Периодизация средневековой литературы.

Определение значения культурного наследия Средних веков.

Вопрос о хронологическом рубеже между античностью и Средними веками.

Литература Средних веков

Лекция 1.

Список литературы

Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М., 1958.

Менендес П.Р. «Песень о моем Сиде»: Поэзия и история в «Песни о моем Сиде». Основные проблемы испанского эпоса// Избран.произведение. М.,1961.С.160-238.

Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы.М.:.,1965С.65-76.

Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах: Пер.с нем./Вступ.ст. и примеч.В.М.Жирмунского.М.,1960.

 

 

2. Предпосылки и причины возникновения и развития средневековой литературы.

Каждый, кто приступает к изучениюсредневековой литературы, сразу же сталкивается с рядом сложных вопросов:

1. Один из них - вопрос о хронологическом рубеже между античностью и Средними веками. Историки решают его довольно просто: с давних пор началом Средневековья принято считать 476 год, когда был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул.

2. Предпосылки и причины возникновения и развития средневековой литературы. Здесь перед нами стоит дополнительная задача: разобраться в бурной эпохе, которая породила раннесредневековую словесность под условным названием «великое переселение народов». Без понимания этой эпохи трудно разобраться и в «Песни о Хильтебранте», и в кельтских и скандинавских сагах;

Мы имеем все основания, сравнивать Европу 5-6 вв. с гигантским муравейником. Действительно, это был неустойчивый конгломерат рас, языков, народов. Виновниками «великого переселения» явились племена аваров и гуннов, оказавших давление с востока на остготов и вестготов. В свою очередь, остготы и вестготы привели в движение галлов, вандалов, франков, бургундов. Положение несколько стабилизировалось лишь к середине 6 века, когда переходная фаза от античного мира к Средним векам завершилась, и началось собственно раннее Средневековье.

Сложность проблемы состоит в том, что это было время, когда еще не совсем умерла античная традиция, когда античная латинская литература еще рождала великолепные произведения, но это было уже время, когда формировалась культура так называемых варварских народов. Хотя первоначальный смысл слова «варвары» - всего лишь «бормочущие», «говорящие на непонятном языке», существует давняя традиция изображать их как дикие орды полуголых кочевников, наводнивших владения Римской империи. Такому представлению способствовали в немалой степени и сами древние. Историк Иордан, живший в 6 веке и оставивший описание гуннов, сравнивал лицо гуннского воина с «безобразным куском мяса с двумя отверстиями вместо глаз» Он же упомянул о чудовищном обычае гуннов: новорожденным младенцам острым мечом исцарапывали щеки, чтобы приучить их превозмогать физическую боль.

Но среди этих так называемых варваров были герои, не уступавшие в мужестве ни Гектору, ни Ахиллесу, ни Партоклу. Датский летописец Саксон Грамматик с восхищением писал об одном варварском воине: «Он упал, засмеялся и умер». Умирать с улыбкой означало у этих детей войны быть героем. У них была своя чарующая мифология, были языческие, но не менее могучие Зевсы, очаровательные Афродиты, искусные Гефесты.

Варварские племена принесли с собой и свою богатую устную словесность, не только эпические, но и трудовые, военные, обрядовые, погребальные, застольные песни, заговоры, заклинания. Рене Шатобриан писал о том, что «целые народы в их героическом периоде были поэтами, варвары имели страсть к музыке и стихам, их муза просыпалась перед сражением, на праздниках, на похоронах. Они сопровождали свои песни игрой на флейте, барабане, волынке». Скифы во время празднеств играли на тетиве своего лука, у галлов была в употреблении гитара, у бриттов - арфа.

В результате на обломках западноримского мира произошло слияние культур. Так или иначе, возникает удивительный феномен - новая средневековая культура, сложившаяся в результате слияния трех элементов: античной традиции, церковного элемента и варварской культуры.

3. Особую и очень сложную проблему представляет определение значения культурного наследия Средних веков. Представление о Средневековье как о необходимом и прогрессивном этапе в развитии человечества и человеческой культуры сложилось далеко не сразу. Напротив, длительное время у исследователей сохранялось негативное восприятие значения средневекового культурного наследия.

В последовавшую за Средними веками эпоху Возрождения, когда речь шла о восстановлении гуманистических принципов античности, Средневековье воспринималось как темная полоса в истории человечества, как эпоха сплошного мракобесия и варварства.

Классицисты 17 века также, минуя Средневековье, обращали свой взор к античности, этому прекрасному детству человечества. Они апеллировали к античной красоте, к Аристотелю и Эсхилу, объявляли античность классикой.

Просветители 18 века с тем же отвращением отзывались о Средних веках как о времени, когда господствовали суеверия и невежество. Вольтер прямо заявил, что не стоит изучать эту варварскую эпоху.

Отношение к средневековью изменилось только в начале 19 века - благодаря представителям романтической историографии. Но романтики ушли в другую крайность - они чрезмерно идеализировали Средние века, противопоставляя «здоровое», на их взгляд, средневековое искусство утилитаризму и антипоэтичности буржуазного миропорядка.

Лишь новейшие исследования ученых позволили окончательно преодолеть инерцию прежних взглядов на Средневековье с тем, чтобы рассматривать его как одну из великих эпох в истории человечества. К Средним векам относятся многие важнейшие начинания и открытия, научные и общественные последствия которых трудно переоценить, - учреждение и рост университетов,' книгопечатание, освоение новых земель. В ряду достижений средневековой культуры необходимо выделить готическую архитектуру, рыцарский эпос и роман, лучезарную поэзию трубадуров и миннезингеров, вольнодумные стихи вагантов; в русской культуре - живопись Андрея Рублева и «Слово о полку Игореве».

4. Наконец, еще одним вопросом, требующим немедленного разрешения, является периодизация средневековой литературы. В соответствии с принятой в исторической науке периодизацией Средневековья мы можем указать на три этапа в развитии литературы Средних веков:

1. Литература и устная словесность раннего Средневековья: 5-10 вв.

2. Литература зрелого Средневековья: 11-13 вв.

3. Литература Позднего Средневековья: 14-15 вв., но в некоторых странах это уже новая эпоха – Возрождение.