Кельтский эпос

Лекция 2.

Народно-эпическая литература раннего Средневековья

 

Эпическая поэзия, сохранившаяся в книжной форме, возникла в недрах народного творчества и долгое время передавалась в устно-поэтической форме. Связь с фольклором отражается 1) в стиле (бытовые, трудовые песни); 2) в содержании (выражают общенародные интересы, пронизаны любовью к родине, демократичны по духу). Эпос – это новая ступень в развитии литературы из фольклора. Существует два основных этапа в истории средневекового западноевропейского эпоса:

1. Эпос эпохи разложения родового строя (ирландский, скандинавский, англосаксонский, древненемецкий);

2. Эпос феодальной эпохи (средне-, верхненемецкий, французский, испанский).

Большинство современных ученых-кельтологов полагает, что кельты появились в Западной Европе в начале первого тысячелетия до н. э. К 5-6 вв. до н. э. Кельты занимали обширную территорию, включающую британские острова, Галлию, Северную Италию, значительную часть Испании и Германии. Но потом они были оттеснены на запад сначала германскими племенами, потом - римлянами. К началу Средних веков кельты сохранили независимость лишь на Британских островах.

Самым крупным очагом кельтской культуры в Средние века была Ирландия. Это была изолированная от внешних влияний страна, окруженная более отсталыми в историческом развитии племенами. В эпоху раннего Средневековья родовой строй в Ирландии со всеми своими атрибутами — коллективной собственностью, вождями или племенными старейшинами, матриархатом, кровной местью, следами табу - сохранял еще полную силу.

На этой основе и вырос героический эпос древних кельтов. До нас дошло огромное количество так называемых саг (от др. сканд. Saga) - то есть сказаний, легенд о героических подвигах богатырей.

У кельтов мы находим три группы лиц, имевших отношение к литературному творчеству. Речь идет о друидах (жрецах), бардах (поэтах, музыкантах, певцах) и филидах (сказителях). Филиды проходили длительную школу обучения и делились на 10 разрядов: филид первого разряда должен был знать наизусть 300 саг, филид второго разряда - 175 саг и т.д., филид последнего 10 разряда - 7 саг.

Из огромного количества сохранившихся до наших дней саг выделяются две группы сказаний - героические и фантастические саги. В свою очередь, древнейшим из героических саг и в художественном отношении наиболее ярким является уладский цикл, из которого сохранилось около 100 сказаний. Этот цикл зародился и расцвел в Уладе (область на севере Ирландии), при дворе уладских королей. Первоначально стержнем всего цикла была фигура Конхобара, короля уладов, жившего, согласно историческим хроникам, в 1 веке до н. э. Но Конхобара в ходе дальнейшего повествования оттесняет на задний план другая историческая личность — его племянник Кухулин.

Хотя непосредственно мы и не располагаем сплошной, связной повестью о жизни Кухулина, но по эпизодическим сагам можем составить его легендарную биографию. Кухулин был сыном сестры Конхобара Дехтире и бога света Луга. Еще в детстве он превосходил своих сверстников силой и ловкостью. Когда ему исполнилось 6 лет, произошло событие, после которого он получил имя Кухулин (до этого его звали Сетанта). На него напал огромный и свирепый пес кузнеца Кулана, с которым не мог справиться даже целый отряд воинов. Но мальчик Сетанта с такой силой метнул в него камень из пращи, что пронзил его насквозь. После этого он сам предложил Кулану заменить убитого им пса и охранять имущество кузнеца. Присутствовавший при этом друид заявил, что в таком случае ему отныне нужно принять имя Кухулин (букв, «собака Кулана»);

Другая версия о происхождении имени Кухулина сводится к тому, что оно возникло как звукоподражание кукушке. В качестве подтверждения приводят обычно сагу о рождении Кухулина, в которой упоминается о том, что он был вскормлен в чужом доме; причем перед его появлением на свет пролетают какие-то таинственные птицы. Созидатели саг наделяют Кухулина необыкновенными природными качествами: «Семь зрачков было в его королевских глазах, четыре в одном глазу и три в другом. По семи пальцев было на каждой руке его, по семи пальцев - на каждой ноге...» Среди добродетелей Кухулина фигурируют ясность взора, сладость речи и постоянство чувств.

В глазах женщин Кухулин преображался, он приобретал три венца на голове - из русых, золотых и красных волос. Преображался Кухулин и в глазах врагов, когда приходил в боевую ярость: одни глаз так глубоко уходил в голову, что даже журавль не достал бы его, а другой выкатывался наружу, огромный, как котел, в котором варят теленка. В духе древних идеалов красоты выглядело прекрасным то обстоятельство, что, когда герой приходил в ярость, тот, кто долго глядел на него, восхищенный его мужеством, кривел на один глаз, стараясь быть на него похожим.

Важным эпизодом в биографии Кухулина является сватовство к красавице Эмер. В образе избранницы витязя, обладавшей шестью дарами: даром красоты, даром пения, даром сладкой речи, даром шитья, даром мудрости, даром чистоты», - древние кельты выразили свой идеал женской красоты. Согласно перипетиям опасного сватовства, Кухулин побывал в Шотландии, где обучился всем тонкостям военного искусства. Примечательно, что всю свою мощь и мастерство Кухулин использует всецело в интересах народа, для защиты родины. Великолепным проявлением патриотизма Кухулина служит эпизод его единоборства с Фердиадом, завершившийся его полной победой и нравственным торжеством идеи, которой он служит, - идеи свободы и независимости родины.

Средством идеализации героя служит, и описание его смерти - он погибает, защищая свою страну. В этой величавой саге о последнем подвиге Кухулина мы наблюдаем, подлинный апофеоз героя и утверждение идеи бессмертности его деяний: в финале саги по небу проносится колесница, в которой восседает Кухулин. Образ Кухулина имеет, по всей вероятности, историческую основу, которая рано обросла мифическим ореолом. Народное сознание создало яркий тип героя-патриота, воплотившего идеал доблести и нравственного совершенства.

Кельтская литература имела исключительно важное значение для развития западноевропейского рыцарского романа: история Тристана и Изольды, сказания о короле Артуре, зародившиеся со времен англосаксонского нашествия (У в.). Большую роль в создании образа короля Артура, вождя бриттов, оказавших наиболее упорное сопротивление пришельцам, сыграл Гальфрид Монмутский, сделавший его центральной фигурой в книге «Истории королей Британии» (1136).