Понятие внушения и его приемы в PR-коммуникации
Понятие убеждения и его приемы в PR-коммуникации
Вопрос 42. Новые психологические технологии в PR (убеждение, внушение, НЛП)
3. Технологии НЛП в PR-коммуникации
1. Убеждение — формирование стойкого мнения, отношения, взглядов, представлений с помощью различных вербальных и невербальных приемов. Это преимущественно интеллектуальное воздействие, апеллирующее к аналитическому мышлению, где преобладают сила логики, доказательность, аргументация.
В качестве убеждения аудитории в PR-коммуникации используются следующие приемы:
• утвердительное высказывание;
• выборочный подбор информации;
• использование слоганов, девизов;
• акцент на самом важном;
• использование мнений авторитетных людей;
• создание контраста;
• использование юмора.
2. Внушение (суггестия) — это процесс воздействия, связанный со снижением критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, не требующий анализа и оценки. В работе смассовым сознанием прибегают к косвенному внушению — у аудитории создается впечатление, что она приходит к транслируемому выводу сама.
Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них — на его волю и разум.
Сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности и логичности информации, а также от авторитета PR-специалиста.
Основные приемы внушения:
• конкретность и образность:
• ключевых слов;
• речи в целом;
• качеств;
• избегание отрицательных частиц: "нет"и "не";
• речевая динамика;
• воздействие звукосочетаниями. Например:
• звук "о" обладает расслабляющим эффектом;
• сочетание шипящих согласных и гласной "ы" создает угнетающее впечатление;
• звук "а"ободряет.
3. В последней четверти XX в. — начале XXI в. получил распространение еще один вид внушения — нейро-лингвистическое программирование (НЛП).
Технология НЛП была разработана в США в период с 1975 по 1979 гг. Упрощенно можно определить НЛП как систему средств для познания и изменения человеческого поведения и мышления.Эффективность моделей НЛП была быстро оценена и из сферы психотерапии они были перенесены в бизнес и образование. В 1987 г. на русский язык была переведена одна из наиболее популярных работ Дж. Гриндера и Р. Бендлера "Из лягушек в принцы". С этого момента НЛП получило интенсивное развитие в России.
Применение НЛП к области PR определяется его технологическими и тактическими возможностями. Технологии НЛП отличаются высокой эффективностью воздействия и рассчитаны в основном на подсознательное восприятие информации. Методы нейро-лингвистического программирования, которые используются в практике PR:
• использование модальных операторов в языке (желательность, долженствование, возможность);
• метапрограммирование, формирование метапрограмм — создание "фильтров" восприятия, через которые человек видит окружающий мир;
• "якорение" — создание рефлексов в сознании;
• формирование "транса" — состояния сознания, которое облегчает внедрение необходимых установок.
На Западе использование НЛП в рекламе запрещено законом, и западные политики опасаются прибегать к нему, чтобы избежать нежелательной огласки и последующего скандала.
Вопрос 43. "Черный PR"
1. Понятие «черного» PR
2. Цели «черного» PR
3. Принципы «черного» PR в бизнесе