Современные социологические теории насилия

Современные социологические теории конфликтов

Современные социологические теории насилия.

Тема 3. Социальные конфликты

3. Социальные конфликты: структура, виды, функции, классификация.

Насилие — применение физической силы или разного рода воздействий в отношении индивидуума или социального класса для навязывания своей воли или устранения противников. Насилие всегда было в центре внимания общественной мысли и практики человечества. Первый научно объективный анализ насилия дал марксизм на основе диалектико-материалистической трактовки истории. К.Маркс и Ф.Энгельс считали, что все проявления человеческой жизнедеятельности имеют свои основания в объективно существующих социально-экономических противоречиях. Условия производства, обмена и присвоения выступают как социальное принуждение в форме классовых антагонизмов, разрешить которые возможно только через классовую борьбу, т.е. насилие. Марксизм не сводит социальное насилие только к политическому насилию, он рассматривает эту проблему с экономических, идеологических, психологических, нравственных позиций. Насилие становится, при определенных условиях, необходимым и действенным средством общественных преобразований и цивилизационного прогресса. Теория Рене Жирара – это идея чисто биологической предрасположенности к насилию. Насилие иррационально, слепо, подчинено глубоким инстинктам. Теория фрустрации Джона Долларда. Причиной насильственного поведения являются препятствия для целевой деятельности индивидов и групп. Недостаток ресурсов ведет к борьбе за эти ресурсы. Ресурсами могут быть богатство, социальный статус, власть, безопасность, равенство, свобода и т.д. Насилие согласно теории относительной депривации Теда Роберта Гера, является результатом противоречия между высокой степенью ожиданий людей и возможностями, которые общество может предоставить для реализации этих ожиданий. Принцип “Джи-кривизны” Джеймса Дейвиса, насилие считает результатом небольшого спада возможностей определенных социальных групп или большей части общества получить определенные блага после того, как в предыдущем периоде имело место увеличившееся потребление этих же самых благ, что было связано с ожиданием нарастания их удовлетворения в будущем. Именно поэтому революции совершаются тогда, когда кончается сравнительно продолжительный период улучшения положения людей.

В модернизационной концепции С. Хантингтона насилие является результатом отставания во времени процесса развития жизнеспособных политических институтов от процессов социальной и экономической трансформации. Поэтому революции, перевороты, бунты и политические убийства есть общая особенность переходных обществ.

Экологическая модель насилия понимает его как результат воздействия множества уровней влияния на человеческое поведение.

Первый – индивидуальные биологические характеристики: импульсивность, низкое образование, пережитое в прошлом насилие.

Второй – насилие в ближайших социальных взаимоотношениях: со сверстниками, друзьями, интимными партнерами, членами семьи.

Третий – специфика социальных отношений: школа, работы, соседи. Четвертый и пятый – идеологии и культурные нормы, поддерживающие насилие как допустимый способ разрешения конфликтов.