Введение.

Производственная безопасность. 8 семестр

Лекция 14. Фотохимические реакции

Лекция 13. Катализ

Лекция 12. Сложные реакции произвольного порядка. Приближенные методы химической кинетики

1. Основные приближенные методы химической кинетики: квазиравновесные и квазистационарные концентрации. Условия применимости, энергетические кривые.

2. Экспериментальное определение порядков реакций и констант скорости.

3. Термодинамический и кинетический контроль в параллельных обратимых реакциях.

4. Цепные реакции. Основные элементарные стадии. Разветвленные и неразветвленные цепные реакции.

5. Нелинейные динамические системы в химии. Модель "хищник-жертва". Колебательные реакции. Кинетические модели реакции Белоусова-Жаботинского.

 

1. Основные понятия катализа. Общие свойства катализаторов. Классификация каталитических реакций.

2. Гомогенный катализ. Кислотно-основной катализ: специфический и общий. Механизмы реакций, кинетическое описание. Функция кислотности.

3. Ферментативные реакции. Уравнение Михаэлиса-Ментен. Ингибирование ферментами и субстратом.

4. Гетерогенный катализ. Основные стадии, энергетический профиль. Закон действующих масс для гетерогенных реакций. Реакции в адсорбционном слое.

5. Автокатализ и его роль в химии и биологии.

 

1. Фотохимические реакции. Законы фотохимии. Квантовый выход.

2. Уровни энергии и электронные переходы в двухатомных молекулах – полосатые и сплошные спектры.

3. Уровни энергии и электронные переходы в многоатомных молекулах. Синглетные и триплетные состояния.

4. Первичные процессы при возбуждении: фотофизические (колебательная релаксация, флуоресценция, фосфоресценция) и фотохимические.

5. Кинетика фотохимических реакций. Закон Ламберта-Бэра. Отличие фотохимических реакций от темновых. Тушение флуоресценции.

6. Фотохимические реакции в биологии.

 

К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.
Согласно Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации в соответствии с “Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра” утвержденными приказом Ростехнадзора от 13 июля 2006 г. №682.
Грузоподъемные машины должны отвечать:

1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-611-03);

2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97) с изм. № 1 ПБ 10-371(157)-00;

3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10-256-98);

4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов от (ПБ 10-558-03) и др.

Промышленные и транспортные предприятия располагают большим парком грузоподъемных машин и механизмов.

Грузоподъемные механизмы широко используют на погрузочно-разгрузочных работах, при разборке, перемещении, сборке узлов и деталей подвижного состава на ремонтных работах. Безопасная работа грузоподъемных машин и механизмов во многом зависит от качества их обслуживания, своевременного ремонта ответственных узлов и строгого выполнения требований, предъявляемых Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемных кранов.

Эти Правила распространяются на краны всех типов (стреловые, башенные, козловые, мостовые, кабельные и др.); грузовые электрические тележки, передвигающиеся по наземным рельсовым путям; ручные и электрические тали и лебедки, предназначенные для подъема груза и людей; экскаваторы для работы с крюком; сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, электромагниты и т. п.); съемные грузозахватные приспособления (канаты, стропы, клещи, тару, траверсы), навешиваемые на крюк грузоподъемной машины; монтажные подъемники, телескопические вышки, лифты, домкраты и т.п.

В последние 20 лет наметилась весьма негативная тенденция повышенного травматизма при работе с кранами из-за причины старения парка дорожно-строительных машин. Состояние техники удручающее. Изношено почти всё, но больше всего - наиболее опасные в работе и в случае аварии башенные краны и краны на автомобильном и гусеничном ходу.

То, что в России перестали производить краны в необходимом количестве, наглядно демонстрирует график, изображённый на рис. 1.
Так в 2006 году, по данным ГоскомстатаРФ количество башенных кранов, у которых истёк срок службы, составило 69% (в 1995 году - 38,7%), кранов на гусеничном ходу подлежало списанию 73,8% (с 1995 году - 42,4%). Больше половины машин других типов так же подлежат списанию. Это скреперы (71,7%), краны на пневмоколёсном ходу (63,4%), бульдозеры на тракторах (56,5%), тракторы (53,9%). Со времени последнего статистического отчёта прошло полтора года, и картина за это время только ухудшилась.

 


Рис. 1 – Динамика снижения количества эксплуатируемых кранов в России.

 

Соответственно велики цифры аварийности при эксплуатации кранов (рис. 2). Аварии на кранах ежегодно приводят к 90-100 смертельным исходам на производстве.

Больше половины (59%) аварий произошло по техническим причинам, в основном из-за неудовлетворительного состояния технических устройств (30%); из-за приборов безопасности (16%) и нарушения технологии производства работ (25%) . Высоким остается количество аварий по организационным причинам (40%).

 

Рис. 2 – Число аварий грузоподъёмных кранов в России

 

Распределение доли смертельного травматизма по видам и типам кранов показано на диаграмме (рис.3).

 

 

Рис. 3 – Распределение доли смертельного травматизма по типам грузоподъёмных кранов

 

Таблица 1.

Распределение количества аварий по опасным факторам.

Опасные факторы   Количество аварий
Некачественное изготовление технических устройств
Неисправность технических устройств
Неисправность приборов и устройств безопасности
Неудовлетворительный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности
Нарушения технологической и трудовой дисциплины, неправильные или несогласованные действия обслуживающего персонала
Низкий уровень знаний требований промышленной безопасности
Прочие
Всего

 

В 2009 году при эксплуатации подъемных сооружений были смертельно травмированы 98 человек.

Самый высокий уровень смертельного травматизма составляет: на автокранах – 24 случая (24,5%), на мостовых кранах – 20 случаев (20%), на башенных кранах – 16 случаев (16%), на гусеничных кранах – 10 случаев (10%) и козловых кранах – 10 случаев (10%).

 

Таблица 2.

Распределение смертельных случаев по причинам возникновения.