Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания инженера

1. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения развития творческого мышления состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять интуицию ученика, а направить ее на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

2. Вторая рекомендация состоит в формировании у учащегося уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, но важно понять, что переоценка своих возможностей учащимся менее опасна, чем недооценка.

3. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживание успеха и т.п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

4. Необходимо всемерно стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, так и в частных вопросах). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.

5. Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному поведению. Исследования показывают, что склонность к риску - одна из фундаментальных черт творческой личности .

6. Важнейшая задача - не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.

7. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с “выдаванием” выдумки за истину.

8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их.

9. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к таким открытиям.

10. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность.

Научное исследование и педагогический процесс - явления творческие, и поэтому они по своей сущности не могут протекать по однажды установленному шаблону. Следует ли отсюда, что процесс творчества - понятие первичное, которое не может быть “разложено” на более простые составляющие? Формула, по которой можно было бы вычислить ответ на этот вопрос, пока не существует. Однако можно попытаться выдвинуть гипотезу о составляющих творческого успеха и проверить ее на опыте.

Говоря более просто, определим десять исходных качеств, которыми должен обладать творческий исследователь и педагог, и “сконструируем” из них сам процесс творчества.

1. Знания (3). Любой творческий процесс создания нового начинается с идеи, мысли, которая может зародиться только в результате знаний некоторого минимального объема.

2. Способность к самообразованию (Сс). Личные знания стареют и в определенном смысле обесцениваются. Работа непрерывно сменяющихся поколений исследователей порождает новые знания, которые необходимо усваивать. Без способности к самообразованию иссякает первоисточник творчества.

3. Память (П). Является хранилищем “оперативных” знаний, которыми творческая личность может распоряжаться всегда, без обращения к записям и книгам. Без определенного объема памяти нет знаний и способности их развивать - первого условия творчества.

4. Любознательность (Л). Это—невознаграждаемое стремление у людей к получению знаний. Творчество не может активно протекать насильственными мерами.

5. Наблюдательность (Н). Это внимательное восприятие окружающего без разделения на важное и “мелочи”. В начале исследования неизвестно, что является главным. А с развитием науки, когда лежащее “на поверхности” уже использовано, роль “мелочей” возрастает.

6. Воображение (В). Это умение домыслить недостающие звенья логической цепи рассуждений Умение породить гипотезу из “ничего”, выдвинуть идею, опираясь на имеющиеся знания.

7. Скептицизм (Ск). Это критическое восприятие окружающих явлений и процессов. Скептицизм направлен не на отрицание (как иногда полагают), а на стремление к проверке фактов, основанных на эксперименте, а не на “авторитетных” мнениях.

8. Энтузиазм (Э). Это активный интерес и стремление к творчеству. В отличие от любознательности, часто носящей оттенок созерцательности, энтузиазм активен, целеустремлен.

9. Настойчивость (Нс). Это упорство в преодолении трудностей и препятствий, которые неизбежны на пути поиска истины и достижения цели.

10. Физическое здоровье (Ф). Это необходимый минимум биологической регуляции, обеспечивающей интеллектуальную собранность личности. Творец в области науки не обязан быть атлетом, но его физическая культура должна быть адекватна психологической.

В скобках после введенных нами “параметров” творческой личности проставлены условные их обозначения. К сожалению, ни один из указанных параметров не имеет меры (см. § 13). Не имеет ее и объем творчества (Т). Однако, заменяя все эти слова (понятия) их обозначениями, нельзя ли сказать, что в некотором смысле

. Личность преподавателя технического ВУЗа.