей, включая предпринимательские усилия. По существу, цена предложения отражает полные экономические издержки предприятия, в состав которых входит и нормальная прибыль. Соответственно, цена предложения отражает готовность производителя производить и продавать товар по цене не ниже ее.

Поскольку у разных предприятий полные издержки производства одного и того же товара разные, то и цены предложения данного товара также оказываются разными. Эти различия применительно к разным товарам могут характеризоваться определенным диапазоном. Графически диапазон цен предложения может быть представлен с помощью кривой предложения (рис. 15).

 

Рисунок 15

 

Отрезок 0q1 выражает объем данного товара, который его продавцы готовы предложить на рынке. Очевидно, что он отражает производственные возможности, позволяющие производить и поставлять на рынок товар в этом объеме. Отрезок р1р2 указывает на диапазон цен, по которым продавцы готовы продавать товар.жения на значительную часть товаров не должен быть значительным, так как каждое предприятие стремится обеспечивать себе как минимум среднеотраслевые условия производства.

Рыночная цена на товар складывается в результате взаимодействия спроса и предложения данного товара. Она может быть равновесной и неравновесной.

Равновесной является цена, при которой спрос на данный товар равняется его предложению в данный период времени. Графически такая цена определяется с помощью точки пересечения кривых спроса и предложения, именуемой точкой рыночного равновесия.

 

Рисунок 16

 

На рисунке точка пересечения кривых спроса и предложения позволяет определить отрезок 0q1, характеризующий как величину спроса, так и величину предложения данного товара, и одновременно отрезок 0pе, характеризующий размер цены товара. Равенство спроса и предложения при этой цене свидетельствует о том, что эта цена равновесная.

Всякая иная цена, отклоняющаяся вниз или вверх от нее, предстает как неравновесная, так как при ней спрос и предложение оказываются неравными.

Рисунок 17

 

Видно (см. рис. 17), что цене 0р1, превышающей равновесный уровень, предложение оказывается в объеме 0q2, а спроса - в объеме 0q1. Отрезок q1q2 характеризует избыток товара на рынке. При цене 0р2 - более низкой чем равновесная, ситуация противоположная - спрос равен величине 0q2, превышая величину предложения, равную отрезку 0q1.

Сравнение объемов продаж при равновесной и неравновесной ценах показывает, что на равновесном рынке продается данного товара больше, чем на неравновесном. В первом случае (рис. 16) объем продаж представлен отрезком 0qe, который больше, чем отрезок 0q1, характеризующий объем продаж как при высокой, так и при низкой цене.

Большей оказывается выгода, получаемая от продажи товара по равновесной цене, как у покупателей, так и у продавцов. В денежной форме эту выгоду для покупателей можно представить площадью 0р1eqе.

Она определяется количеством приобретаемого товара и ценами спроса, по которым покупатели были готовы приобретать товар. Причем площадь рер1е предстает как потребительский излишек. При неравновесной (рис. 17) цена площадь, характеризующая выгоду для покупателей, оказывается меньшей - 0p3аq1.

Выгода продавцов при равновесной цене определяется площадью 0peeqe, характеризующей их выручку, покрывающую издержки и содержащую прибыль. При неравновесной цене: площадь выгоды продавцов оказывается меньше, даже когда цена выше равновесной - 0р4bq1.

Рисунки показывают также, что даже при равновесной цене часть покупателей и продавцов могут оказаться за пределами рынка. У первых цены спроса оказываются ниже рыночной цены, и они не в состоянии приобрести товар, у вторых выше рыночной цены оказываются издержки производства, и им заниматься производством и продажей товара оказывается невыгодно. Здесь хорошо видна стимулирующая роль рынка - он действует наподобие кнута и пряника, поощряя потребителей с высокими доходами и предприятия с низкими издержками, отторгая бедных потребителей и неэффективно работающих товаропроизводителей.

Очевидно также, что рынок не способен удовлетворить потребности всех потребителей во всех предлагаемых товарах. Это означает, что в рыночной экономике должны также существовать нерыночные способы доведения производимой продукции до потребителей, например, через фонды общественного потребления, через благотворительные фонды и т.д.