Введение.
Производственная безопасность. 8 семестр
Лекция 14. Фотохимические реакции
Лекция 13. Катализ
Лекция 12. Сложные реакции произвольного порядка. Приближенные методы химической кинетики
1. Основные приближенные методы химической кинетики: квазиравновесные и квазистационарные концентрации. Условия применимости, энергетические кривые.
2. Экспериментальное определение порядков реакций и констант скорости.
3. Термодинамический и кинетический контроль в параллельных обратимых реакциях.
4. Цепные реакции. Основные элементарные стадии. Разветвленные и неразветвленные цепные реакции.
5. Нелинейные динамические системы в химии. Модель "хищник-жертва". Колебательные реакции. Кинетические модели реакции Белоусова-Жаботинского.
1. Основные понятия катализа. Общие свойства катализаторов. Классификация каталитических реакций.
2. Гомогенный катализ. Кислотно-основной катализ: специфический и общий. Механизмы реакций, кинетическое описание. Функция кислотности.
3. Ферментативные реакции. Уравнение Михаэлиса-Ментен. Ингибирование ферментами и субстратом.
4. Гетерогенный катализ. Основные стадии, энергетический профиль. Закон действующих масс для гетерогенных реакций. Реакции в адсорбционном слое.
5. Автокатализ и его роль в химии и биологии.
1. Фотохимические реакции. Законы фотохимии. Квантовый выход.
2. Уровни энергии и электронные переходы в двухатомных молекулах – полосатые и сплошные спектры.
3. Уровни энергии и электронные переходы в многоатомных молекулах. Синглетные и триплетные состояния.
4. Первичные процессы при возбуждении: фотофизические (колебательная релаксация, флуоресценция, фосфоресценция) и фотохимические.
5. Кинетика фотохимических реакций. Закон Ламберта-Бэра. Отличие фотохимических реакций от темновых. Тушение флуоресценции.
6. Фотохимические реакции в биологии.
К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.
Согласно Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации в соответствии с “Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра” утвержденными приказом Ростехнадзора от 13 июля 2006 г. №682.
Грузоподъемные машины должны отвечать:
1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-611-03);
2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97) с изм. № 1 ПБ 10-371(157)-00;
3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10-256-98);
4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов от (ПБ 10-558-03) и др.
Промышленные и транспортные предприятия располагают большим парком грузоподъемных машин и механизмов.
Грузоподъемные механизмы широко используют на погрузочно-разгрузочных работах, при разборке, перемещении, сборке узлов и деталей подвижного состава на ремонтных работах. Безопасная работа грузоподъемных машин и механизмов во многом зависит от качества их обслуживания, своевременного ремонта ответственных узлов и строгого выполнения требований, предъявляемых Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемных кранов.
Эти Правила распространяются на краны всех типов (стреловые, башенные, козловые, мостовые, кабельные и др.); грузовые электрические тележки, передвигающиеся по наземным рельсовым путям; ручные и электрические тали и лебедки, предназначенные для подъема груза и людей; экскаваторы для работы с крюком; сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, электромагниты и т. п.); съемные грузозахватные приспособления (канаты, стропы, клещи, тару, траверсы), навешиваемые на крюк грузоподъемной машины; монтажные подъемники, телескопические вышки, лифты, домкраты и т.п.
В последние 20 лет наметилась весьма негативная тенденция повышенного травматизма при работе с кранами из-за причины старения парка дорожно-строительных машин. Состояние техники удручающее. Изношено почти всё, но больше всего - наиболее опасные в работе и в случае аварии башенные краны и краны на автомобильном и гусеничном ходу.
То, что в России перестали производить краны в необходимом количестве, наглядно демонстрирует график, изображённый на рис. 1.
Так в 2006 году, по данным ГоскомстатаРФ количество башенных кранов, у которых истёк срок службы, составило 69% (в 1995 году - 38,7%), кранов на гусеничном ходу подлежало списанию 73,8% (с 1995 году - 42,4%). Больше половины машин других типов так же подлежат списанию. Это скреперы (71,7%), краны на пневмоколёсном ходу (63,4%), бульдозеры на тракторах (56,5%), тракторы (53,9%). Со времени последнего статистического отчёта прошло полтора года, и картина за это время только ухудшилась.
Рис. 1 – Динамика снижения количества эксплуатируемых кранов в России.
Соответственно велики цифры аварийности при эксплуатации кранов (рис. 2). Аварии на кранах ежегодно приводят к 90-100 смертельным исходам на производстве.
Больше половины (59%) аварий произошло по техническим причинам, в основном из-за неудовлетворительного состояния технических устройств (30%); из-за приборов безопасности (16%) и нарушения технологии производства работ (25%) . Высоким остается количество аварий по организационным причинам (40%).
Рис. 2 – Число аварий грузоподъёмных кранов в России
Распределение доли смертельного травматизма по видам и типам кранов показано на диаграмме (рис.3).
Рис. 3 – Распределение доли смертельного травматизма по типам грузоподъёмных кранов
Таблица 1.
Распределение количества аварий по опасным факторам.
Опасные факторы | Количество аварий | |
Некачественное изготовление технических устройств | ||
Неисправность технических устройств | ||
Неисправность приборов и устройств безопасности | ||
Неудовлетворительный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности | ||
Нарушения технологической и трудовой дисциплины, неправильные или несогласованные действия обслуживающего персонала | ||
Низкий уровень знаний требований промышленной безопасности | ||
Прочие | ||
Всего |
В 2009 году при эксплуатации подъемных сооружений были смертельно травмированы 98 человек.
Самый высокий уровень смертельного травматизма составляет: на автокранах – 24 случая (24,5%), на мостовых кранах – 20 случаев (20%), на башенных кранах – 16 случаев (16%), на гусеничных кранах – 10 случаев (10%) и козловых кранах – 10 случаев (10%).
Таблица 2.
Распределение смертельных случаев по причинам возникновения.