Для индивидуальных предпринимателей

Налоговая база и ставки

Налоговая база и ставки

 

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года     Федеральный бюджет   Фонд социального страхования РФ   Фонд обязательного медицинского страхования     Итого
  Федеральный фонд ОМС   Территориальные фонды ОМС
До 280 000 руб. 20,0 % 3,2 % 0,8 % 2,0 % 26,0 %
От 280 001 До 600 000 руб. 56 000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 8 960 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 2 240 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 600 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 72 800 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 81 280 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.   12 480 руб.   3 840 руб.   7 200 руб. 104 800 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.
                   

 

Для налогоплательщиков – сельскохозяйственных производителей и семейных общин малочисленных народов Севера применяются пониженные ставки. Итоговые ставки соответствуют следующему уровню:

- налоговая база до 280 000 руб. – 20, 0 %;

- налоговая база от 280 001 до 600 000 руб. – 56 000 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб.;

налоговая база свыше 600 000 руб. – 88 000 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.;

Более мягкие ставки предусмотрены для индивидуальных предпринимателей и адвокатов (табл. 8.3.)

Налогоплательщики обязанывести учет сумм выплат, сумм налога и сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу.

Налоговые льготы

От уплаты налога освобождаются:

1. организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I ,II,III группы;

Таблица 8.3.

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года     Федеральный бюджет   Фонд обязательного медицинского страхования     Итого  
  Федеральный фонд ОМС   Территориальные фонды ОМС  
До 280 000 руб. 7,3 0,8 % 1,9 % 10,0 %
От 280 001 До 600 000 руб. 20 440 руб. + 2,7 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 2 240 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,4 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 28 000 руб. + 3,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 29 080 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.   3 840 руб.   6 600 руб. 39 520 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.
                 

 

2. следующие категории налогоплательщиков – работодателей - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей на каждого работника:

- общественные организации инвалидов, среди которых инвалиды составляют не менее 80 %;

- организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочное число инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы составляет не менее 25 %;

- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов

Указанные в данном пункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и реализацией подакцизных товаров, минерального сырья ми других полезных ископаемых.

Налогоплательщики должны ежеквартально предоставлять в региональные отделения фонда социального страхования сведения о суммах:

P начисленного налога в фонд социального страхования;

P использованных на выплату пособий по временно нетрудоспособности, беременности, уходу за ребенком и друие виды пособий по государственному соцстрахованию;

P направленных на санаторно-курортное лечение работников и их детей;

P расходов, подлежащих зачету;

P уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту обособленного подразделения организации, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате организаций, имеющих обособленные подразделенияопределяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом и совокупной суммой налога, подлежащего уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Отрицательные моменты, которые не удалось решить введением главы 24 НК РФ:

- Снижена общая ставка налога, введена регрессия, резко уменьшившая поступления от граждан с высокими доходами, излишне усложнен механизм исчисления и взимания социального налога.

- Не было переходного периода при передаче контроля за сбором налога от четырех социальных внебюджетных фондов налоговой службе.

- В целом существенно усложнилось налоговое администрирование.

- Налог нетехнологичен. Для главных бухгалтеров предприятий расчет ЕСН превратился почти в расчет подобный налогу с физических лиц. Теперь нужно вести несколько лицевых счетов на каждого работника, определяя, когда его доход перейдет за 100 тыс. руб., за 300 тыс. руб., за 600 тыс. руб.! Регрессия введена явно преждевременно.

Ставку налога необходимо снижатьне только с высоких зарплат, заработной платы вообще, приближая постепенно процент начислений на зарплату к среднеевропейскому.

Положительные моменты главы 24 НК РФ:

Три из четырех страховых платежей заменены единым социальным налогом, а фонд занятости ликвидирован. Ставка ЕСН снижена с 39,5 % до 35,6 %. При этом налог стал регрессивным. Максимальная налоговая ставка действует до дохода каждого отдельного работника до 100 тыс. руб. в год, а затем начинает постепенно снижаться.

Реальный сбор СН в 2001 возрос по сравнению с отчислениями в социальные фонды в 2000 года более чем на 30 %.

Невзирая на недостатки ЕСН, он сыгралпрогрессивную рольвразвитии системы налогообложения.

 

Контрольные вопросы к лекции

1. С какой целью были введены налог на доходы физических лиц и единый социальный налог?

2. В чем состоят отличия между подоходным налогом и налогом на доходы физических лиц?

3. Какие существуют вычеты по налогу на доходы физических лиц? Приведите их примеры.

4. Укажите категории налогоплательщиков, имеющих право на профессиональный налоговый вычет.

5. Каким образом определяется налоговая база и объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц?

6. Какие существуют ставки налога на доходы физических лиц?

7. Укажите налоговый период и сроки уплаты налога.

8. В чем состоит содержание единого социального налога?

9. Укажите категории налогоплательщиков по ЕСН.

10. Как определяется налоговая база по ЕСН? Для каких категорий налогоплательщиков налоговая база смягчена?

11. Укажите налоговый период и сроки уплаты ЕСН.

12. В чем заключаются отрицательные и положительные моменты введения налога на доходы физических лиц и ЕСН?

 


ЛЕКЦИЯ 9

 

Специальные режимы налогообложения

 

Специальным налоговым режимом является особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в особых оговоренных Кодексом, случаях и в порядке, установленных Кодексом и применяемыми в соответствии с ним федеральными законами.

К специальным налоговым режимам относятся:

P система налогообложения в свободных экономических зонах;

P система налогообложения в закрытых административно – территориальных образованиях;

P система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции;

P упрощенная система налогообложения (УСН);

P единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

P единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Рассмотрим три специальных налоговых режима: упрощенная система налогообложения, налогообложение по принципу единого налога на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог, которые представлены в НК РФ разделом VIII.I, главами 26.1, 26.2, 26.3.

В совершенствовании налогообложения малого бизнеса можно выделить три главные цели:

- радикальное упрощение налогообложения (пять существующих налогов заменит один);

- снижение налоговой нагрузки;

- стимулирование занятости и повышение оплаты труда.

Основные направления налоговой реформы представлены в таблице 9.1.

Таблица 9.1.

Сравнение «старой» и «новой» системы налогообложения

 

Системы налогообложения Ранее действующие налоги После введения НК РФ раздела VIII.I
Упрощенная система налогообложения единый налог – до 10% от выручки или 30% совокупного дохода; единый социальный налог – 35,6% от фонда оплаты труда (личный доход предпринимателей облагается по ставке 22,8 %)   единый налог – 6 % от выручки или 15 % совокупного дохода; взносы на пенсионное страхование – 14% из зарплаты каждого сотрудника (единый налог будет уменьшаться на сумму пенсионных отчислений)  
Система по принципу вмененного дохода единый налог на вмененный доход – 15%; единый социальный налог – 35,6% от фонда зарплат единый налог на вмененный доход – 15%; взносы на пенсионное страхование – 14% от зарплаты каждого сотрудника

По мнению экспертов, общая налоговая нагрузка в результате введения специальных налоговых режимов для малого бизнеса снизится более чем в 2 раза. Радикальное упрощение налогообложения коснется 19 млн. человек.