Деятельность банковского PR в период кризиса
Особенности PR-кампании в банковской сфере
Вопрос 38. PR в банковской сфере
2. Основные направления PR-деятельности и их особенности
1. PR-кампания в банковской сфере— комплексная PR-деятельность, призванная довести до общественности сведения о деятельности банков, роли коммерческих банков в экономике, а также содействующая формированию положительного образа банка как института, выступающего в качестве катализатора развития рыночных отношений.
На российском рынке банки обычно не прибегают к услугам PR-агентств, используют свои собственные службы для проведения PR-мероприятий.
2. Основные направления PR-деятельности в банках.
• создание имиджа;
• планирование и проведение комплексных PR-кампаний по позиционированию новых банковских услуг;
• налаживание отношений со СМИ;
• с общественными и государственными институтами;
• взаимоотношения:
• с клиентами;
• акционерами;
• внутриорганизационные;
• создание и поддержание репутации банка в финансовых кругах, банковском сообществе;
• защита имиджа банка во время кризиса.
Создание имиджа — это всеобщее информирование об основных достоинствах банка, усиление акцента на достоинствах одновременно с умолчанием о недостатках и трудностях.
Налаживание взаимоотношений со СМИ включает в себя:
• распространение аналитических пресс-материалов;
• подготовку PR-мероприятий;
• участие в пресс-конференциях;
• подготовку интервью, пресс-мониторинга.
При выборе СМИ для размещения публикаций банки отдают предпочтение печатному слову — газетные страницы предоставляют возможность более подробно и обстоятельно прокомментировать позицию банка по тому или иному вопросу; наладить обратную связь с читателем, публикуя телефоны "горячих линий" или справочных служб.
В России лидерами по размещению банковских РR-материалов среди деловых печатных изданий являются следующие издания:
• "Коммерсантъ";
• "Деньги";
• "Эксперт";
• "Финансовые Известия";
• "Коммерсант-Weekly";
• "Профиль";
• "Итоги";
• "Экономика и жизнь".
Контакты с общественностью и государственными структурами — направления PR-деятельности, которые определяют приоритетность той или иной структуры для банка, степень ее важности для развития бизнеса. Для установления или укрепления контактов с государственными и общественными структурами возможными формами могут стать:
• участие банка в политических акциях, проводимых государственными органами;
• осуществление совместных проектов в области благотворительности и спонсорства;
• поддержка государственных программ в области защиты малоимущих слоев населения, развития образования, науки, культуры. В России многие банки строят свои отношения с государственными структурами через Ассоциацию российских банков. Ассоциация представляет и защищает интересы своих членов.
Отношения с клиентами банка включают такие виды PR-деятельности, как:
• подготовка презентационных материалов, поздравлений клиентов;
• работа с жалобами клиентов;
• доведение интересов основных клиентских групп до руководства;
• поддержка "дружественных" клиентских групп;
• изучение и оценка нужд клиентов.
Взаимоотношения с акционерами банка включают в себя:
• изучение мнений акционеров;
• составление годовых, квартальных и других отчетов;
• подготовку документов для рассылки;
• проведение собраний;
• составление финансовых и рекламных объявлений;
• специальные публикации для акционеров.
Особо важным является обеспечение участия ключевых акционеров в значительных событиях внутриорганизационной жизни банков, например, торжественных собраниях, юбилеях руководства, культурных, других неформальных мероприятиях. Это позволяет наряду с развитием деловых отношений устанавливать и поддерживать более близкие и доверительные отношения.
В налаживании отношений внутри коллектива банка PR-службы играют важную роль, и включают:
• создание и обеспечение функционирования системы информирования сотрудников на разных уровнях;
• разрешение конфликтных ситуаций в коллективе банка;
• внутренние публикации;
• подготовку корпоративных мероприятий;
• доведение мнения служащих до руководства банка;
• поздравления;
• создание и углубление чувства удовлетворения служащих от работы.
Формирование репутации в среде деятельности — одна из главных задач службы PR. Это связано прежде всего со сложным комплексом взаимоотношений в банковской среде, которая оказывает значительное влияние на успехи и неудачи того или иного банка в различных сегментах рынка.
3. Деятельность PR в сфере банковской деятельности во время кризиса в основном направлена на сохранение и упрочение Имиджа банка. Это важно, поскольку в периоды кризисов конкуренты активизируются и начинают использовать самые разные методы конкурентной борьбы, включая подрыв имиджа. Рассматривая проблему защиты имиджа, следует иметь в виду, что его важно укреплять на всех направлениях (в глазах конкурентов, властных структур, клиентов и собственного персонала).
Основные виды деятельности PR в период кризиса:
• разрешение конфликтных ситуаций в коллективе банка;
• разработка примерной структуры оповещения и распределения функций в банке во время кризисной ситуации;
• подбор и подготовка сотрудников и менеджмента банка для общения с прессой в период кризиса;
• кризис-тренинги для сотрудников, акционеров и менеджмента банков;
• разработка и реализация комплекса мероприятий по защите имиджа банка в условиях кризиса;
• посткризисная коррекция имиджа банка.