Административные, социально-психологические и воспитательные методы менеджмента.

Целый ряд управленческих задач при переходе к экономическим методам требуют организационно - распределительных методов менеджера, руководителя, то есть может быть решен лишь административным путем.

1. Регламентирование деятельности предприятия.

Это наиболее жесткая форма административного воздействия в разработке и реализации организационных документов, которые определяют порядок управления предприятием, а именно:

· положения общеорганизационного порядка (положение о данном предприятии);

· структура управления предприятием (штатное расписание, должностная информация);

· положение, определяющее внутренний распорядок работы, а также статус и других звеньев управления.

2. Нормирование деятельности предприятия. Заключается в разработке и реализации норм, то есть правил и нормативов, устанавливающих границы деятельности предприятия (нормы выработок, численности, нормативы и т.д.).

3. Инструктирование. Сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению.

4. Распорядительное воздействие. Это форма повседневной организации административной работы. Она включает подготовку, издание и реализацию различных постановлений, приказов, указаний, распоряжений, резолюций (издаются в письменном виде).

Распорядительное воздействие может носить как устный (военные организации: приказ), так и письменный характер.

Социально-психологические и воспитательные методы.

Социально-психологическим и воспитательным методам обязаны в 70-80 гг. японской промышленности. Они составляют по сути, так называемый «японский опыт».

Исходным моментом на современном японском предприятии является тщательное изучение трудовой деятельности рабочих. Создание таких условий, чтобы рабочий на всей протяженности деятельности был заинтересован в конечном результате предприятия, то есть в первую очередь в качестве продукции. Отсюда и практика пожизненного найма рабочих на ряде заводов, участие персонала в прибыли предприятия и личное участие за качество продукции, система материального и морального стимулирования, включающая не только зарплату, но и получение жилья, пособия и т.п.

Среди социально-психологических и воспитательных методов управления исходными являются выявление и учет психологических особенностей каждого члена трудового коллектива, а также поведение всего коллектива в целом.

Такая работа должна проводиться систематически каждым руководителем самостоятельно, а также с привлечением специалистов – психологов и социологов. На основе таких способов анализа как анкетирование, наблюдение, опросы, интервью и т.п.

Важнейшими социально-психологическими методами управления являются изучение и направленное формирование мотивов трудовой деятельности работников и учет в их управлении.

Целый ряд социально-психологических методов прямо или косвенно направлен на повышение творческой активности и инициативы всех работающих на предприятии. Это развертывание и всемирное поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, сохранение и развитие традиций и обычаев данного предприятия.

Иностранные наблюдатели замечали, что для работников характерна чрезвычайная привязанность к своему предприятию, заинтересованность в его делах, гордость за получаемые конечные результаты деятельности.

К группе социально-психологических методов относится установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы и рациональное использование различных форм коллективного, индивидуального и морального стимулирования.

В последние годы в нашей стране приобретает значение такая результативная форма социально-психологического управления как планирование социально-трудовой деятельности коллектива.

Социальное планирование по каждому человеку, по его трудовым вкладам. Целью такого планирования должно стать предоставление работнику программы его материального и культурного развития, улучшение условий жизни.

В идеале трудящийся, конечно, при условии хорошей работы, должен знать какое жилье он сможет приобрести, повысить квалификацию, перевод на вышеоплачиваемую должность, получение путевки, сможет купить автомобиль.

Социальное планирование должно быть демократичным, открытым, гласным. Переход к экономическому управлению, выдвижению на первый план, учитывающий глубокий интерес работающих, приоритет материального стимулирования не означает отказ от воспитательных методов.

Среди воспитательных методов следует обратить внимание на широкое вовлечение трудящихся в управление. С этим неразрывно связана работа по развитию у всего персонала демократических навыков управления (то есть не диктаторских), гласности, культуры ведения конструктивных дискуссий, смелости критики, терпению к инакомыслию.

В связи с развитием товарно-денежных отношений на производстве появляются новые возможности по направленному формированию трудящихся, бережного отношения к различного рода ресурсам, ответственности за результаты производственной деятельности, искреннего интереса к труду и результатам.