Психометрические свойства тестовых методик

Классификация методов психодиагностики

Принцип психопрофилактического изложения результатов

В последнее время все шире во многих странах распространяется следующий этический норматив: испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию.Очевидно, что в этом случае мы получаем, как минимум, два серьезных производных требования:

а) при сообщении результатов самому испытуемому должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против их неправильного использования, неверной интерпретации или возможного появления невротически- депрессивных реакций или обострения депрессивного состояния (то есть результат должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку контексте);

б) если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое задание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически эквивалентной методики (ряд профессиональных методик специально имеют так называемые «параллельные формы», чтобы убедить самого испытуемого, что ему предоставлен дополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования были достаточно достоверны, с другой стороны.

Во всех своих профессиональных действиях психолог следует главному императиву своего этического кодекса «Не навреди!». И знание об этом должно сделать понятным для всех, почему психолог ограничивает распространение психодиагностической информации: он делает так не ради сохранения этой информации в тайне, а ради благополучия, психического и физического здоровья всех людей, а в школе – прежде всего ради детей. Но, поскольку вся деятельность педагога также должна быть подчинена этому высшему этическому приоритету, то для продуктивного сотрудничества психолога и педагога в школе существуют все необходимые объективные предпосылки.

 

В практической работе психодиагностика предпринимается не ради получения информации о психических свойствах как таковых, а ради прогноза определенного социально значимого поведения – критериального поведения и соответствующего критериального показателя.

К примеру, в учебной деятельности критериальное поведение – это успешное обучение, а критериальный показатель – это успеваемость учащегося. Диагностика способностей учащихся предпринимается для того, чтобы спрогнозировать их успеваемость. Если исследователей интересует моральная воспитанность школьника или наличие определенных противоправных тенденций в развитии личности, то в качестве критериального поведения рассматривается соблюдение моральных и дисциплинарных норм в школе, дома, во дворе, а в юридическом смысле – элементарное законопослушное поведение. На производстве критериальный показатель – это производительность труда. В сфере здравоохранения – это общий уровень физического здоровья (работоспособность).

Если измеренное психическое свойство находится в причинных отношениях с критериальным поведением, то есть служит причиной появления этого поведения, то в этом случае говорят об успешном прогнозировании. На основе информации об этом свойстве можно предупредить нежелательное поведение или изменить условия обучения и развития ребенка так, чтобы, воздействуя на психическое свойство в желательном направлении, вызвать желательное поведение.

Не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью – они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета.

По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-

технологическую классификацию.

Широкий класс методик в психодиагностике, как правило, называется методом. Если частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и

направлена на диагностику определенных свойств, то метод определяется общим

родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа.

Метод(метод исследования) можно определить как способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования. К методам относятся общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом. Методикаэто технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом предмете, конкретное воплощение метода.

Ведущим основанием методической классификации психодиагностических методик является мера «объективности-субъективности», которой обладают ее

результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной».

Не существует жесткой границы между двумя классами – объективными и субъективными методиками. Между крайними вариантами существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками

объективности, и определенными признаками субъективности.

 

1. Приборные психофизиологические методики.

Диагностически значимые показатели (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.) регистрируются с помощью приборов. Эти методики чаще применяют для диагностики функционального состояния.

2. Аппаратурные поведенческие методики.

С их помощью диагностируют элементарные психические функции (например, психомоторную координацию, психологическую совместимость и т.д.) и свойства первой системы. При этом, как правило, с помощью аппаратуры регистрируются скоростные параметры тестируемых реакций и ответов (например, на тренажере водителя или летчика.

3. Объективные тесты с выбором ответа

Под эту категорию попадают большинство тестов на интеллект, специальные способности тесты достижений (на знания, умения, навыки). Результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме объективного норматива, т.е. имеются объективно «правильные» и «неправильные») ответы.

4. Тесты-опросники

Это тесты с заданными вариантами ответа на пункт (вопрос). Они применяются ки личностных черт, а также установок, ценностных ориентаций, самооценки. Ключ к вопросам определяется не нормативом, а с помощью особых психометрических процедур.

5. Методики субъективного шкалирования

При этом испытуемый назначает шкальные оценки объектам или понятиям, а выводы делаются о нем самом.

Дальше мы рассмотрим субъективные методы экспертной оценки. В этом случае эксперт по определенной системе шкал, признаков и диагностических категорий оценивает либо само поведение (деятельность) испытуемого, либо продукты его деятельности.

6. Проективные методики.

Это, как правило, тесты со свободным ответом, в которых инструкция и тестовые стилизмы очень неопределенны, что допускает выбор ответа в широких пределах. Ответами могут быть целостные рисунки или тексты.

7. Стандартизированное аналитическое наблюдение.

Психолог при этом следует строгой методике: он знает, какие факты в поведении испытуемого регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку диагностических переменных.

8. Контент-анализ (анализ содержания).

При этом подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов) в материале наблюдения (например, по виду записи урока), а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

9. Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием.

При этом эксперт непосредственно включен в процесс наблюдения и оценивает меру выраженности свойства по частоте появления определенного факта в материале наблюдения, а градацией субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале (семибалльной, пятибалльной и т.д.).

10. Психологическая беседа (интервью).

Интервьюер добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя его ответы в момент оказания на него воздействия. Определенной модификацией и формализацией этого метода можно считать письменное заочное анкетирование.

11. Ролевая игра.

Это самый субъективный метод из всех перечисленных. При этом психолог (эксперт) выполняет ,как правило, роль ведущего (игротехника). В процессе игры психолог наблюдает за испытуемыми. Но правила игры оказывают влияние на установки, тактики поведения. Поэтому ролевая игра, также как и беседа, является комплексным коррекционно-диагностическим методом.

 

Рассмотрим три основных свойства тестовых методик: надежность, валидность и репрезентативность.

1. Надежность теста - это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести:

- разнообразие внешних условий, меняющихся при смене испытуемых (время суток, освещенность, температура в помещении, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание и т.д.);

- динамичные внутренние факторы, по разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (качества деятельности любого человека при выполнении задания меняются - существуют фазы врабатываемости и утомления);

- информационно-социальные обстоятельства (контакт с психологом, возможное наличие других людей и т.д.).

2. Валидность теста (V) - соответствие теста измеряемому психическому свойству. Если высокая надежность теста говорит о том, что тест действительно что-то измеряет, то высокая валидность указывает на то, что измеряется именно то, что нужно. В отличии от надежности помимо тех же случайных факторов на валидность оказывают влияние и систематические факторы. Этими факторами являются другие психические свойства, которые мешают проявиться в результатах теста тому свойству, на которое тест направлен.

Основным методом проверки валидности является метод внешнего критерия, т.е. для проверки используется внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом психическом свойстве. Это могут быть результаты лабораторных исследований. Так, например, если используется тест-опросник на тревожность, то валидность его может быть проверена с помощью лабораторных экспериментов на тревожность с этим же испытуемым (угроза за ошибочные действия ударами тока). Внешним источником могут быть и результаты экспертных оценок. Так, валидность теста на дисциплинированность может быть подтверждена экспертными оценками учителей.

Особой разновидностью валидности является достоверность результатов. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений и есть достоверность теста. Типичный прием обеспечения достоверности - наличие в тест-опросниках шкал лжи. Если испытуемый набрал по шкале балл выше критического, то его результаты считаются недостоверными.

3. Репрезентативность тестовых норм - третье важнейшее психометрическое свойство. Репрезентативность является высокой, если выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции. Есть несколько путей проверки этого свойства. Один заключается в том, что проводится анализ распределения частот тестовых баллов, которое должно быть нормальным. Второй путь - выборка случайным образом делится на две части - по каждой строится распределение частот и они сравниваются. Если они тождественны, то говорят о репрезентативности тестовых норм.

Стандартизация тестов

Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно сразу интерпретировать. Его называют в текстологии «сырым тестовым баллом». Необходимо перевести тестовые баллы из «сырой» шкалы в «стандартную». Эта процедура называется «стандартизация тестового балла». Эта стандартизация естественно проводится не пользователями теста, а специалистами по большой выборке (не менее 200 человек) в процессе психометрического эксперимента.

Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого

свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь

считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта называется “акцентуированной”. Чем сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до появления “патохарактерологических” признаков.

Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1 ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано на нормативы, а не на статистические нормы.

Кроме статистических норм в современных тестах часто используются критериальные нормы, когда важным является не отклонение балла от центра шкалы (свойств среднего человека), а достижение критического уровня на шкале. Эти критериальные нормы рассчитываются исходя из уровня требуемой вероятности достижения какой-либо цели (например, эффективности деятельности).

 

 

Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре. Обследование –это применение готового, уже разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека (испытуемого). Дифференциально-диагностическое исследование –это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (или “эмпирических индикаторов”), по которым можно получать информацию о заданном свойстве.

Психологический диагнозимеет развернутый и комплексный характер. Сюда, к

примеру, может входить констатация у одного и того же человека одновременно

следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления), сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность),

“проницаемости границ Я” (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации

достижения социального успеха и т. п.

Некоторые черты и особенности у индивида могут в некоторых ситуациях как бы

конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка – одна из причин внутренних кризисов в развитии личности.

Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает распутать клубок внутреннего конфликта.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.