Логическая (доказательная) функция слова.
Формы изложения:
1. Характеристика. Это точно сформулированное перечисление существенных черт, особенностей объекта в их внутренниё связи. Все элементы при характеристике должны быть точно сформулированы и между ними должны быть раскрыты внутренние связи. Существуют образная (восстановление связей внутри объекта через образы) и обобщающая (включает в объяснение фактическую справку и итог).
2. Объяснение. Это самая сложная форма. Объяснение применяют в старших классах. С помощью него раскрывают внутренние связи, понятия и термины, показывают закономерности, смысл, сущность и значение исторических явлений. Объяснение – это суждение об историческом объекте и доказательство истинности этого суждения логическими связями и умозаключениями.
Виды объяснения: 1) генетическое объяснение, т.е. объяснение развития событий, явлений и процессов; 2) причинно-следственное объяснение; 3) структурное объяснение, т.е. суждение о структуре, составных частях и их взаимосвязях; 4)функциональное объяснение, т.е рассмотрение исторических признаков процесса и взаимосвязей между существующим и несуществующим; 5) мотивационное объяснение (мотивы); 6) объяснение через закон, т.е. показать как в событиях раскрываются признаки исторических законов и категорий.
3. Рассуждение. Это последовательное развитие положений и доказательств, которое подводит к выводам и умозаключениям. Помимо сущности исторического материала рассуждение раскрывает логические операции.
Типы изложения.(зависят от уровня и способностей учеников)
1. Догматическое (объяснение)
2. Рассуждающее (рассуждение)
3. Проблемное
Лекция №5.Использование исторической карты на уроке истории
Наглядное обучение –это такое обучение, при котором представления и понятия формируются на основе непосредственного восприятия явлений с помощью их изображения.
Группы источников знаний
Предметная наглядность Изображение исторических явлений
|
|
|
|
Приёмы изучения:1) главные факты создаются в образе через предметную и изобразительную наглядность; 2) изучение связей происходит с помощью условно-графической наглядности.