Направления работы с документами

Направления работы с картой

Механические приёмы (иллюстрирование, оживление).

· Карты-атласы и настенные карты (российское централизованное государство).

· Черные карты (80 на 100 см) – планшеты из линолеума черного или коричневого цвета, в нём вырисовываются контур-схемы государств (с минимальными обозначениями) голубой или белой краской.

· Меловые контуры на доске (блиц-карта).

· Контуры-шаблоны.

· Игровые упражнения – цветная мозаика.

Логически-смысловые приёмы –определение объекта по признакам связей и зависимостей, причин иследствий.

· Нахождение объекта по словесному описанию.

· Показ объекта сопровождающийся словесным описанием.

· Упражнения на блиц карте: определи, покажи, обозначь.

· Алгоритмизация (памятка).

· «Соотнеси» (без карты).

Т.о. развивается приём мысленной увязки.

Аналитические приёмы.Карта – источник знания в момент урока, которая иллюстрирует слово учителя.

· Сравнение и сопоставление карт

· Аналитическая операция (анализ информации с карты).

· Проследить развитие процесса.

· Операции связанные с характеристикой изучаемого периода наиболее разностороннее.

Умение читать карты даёт ученикам разные типы знаний:

· О системе условных обозначений.

· О специфической особенности отражения исторических объектов.

Т.о. Чтение карты – передача информации ученикам.

 

Путешествия (игра).1) разработай маршрут; 2)путешествие (рассказ или путешествие персонажа); 3) доска с маршрутом, карточка с заданием на группу.

Иллюстративные приёмы. Использование – карта как основа словесного изложения (приём описания). Эти приёмы способствуют развитию свободной ориентации по карте, т.е знание условных символов и их свободное использование.

 

Лекция №6. Методика работы с историческим документом

Задачи при использовании документов:

v Обучающая (использование документа как источника знаний о прошлом).

v Ознакомление учащихся с материалом исторического исследования.

v Развитие образности, конкретизации картины исторического процесса.

v Использование документа, как основы для формирования у учащихся приёмов учебного исследования.

Виды документальных источников, которые должны использоваться на уроке:

Ø Актовые документы: юридические, программно-политические, хозяйственные.

Ø Повествовательно-описательные документы: летописи, мемуары, хроники.

Ø Литературные произведения: мифы, драма, поэзия, проза.

 

1. Иллюстративное. Главный источник знаний – живое слово учителя, а документы лишь иллюстрация. При иллюстративном направлении работы с документом выбор приёма работы с ним зависит от цели учителя. Если учитель хочет дать знание определённой точки зрения, то он должен придерживаться документативности и аргументированности своего выступления. Если учитель хочет оживить своё повествование с помощью документа или использует его для развития образности и конкретизации, то используется пересказ исторического документа (изложение самого факта или события) или использование определённой фразы из источника.

2. Аналитическое. Самостоятельная работа с источниками и их анализ. При аналитическом направлении работы с документом выделяются определённые этапы, продиктованные особенностями восприятия любого источника знаний : 1) подготовка к усвоению текста; 2) Первичное ознакомление с текстом документа; 3) анализ текста; 4) оценка, выводы работы с документом или обобщение проанализированного материала.