Принципы взаимоотношений PR специалиста, нанимателя, клиента, работодателя
Основные правила PR-этики по отношению к общественности и СМИ
Источники этических проблем
Понятия этики и морали. Основные кодексы PR-этики
Вопрос 45. Этические нормы PR-деятельности
1. Этика относится к системе ценностей, с помощью которых человек определяет, что правильно или неправильно, что добросовестно и недобросовестно, что справедливо или несправедливо. Этика проявляется в моральном поведении в конкретной ситуации.
Мораль — система неформальных норм регулирования поведения, которая признается всем обществом.
Паблик рилейшнз — деятельность, которая строится на нормах морали и этики и несет ее в массы с помощью каналов коммуникаций. Вопросы этики и социальной ответственности профессии PR находятся в центре внимания национальных и международных организаций и ассоциаций паблик рилейшнз. Основные нормы и правила поведения PR-специалистов сформулированы:
• в Кодексе профессионального поведения Международной Ассоциации паблик рилейшнз (IPRA);
• Европейском Кодексе профессионального поведения в области паблик рилейшнз (Лиссабонском кодексе);
• Профессиональном кодексе объединения AFREP, принятом 27 октября 1984 г.;
• Римской хартии, принятой Международной профессиональной ассоциацией паблик рилейшнз (ICCO);
• Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, принятой на конференции Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО) в ноябре 1994 г.;
• иных документах.
Вопросы этики затрагивают два уровня поведения:
• каждого профессионала по связям с общественностью;
• собственно организации.
2. Источниками этических проблем становятся:
• конфликтность интересов, возникающая в результате конкуренции;
• расхождение в понимании этических вопросов между теми, кто непосредственно и профессионально занимается PR, и теми, кто в коммерческих организациях и других институтах общества профессионально этим не занимается.
Нарушение норм этики организацией приводит к формированию отрицательного имиджа данной организации, неуважения и недоверия как к ней, так и к ее продукции. Здесь речь идет о непосредственной зависимости между этикой поведения и успехом PR-кампании.
3. Основные этические положения, которых должен придерживаться специалист по связям с общественностью:
• уважать и соблюдать свободу слова и печати, действующее законодательство;
• соблюдать интересы и потребности общества в получении достоверной и объективной информации;
• признавать и уважать правила и профессиональные стандарты деятельности СМИ, равно как и других сфер профессиональной деятельности;
• не наносить вреда добросовестной профессиональной репутации своих коллег.
Принципы профессионального взаимодействия со средствами массовой информации и обществом:
• работа в интересах общества;
• уважение чести и достоинства личности;
• неучастие специалиста PR в действиях, наносящих ущерб честности, независимости и объективности СМИ или же наносящих урон их репутации (за исключением случаев нарушения журналистами собственных профессионально-этических норм);
• невозможность требования специалистом PR платы за предоставление информации, обнародование которой входит в его служебные обязанности;
• недопустимость обнародования информации, наносящей ущерб национальной безопасности или же заведомо ставящей под угрозу жизнь и здоровье людей;
• недопустимость пропаганды насилия, расовой, национальной или социальной вражды, иных идей, наносящих ущерб состоянию мира и партнерства в обществе;
• невозможность использования (сознательно или по небрежности) заведомо ложной информации;
• необходимость опровержения (или предоставления достоверной информации) при обнаружении опубликованной ложной информации.
4. Принципы взаимоотношений PR-специалиста с клиентом, нанимателем, работодателем:
•личная и профессиональная честность;
• поддержание честных отношений с клиентами и служащими;
•неучастие, даже по требованию клиента, в деяниях (действиях, бездействии), нарушающих законодательство;
• недопустимость нарушения профессиональной тайны и разглашения конфиденциальной информации, полученной от клиента или партнера без их разрешения или же вступившего в законную силу решения суда;
• незамедлительное информирование клиента о своих интересах, вступивших в конфликт с его интересами;
• недопустимость поочередного представления интересов конфликтующих сторон.