Принципы взаимоотношений PR специалиста, нанимателя, клиента, работодателя

Основные правила PR-этики по отношению к общественности и СМИ

Источники этических проблем

Понятия этики и морали. Основные кодексы PR-этики

Вопрос 45. Этические нормы PR-деятельности

 

1. Этика относится к системе ценностей, с помощью которых человек определяет, что правильно или неправильно, что добросовестно и недобросовестно, что справедливо или несправедливо. Этика проявляется в моральном поведении в конкретной ситуации.

Мораль система неформальных норм регулирования поведения, которая признается всем обществом.

Паблик рилейшнз — деятельность, которая строится на нормах морали и этики и несет ее в массы с помощью каналов коммуникаций. Вопросы этики и социальной ответственности профессии PR находятся в центре внимания национальных и международных организаций и ассоциаций паблик рилейшнз. Основные нормы и правила поведения PR-специалистов сформулированы:

• в Кодексе профессионального поведения Международной Ассоциации паблик рилейшнз (IPRA);

Европейском Кодексе профессионального поведения в области паблик рилейшнз (Лиссабонском кодексе);

Профессиональном кодексе объединения AFREP, принятом 27 октября 1984 г.;

Римской хартии, принятой Международной профессиональной ассоциацией паблик рилейшнз (ICCO);

Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, принятой на конференции Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО) в ноябре 1994 г.;

• иных документах.

Вопросы этики затрагивают два уровня поведения:

• каждого профессионала по связям с общественностью;

• собственно организации.

2. Источниками этических проблем становятся:

• конфликтность интересов, возникающая в результате конкуренции;

• расхождение в понимании этических вопросов между теми, кто непосредственно и профессионально занимается PR, и теми, кто в коммерческих организациях и других институтах общества профессионально этим не занимается.

Нарушение норм этики организацией приводит к формированию отрицательного имиджа данной организации, неуважения и недоверия как к ней, так и к ее продукции. Здесь речь идет о непосредственной зависимости между этикой поведения и успехом PR-кампании.

3. Основные этические положения, которых должен придерживаться специалист по связям с общественностью:

• уважать и соблюдать свободу слова и печати, действующее законодательство;

• соблюдать интересы и потребности общества в получении достоверной и объективной информации;

• признавать и уважать правила и профессиональные стандарты деятельности СМИ, равно как и других сфер профессиональной деятельности;

• не наносить вреда добросовестной профессиональной репутации своих коллег.

Принципы профессионального взаимодействия со средствами массовой информации и обществом:

• работа в интересах общества;

• уважение чести и достоинства личности;

• неучастие специалиста PR в действиях, наносящих ущерб честности, независимости и объективности СМИ или же наносящих урон их репутации (за исключением случаев нарушения журналистами собственных профессионально-этических норм);

• невозможность требования специалистом PR платы за предоставление информации, обнародование которой входит в его служебные обязанности;

• недопустимость обнародования информации, наносящей ущерб национальной безопасности или же заведомо ставящей под угрозу жизнь и здоровье людей;

• недопустимость пропаганды насилия, расовой, национальной или социальной вражды, иных идей, наносящих ущерб состоянию мира и партнерства в обществе;

• невозможность использования (сознательно или по небрежности) заведомо ложной информации;

• необходимость опровержения (или предоставления достоверной информации) при обнаружении опубликованной ложной информации.

4. Принципы взаимоотношений PR-специалиста с клиентом, нанимателем, работодателем:

личная и профессиональная честность;

• поддержание честных отношений с клиентами и служащими;

неучастие, даже по требованию клиента, в деяниях (действиях, бездействии), нарушающих законодательство;

недопустимость нарушения профессиональной тайны и разглашения конфиденциальной информации, полученной от клиента или партнера без их разрешения или же вступившего в законную силу решения суда;

• незамедлительное информирование клиента о своих интересах, вступивших в конфликт с его интересами;

недопустимость поочередного представления интересов конфликтующих сторон.