Текст речей и выступлений
Другие виды PR-материалов
Требования к деловому письму
Характеристика PR-материалов
Вопрос 29. Письменные PR-материалы
1. Письменные PR-материалы должны обладать следующими характеристиками:
- ясность изложения – понимание желаемой реакции со стороны аудитории;
- полнота информации;
- краткость текста;
- точность;
- вежливость;
- ответственность.
2. Деловое письмо должно быть составлено с учетом следующих требований:
- формат письма – оно не должно длиннее двух страниц; текст желательно напечатать на белой бумаге формата А4; на конверте, помимо полного наименования организации, указываются ее почтовый и электронный адреса, контактные телефоны;
- обращение – имя адресата с указанием его звания или должности, почтовый адрес и дата отправления, а также тема обращения по европейским стандартам помещаются в верхнем левом углу письма;
- содержание — обычно письмо начинают с краткого вводного абзаца, в котором излагаются причины и цель его написания. Далее следует абзац, в котором раскрывается суть дела; в заключительной части обычно делаются предложения, например о встрече;
- имя автора письма, подпись.
Виды деловых писем:
• информирующее — цель этого письма оповестить о планируемом мероприятии, принятых решениях;
• информационное (информационный релиз) — регулярное информирование;
• рекомендательное;
• сопроводительное;
• письмо-заявление;
• письмо-просьба.
3. Основные виды PR-материалов, которыми пользуются PR-специалист или организация:
• информационный релиз;
• приглашение;
• проспект, буклет;
• брошюра;
• листовка;
• заявка.
Информационный релиз — в нем содержится информация, которая не носит личностного характера, не имеет адресного обращения, направлена к организациям и средствам массовой информации.
Среди информационных выделяются релизы.
• бизнес — составляются для фирм-партнеров или специалистов одного с данной фирмой профиля;
• специальные — для потребителей с информацией о товаре или услуге, которые:
- распространяются методом прямой рассылки по почте;
- размешается в местах продаж или оказания услуг;
• финансовые — содержат информацию о финансовом состоянии фирмы и предназначены прежде всего для держателей акций данной фирмы. Могут содержать информацию для широких финансовых или деловых кругов, средств массовой информации.
Требования, предъявляемые к приглашениям:
• печатаются на одной стороне листа плотной бумаги или картоне;
• доставляются адресатам почтой либо курьером;
• содержат краткий текст;
• обычно характеризуются личным обращением.
Проспект, буклет в равной мере относятся к печатной продукции, издаваемой организацией для распространения информации о своей деятельности среди потенциальной аудитории.
Выделяют несколько видов проспектов, буклетов:
• визитная карточка организации — такой проспект создается и видоизменяется в зависимости от деятельности организации, ее структуры, новых направлений деятельности;
• проспект-заказ — используется производителями и рассылается потребителям для облегчения оформления закупки;
• проспект-инструкция — прилагается к технически сложному изделию и содержит указания по правилам пользования;
• проспект-календарь — издается для раздачи или рассылки как новогоднее поздравление. Цель проспекта-календаря — напомнить об организации, поэтому обязательными атрибутами являются логотип и слоган фирмы, адрес, телефон.
Брошюра — печатное издание в виде книжки малого формата, содержащей обычно не более 16 страниц, прошитых или скрепленных металлическими скрепками. Брошюра распространяется организацией как самостоятельно, так и в пакете с другими материалами.
Задачи брошюры:
- вызвать интерес;
- ответить на вопросы;
- указать источники получения дальнейшей информации;
- убедить в преимуществах организации по сравнению с аналогичными, представленными на рынке.
Очень важную роль в брошюре играет иллюстративный материал.
Листовка — вид письменных материалов, который характеризуется легкостью и низкой стоимостью изготовления. Их раздают на улице, в магазинах, в метро, на семинарах, конференциях и других местах, где проводятся массовые мероприятия.
Если листовка носит информационный характер, используют крупный шрифт.
Заявка — письменный документ на получение гранта или другого вида поддержки, материальной или информационной. Обычно начинается с описания ситуации, в которой организация находится в настоящее время; в ней обосновываются причины такого положения и дается план мероприятий или решения проблемы.
4. Текст выступления и речи состоит из трех основных частей:
• вступительной:
- раскрывается тема;
- перечисляются конкретные вопросы, которые будут затронуты в выступлении;
• основной:
• излагается идея, которая в упорядоченном виде доказывается;
• приводятся аргументы;
• нередко демонстрируются вспомогательные визуальные материалы (таблицы, графики);
• заключительной:
• повторяются основные положения;
• делаются выводы.
Параметры, которые учитываются при составлении текста речей и выступлений:
• место, время, состав аудитории;
• личные качества оратора, выступающего;
• цель выступления — информировать, убедить, поздравить, привлечь.
Секреты успешного устного выступления:
• необходимо стараться обеспечить контакт с аудиторией. Основа доверительных отношений со стороны слушателей — вопросы, чтобы определить реакцию аудитории;
• в речи использовать юмор — оживляет выступление;
• не переполнять речь излишними статистическими данными и научной терминологией;
• желательно планировать выступление на 7—10 мин. (поскольку слушатели редко могут дольше концентрировать внимание на говорящем).