Истоки современного PR
Прообразы PR-деятельности в древности и в средние века
Вопрос 2. Возникновение и развитие PR как вида профессиональной деятельности
3. Этапы формирования современного PR
1. В древности общественные связи являлись одним из элементов управления. ПрообразыPR-деятельности находят в Древней Греции, Риме, других странах. Ее примерами могут послужить массовые мероприятия, проводимые в ту эпоху.
• публичные выступления древнегреческих ораторов;
• выступления и сообщения для публики, регулярно проводившиеся на Форуме в Древнем Риме;
• письменные информационные сообщения для общественности (надписи на стенах, глиняных дощечках);
• государственные театрализованные представления (триумфы, церемонии, праздники).
Все указанные, мероприятия имели своими целями:
- информирование общественности о решениях и действиях властей;
- получение одобрения данных действий со стороны общества;
- вовлечение общественности в государственные дела.
Своеобразной PR-деятельностью можно считать многие мероприятия, которые проводила католическая церковь в период пика своего могущества в эпоху средневековья. Весь сложнейший церемониал был направлен на поддержание высокого имиджа церкви в обществе и вовлечение масс в ряды верующих.
2. "Истоки современных паблик рилейшнз восходят к истории борьбы американских колонистов за независимость от правления Британской империи".
Один из организаторов борьбы против несправедливого британского правления — Самюэль Адамс — стремился освободить колонистов от страха перед угнетателями, вселить уверенность, побудить колонистов действовать. Для реализации своего плана он:
• публиковал статьи в газетах;
• выступал на митингах;
• в 1772 г. инициировал городское собрание в Бостоне, избравшее "Комитет Корреспонденции " (Committee of Correspondence), целью которого было доведение до британского правительства мнения колонистов по различным вопросам.
Деятельность, похожая на современный PR (профессиональное информирование общественности и поддержание с ней обрат ной связи) стала очень популярной в США в первые годы после провозглашения независимости в 1776 г. Сам термин "Public relations" впервые был официально высказан в 1807 г. президентом США Томасом Джефферсономв"Седьмом обращении к Конгрессу".
3. Этапы формирования и развития современного PR в Западной Европе и США:
• XIX в. — индустриальная революция и развитие массовой прессы привели к появлению первых департаментов PR;
• 1900-1930-е гг. - стремительное развитие СМИ (прессы и радио) повлияли на то, что PR становится неотъемлемым явлением в бизнесе и в обществе;
• 1930—1990-е гг. — эпоха массового телевидения завершает становление PR как части маркетинговой и управленческой деятельности;
• 1990-е гг. — начало XXI в. — постиндустриальная (информационная) эпоха. Развитие Интернета, глобальных массовых коммуникаций преобразовали PR, сделав его эффективным средством управления интернациональным общественным мнением. Один из первых PR-специалистов считается американец Эмос Кендалл, пресс-секретарь президента США Эндрю Джексона.
Кендалл в своей деятельности составлял речи, послания, статьи и выпускал пресс-релизы, проводил опросы общественного мнения. Одним из наиболее успешных начинаний Кендалла было создание и администрирование газеты администрации Белого Дома -Globe.
Другим мастером раннего PR считают известного в США владельца цирка П. Барнума.Для привлечения внимания прессы и зрителей к своему цирку Барнум придумывал эксцентричные события, поводы, постоянно обеспечивающие ему бесплатные публикации на страницах газет.
Большую роль в развитии PR сыграло изобретение технологии печати, что привело к появлению массовой прессы. Газеты становятся прибыльным бизнесом. Число журналов в США за 40 лет XIX в. увеличивается с 260 до 1800. Возникает информационная среда. В 1889 г. создается первый департаментPR при электрической корпорации в целях продвижения своей революционной системы переменного тока, возглавляемый Джорджем Вестингаузом.
В период первой мировой войны американский президент Вудро Вильсонучредил Комитет публичной информации под председательством Джорджа Криля для поддержки военной политики правительства. Криль создал сеть волонтеров, которые получали от него телеграммы и выступали в школах, церквях, клубах и других местах собрания людей. Успехи практики PR стимулировали то, что в 1918 г. курс PR был впервые включен в учебный план Университета штата Иллинойс.
Одним из первых лекторов курса был Эдвард Л. Бернауз, племянник Зигмунда Фрейда. В 1923 г. он выпустил первую книгу по PR "Cristalling Public Opinion" ("Кристаллизуя общественное мнение").
Развитие PR-деятельности сопровождалось возникновением новых СМИ: в 1920-е гг. в США получают массовое распространение радиоприемники, в 1926 г. появляется первая радиосетьNBC, следом за ней, в 1930 г., - CBS.
Во время второй мировой войны в США создается Офис военной информации для распространения сообщений в стране и за ее пределами. Эта организация впоследствии переросла Информационное агентство США и более полувека представляла голос правительства США во всем мире.
В 1948 г. в Великобритании был открыт Институт общественного мнения.
В 1955 г. сфера PR интернационализируется. В 1955 г. в Лондоне была создана Международная Ассоциация Паблик Рилейшнз^
В США последние 50 лет называют "эрой PR". За период с 1955 по 2006 гг. число занятых в профессии PR увеличилось с 19 тыс. до 162 тыс. человек.
Сегодня PR-деятельность ведется в самых разнообразных сфер деятельности:
• в бизнесе;
• политике;
• государственном управлении;
• образовании;
• иных сферах.
В настоящее время труднее назвать сферы, где нет PR, чем где PR есть.