Этнос и нация

Не являясь расовой категорией, этнос не является и политической или юридической, правовой категорией. Отделить этнос от нации не менее важно, чем отделить его от расы.

В определениях этноса у Широкогорова и у Вебера нет никаких указаний на его политическую принадлежность, на отношение к тому или иному государству или какой-либо иной административной единице. «Нация» в классическом понимании этого термина означает граждан, объединенных политически в единое государство.

Не всякое государство есть «государство-нация». Государствами-нациями (или национальными государствами) являются современные государства европейского типа, чаще всего светские и основанные на политической доминации буржуазии.

Признаки этноса мы встречаем во всех обществах – архаичных и современных, западных и восточных, организованных политически и живущих общинами. А признаки нации – только в совр., западных (по типу организации) и политизированных обществах.

Этнос и общество

Широкогоров называет этнос «группой людей», а группа людей – это форма организации общества. Т. о., можно считать этнос особой формой общества. Но стоит обратить внимание на следующее обстоятельство. Макс Вебер, который ввел в социологический оборот понятие «этничности», не придал ему особого значения, и даже указал на то, что категория «этноса» является в чем-то излишней, так как ничего не добавляет к классическим методам социологии. Социология изучает любые общества, в том числе и этнические, с использованием одинаковых научных инструментов, и поэтому этнос, как и любая другая форма общества, рассматривается ею на общих основаниях.

Этнос – это общество, в котором коллективная идентичность максимальна, тотальна и всеобъемлюща. Эта коллективная идентичность полностью подчиняет себе все остальные формы дифференциации.

Именно по этой причине Вебер не придал «этничности» большого значения. Его социология («понимающая социология) основана на изучении индивидуального поведения и в основном сосредоточ. на высоко дифференцир. типах обществ (древних и совр.).

Этнос - главная и первичная матрица, на которой строятся и из которой проистекают все более сложные и дифференцированные типы общества, поэтому этническое общество рассматривается как базовое и основное. Такой позиции придерживаются этносоциологи и культурные антропологи.