Тема: Развитие античной философии
Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет- с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразия воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно- она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияния и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.
Классификация школ
1. Ионийская философия
2. Милетская школа
3. Фалес Анаксимандр Анаксимен
4. Эфесская школа
5. Гераклит Эфесский
6. Итальянская философия
7. Школа Пифагора
8. Пифагор пифагорейцы
9. Элейская школа
10. Ксенофан Парменид Зенон
11. Афинская философия
12. Анаксагор
Греция VI—IV вв. до н. э. Милетская школа.
Гераклит из Эфеса
В мировоззрении античных (древних) философов (VI—вв. до н. э.) Греции и Рима имеются все оттенки и направления позднейших философских систем. Особенности античного мира следующие:
1. Греция состояла из городов-государств, где развивались ремесла, наука и философия и шло постоянное соперничество между ними.
2. Частные рабовладения. В Афинах проживало 67 тысяч человек свободных и более 200 тысяч рабов. Можно было купить раба - поэта и философа.
3. Отделение умственного труда от физического.
4. Греция и Рим находились на перепутье торговых и культурных путей между Востоком и Западом.
Первых греческих философов называют «физиками» — задачи их философии — понять сущность природы, космоса. В мифологии считалось, что происхождение мира — результат действия небесных сил. В начале был Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос — любовное влечение. Хаос породил Ночь и Мрак, от их любви появились День и Эфир и т. д., т. е. первоначально было не вещество, а сила.
Фалес. (624 - 547 г.г. до н.э.). «Земля плавает по воде как дерево». Фалес сводит все богатства мира к единому связующему началу — воде. «Мир полон богов, демонов и душ». В предметах душа является движущим началом. Магнит может притягивать железо, т. к. обладает душой.
Фалес крупный ученый и человек дела. «Не множеством слов доказывается рассудительность дела». Открыл Полярную звезду, способ измерения высоты пирамид, объяснил солнечное затмение («когда луна, по природе своей землистая проходит через солнце по прямой линии»). Установил год в 365 дней.
Анаксимандр (610—546 г. до н. э.). Берет за первооснову недифференцированное в своих качествах, неопределенное первовещество «алейрон». Из беспредельного (алейрона) выделяются противоположности — тепло и холод — и они порождают мир. Космология — Земля центр вселенной. Ее опоясывают три огненные кольца: первое — солнечное второе — лунное третье — звездное
Они покрыты воздушной оболочкой, и когда они разрываются, человек видит небесные светила.
Анаксимен (585—524 г. г. до н. э.). Материя — аэр (воздух). Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — ветром. затем — водой, затем — землей, затем — камнем. Такое движение происходит вечно.
Гераклит из Эфеса (544—484 гг. до н. э.). Главное произведение «О природе». «Нелыя дважды войти в одну и ту же реку» Гераклит «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняется и закономерно угасающий».
Подчиняясь необходимости, материя не зависит ни от бога, ни от человека. Мир — упорядоченный Космос. Огонь причина всех изменений в природе, материальная основа мира. Вечное обновление мира происходит через борьбу противоположностей. «На входящего в одну и ту же рек)' текут все те же и новые воды».
Изменения в мире подчиняются всеобщему закону Логоса (Логос — слово, закон, разум). Все человеческие законы должны соответствовать божественному Логосу.
Основы диалектики Гераклита:
1. Раздвоение единого и познание его противоречивых частей.
2. Учение об «обмене», «взаимопереходе», «тождестве противоположностей». «Война есть отец всего и всего царь, одним она определила быть богами, другим людьми». Тождество временно, борьба абсолютна.
3. В мире все относительно. «Добро и зло — одно». «Врачи. мучающие больных, режущие и жгущие их, требуют еще и денег». «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом».
Познание начинается с восприятия мира чувствами, но учит человека разум. Мудрость в том, чтобы говорить истину и поступать в соответствии с природой.
Огнем управляет Логос — мировой закон. Из огня все выходит, туда же все и возвращается. Все изменчиво, находится в стадии становления. Смерть — есть рождение чего-то.
Человек занимает центральное положение среди живого. В человеке борется сон и бдение, смерть и жизнь, старость и юность.
Человеческая душа — часть мирового огня. Через душу человек связан с Логосом.
Душа—паук, а тело—паутина (тело управляется душой). Мудрая душа — горячая. Влажная душа не горит (у пьяниц).
Общество возникло в результате войны людей за свои интересы.
Красота и безобразие, добро и зло — это впечатления души человека о мире.
Жизнь вечно страдает. В каждой новой жизни человек должен получить наказание за прошлые прегрешения.
Человек — результат развития космоса.
Чтобы познать Логос нужно быть правильным человеком.
2. Элиаты. Парменид и Зенон
Парменид (около 550 г. до н. э.).
Мир — единое, как вечное существующее бытие. Он неизменен.
Движение возможно только в пустом. Но раз в мире нет пустоты (небытия), а есть только бытие, значит нет движения, т. к. движение это переход из бытия в небытие.
Бытие — вечно, постоянно:
1. Оно везде равномерно распределено.
2. Оно заполняет все. Нет начала и конца.
3. Оно не противоречиво.
4. Оно не знает времени. Существует только настоящее.
5. Оно по форме напоминает шар (это весь мир. вся вселенная). Шар самая совершенная форма, считали древние греки. Разум, как самое совершенное находится в самой совершенной части тела — круглой голове (Платон).
Учение о познании.
«Одно и то же есть мысль и то, на что она устремлена. Знание о природе дает только разум».
Зенон (V в. до н. э.). Всякое понятие о движении противоречиво. «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет».
Создал апории (доказательства) противоречивости движения.
1. Дихотомия. Чтобы пройти весь путь, нужно пройти его половину и т. д. до бесконечности, т. е. Зенон препарирует движение.
Реальное же движение — это противоречие, единство прерывности и непрерывности, устойчивости и изменчивости.
2. Апория «Ахилл и черепаха». «А» никогда не догонит «Ч», т. к. должен вновь и вновь проходить то расстояние, которое прошла черепаха.
3. Стрела. Путь движения состоит из суммы покоящихся точек.
Но как из ряда покоящихся точек может возникнуть движение? Вывод: движение не истинно. Эти апории:
а) Вскрывают противоречивость движения.
б) Они описывают результат движения, а не его самого.
в) Они не показывают возможности движения.
г) Они изображают движение как сумму состояния покоя.
Зенон не отрицает движения в чувственном мире, вопрос
стоял лишь о его истинности, его противоречивости. Аристотель: «Зенон изобретатель диалектики».Зенон вступил в политический заговор. Во время допросов откусил себе язык и выплюнул его мучителям. Был истолчен в ступе.
3, Демокрит и Пифагор
Демокрит (460—370 г. до и. э.). Сын крупного землевладельца, получил наследство, которое потратил на путешествие. Изучал геометрию, магию и т. д. Объехал полсвета (Египет, Индию, Персию). Труды: «О разуме», «О соках», «О цветах», «О геометрии». Был знаком с египетскими жрецами, японскими магами, индийскими философами.
Убежденный рабовладелец, советовал: «пользоваться слугами, как членами своего тела, употребляя одного из них для одного дела, другого для другого».
Демокрит убежден, что от разума нужно иметь 3 результата:
■ хорошо мыслить
■ хорошо говорить
■ хорошо делать.
Хорошо делать — не вдаваться в крайности. Хорошо мыслить — мыслить сообразно вещам (понятия — тень дела).
Учение об атомах — все состоит из атомов и пустоты. Атомы, имеющие сферическую форму, составляют огонь и душу. Все в мире причинно-следственно связано. «Предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести себе персидский престол».
Возникновение новых предметов — изменения сочетания атомов, вследствие их притяжения. Материя вечна и находится в движении.
О строении вселенной. Миров существует бесконечное множество. Одни растут, другие в расцвете, другие разрушаются. Процесс познания:
а) Познание по истине (светлое) — основано на разуме.
б) Познание по мнению (темное)—чувственное. От каждого предмета истекают частицы, образующие его внешнюю оболочку. Человек обучается, подражая тому, что видел в природе (паук — ткач). Смысл жизни в достижении хорошего расположения духа. Тело — сосуд для души. Причина болезней — мы не учим свою душу правильному образу жизни.
Пифагор (571—479 до н. э.) — первым назвал себя философом. В 531 г. создал политическое и идеологическое объединение — пифагорийский союз (аристократы). Власть аристократов над чернью. От членов союза требовалось стремление к добродетели (повиновению). Разработал понятие справедливости, как меры нормирования неравных отношений и неравных индивидов. «Воздаяние равным за равное».
Число — сущность всего существующего, мистифицирует количественную сторону материи. Все в природе измеряется, подчиняется числу «10» — декаде он придает божественное значение. Научные достижения Пифагора и его школы:
- теорема Пифагора;
- математически подсчитали зависимость длины струны и тона звука;
- движение небесных тел подчиняется математическим отношениям;
предполагали, что Земля имеет форму шара и вращается.
Сократ (469—399 до н. э.) — учитель Платона (Диалоги Платона, 13 диалогов). Отказался от изучения природы, космоса,т.к.:
Философы запутались в своих противоречиях.
1. Предметом познания могут быть только то, что во власти человека, т. е. его душа.
«Познай самого себя». Главный предмет философии — этика. Правильное действие должно основываться на правильном познании. Основанием этики стала гносеология. Пороки проистекают от невежества. Прометей подарил людям огонь и разум, а Зевс дал им стыд и правду, т. к. без этого они не могли жить вместе. Самое ценное качество — добродетель. Для того, чтобы быть добродетельным, нужно знать, что такое добродетель.
Сократические беседы. Ряд вопросов, в ходе которых раскрылись противоречия в рассуждениях собеседника. Метод «иронии» (субъективная диалектика). А затем Сократ вскрывал это противоречие, помогал слушателям «родиться к новой жизни (маевтика — повивальное искусство), к познанию всеобщего — как основы морали».
Исходное начало познания — ирония. «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Человек черпает знания из самого себя.
«Задача философии — помочь человеку родиться к новой жизни, стать разумнее».
Три основные человеческие добродетели:
1. Умеренность (знание как обуздать страсти).
2. Храбрость (знание как преодолеть опасность).
3. Справедливость (знание как соблюдать закон).
Сограждане не приняли Сократа. Был обвинен, что своими рассуждениями развращает молодежь. Арестован и заключен в тюрьму, чтобы попугать и принудить эмигрировать из Афин. Друзья готовят побег. Но он отказался и принял яд. «Истинный философ должен жить в согласии со своим учением».
Платон (429—347 до н. э.). В диалоге «Теэтет» он пишет: «Истинный философ не должен иметь дела с реальным чувственным миром, а возвыситься и подняться в потусторонний, непреходящий мир идей».
Создал школу на горе Академа. Академия просуществовала 1000 лет.
Два мира:
Первый — мир идей (эйдос) — действительный, постоянный, совершенный.
Второй — мир вещей — изменчивый.
«Люди видят предметы и не видят их идей, они принимают тени за действительный мир». Многие имеют «пещерные» знания теней, т. е. житейский опыт и не более.
Подобно тому, как чувственное восприятие имеет своим объектом чувственный предмет, понятию соответствует особый предмет — идея (эйдос — вид). Произошло раздвоение мира на чувственный и реальный.
Материя у Платона - первичный материал, из которого делаются, неким удивительным способом все существующие вещи. Материя — это возможность, а не действительность. Она может принять любую форму, т. к. неопределенна.
Множество идей составляют единое, которое является высшим бытием и тождественно высшему благу.
Теория познания Платона.
Душа человека близка к миру идей и дает ему все знания, т. к. в скрытом виде их содержит. Душа существует вечно, она переселяется.
Задача познания в том, чтобы человек вспомнил. Предметы чувственного мира — поводы для возбуждения воспоминаний (усвоение понятия на человеческом примере). Нужно отбросить природу и углубиться в себя.
Космология. Мир находится в вечной божественной гармонии, благодаря богу. (Диалог «Тимей»),
Этика. Условием нравственности является знание, которым обладает душа. Душа состоит из трех частей:
1. Разумной.
2. Пылкой (волевой).
3. Вожделеющей.
Сочетание этих частей под руководством разума и дает начало характеру человека.
Если преобладает разумная часть, то эти люди стремятся созерцать красоту идей, стремятся к вечному благу: правде, справедливости и умеренности во всем. Это мудрецы. Если берет верх аффективная часть души, то эти люди отличаются благородными страстями — мужеством, храбростью, чувством долга. Это воины.
Люди «вожделяющего» типа должны заниматься физическим трудом, т. к. изначально привержены к телеснофизическому миру. Это крестьяне и ремесленники. Но все сословия должны обладать общей добродетелью — мерой. «Ничего сверх меры».
Душа делает человека человеком. Она связана с миром идей и иногда вспоминает то, что видела там.
Общественные взгляды. Государство должно сохранять меру счастья общественных групп, не допускать перехода в другие группы («Государство»). Государство должно покровительствовать религии.
Отрицательные типы государств:
1. Тимократия — власть честолюбца, в ее основе стремление к обогащению.
2. Олигархия — господство немногих над большинством. Властвуют богатые.
3. Демократия — все противоречия разрешаются восстаниями. Если побеждают бедняки, богатых истребляют, а власть делят.
4. Тирания — вырождение демократии. Для того, чтобы народ чувствовал потребности в воине нужны войны. Идеальные государства: власть немногих, но способных и подготовленных. Главное — справедливость, т. е. каждому особое занятие и особое положение. Доблести в идеальном государстве:
1. Мудрость.
2. Мужество.
3. Сдерживающая мера.
4. Справедливость.
6. Аристотель
Аристотель (384—322 гг. до н. э.)
«Александр Македонский греческой философии». В Афинах открыл школу у Ликеиского храма (Лицей). Дал классификацию наук: теоретические — познание ради познания; практические — дают идеи для поведения человека; творческие — познание с целью осуществления чего-либо прекрасного.Логика — инструмент познания, введение в философию. Все существует как единичное, индивидуальное, воспринимаемое чувствами человека. Но мир следует изучать в его единстве и необходимости. Изучает основные формы бытия и общие логические понятия (категории). Основная категория — сущность. Она — основа, которой принадлежат все остальные свойства.
Бытие у Аристотеля:
—система категорий, связанных между собой, подвижных, текучих. Материя субстрат каждой вещи, из которой возникает какая-нибудь вещь. Она вечна и неуничтожима. Нет материи в чистом виде, без формы. Материя — это возможность, а форма — действительность. Энтилехия — осуществление вещи в движении от материи к форме.
Движение: — «Не существует движения помимо вещей». Движение — это процесс превращения потенциального в актуальное (процесс превращения меди в статую).
Учение о материи, энергии, форме и энтилехии лежит в основе учения о причине.
В «Категориях» он пишет о 6 видах движения:
1.Возникновение.
2.Уничтожение.
3.Рост.
4.Уменьшение.
5.Качественные изменения.
6.Смена в пространстве.
Покой— состояние, где нет насильственного и противного природе.
Душа начало жизни. «Виды» души:
—растительная — ведает функциями питания, роста, размножения. Общая для всех одушевленных
—животная — проявляется в чувствах, желаниях, т. е. стремлении к приятному и избегании неприятного
—разумная душа—человек обладает способностью к мышлению. В человеке бессмертен только разум, который после смерти тела сливается с мировым разумом.
Мировой разум — предводитель, разум деятельный, в отличие от человеческого разума пассивного, воспринимающего. «Первый двигатель» — это бог. Бог — разум, мысль, которая лепит самое себя».
Процесс познания: Тело — внешнее раздражение — ощущение — воображение — мышление. Объект познания
— реальный мир. Природа первична. Аристотель — сенсуалист.
Мышление — изучается логикой. Порядок вещей в природе — верховный закон для сочетания понятий в суждениях. Но понятия могут сочетаться субъективно, что ведет к заблуждению, и объективно — к истине.
Созерцание — высшая форма познания и досуга. Общественные взгляды — человек политическое существо имеет инстинкт к совместному проживанию. У раба на первом месте тело, у свободного душа. Душа господствует над телом. Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Государство должно заниматься воспитанием молодежи. Творец общества — средний класс.
Аристотель разработал типологию государств:
1. Правильные:
— царская власть (один на благо всех) монархия
— аристократия — власть немногих в интересах общества
— полития — правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза.
2. Неправильные:
— тирания (одного ради своих интересов)
--олигархия (немногих ради себя)
— демократия (большинство неимущих только ради своих интересов).
Лучшее — полития.
Вводит понятие «средней формы» государства:
—в нравах — умеренность —в имуществе — средний достаток —во власти — средний класс.
Понятие «справедливости»:
а) уравнивающая — источник — закон
б) распределяющая — от вклада каждого
Человек — общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Только в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитать в себе умеренность самоотречения и др. добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.