Тема: Развитие античной философии

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет- с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразия воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно- она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияния и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

Классификация школ

 

1. Ионийская философия

 

2. Милетская школа

 

3. Фалес Анаксимандр Анаксимен

 

4. Эфесская школа

 

5. Гераклит Эфесский

 

6. Итальянская философия

 

7. Школа Пифагора

 

8. Пифагор пифагорейцы

 

9. Элейская школа

 

10. Ксенофан Парменид Зенон

 

11. Афинская философия

 

12. Анаксагор

Греция VI—IV вв. до н. э. Милетская школа.

Гераклит из Эфеса

В мировоззрении античных (древних) философов (VI—вв. до н. э.) Греции и Рима имеются все оттенки и направле­ния позднейших философских систем. Особенности антично­го мира следующие:

1. Греция состояла из городов-государств, где развивались ремесла, наука и философия и шло постоянное соперничест­во между ними.

2. Частные рабовладения. В Афинах проживало 67 тысяч че­ловек свободных и более 200 тысяч рабов. Можно было ку­пить раба - поэта и философа.

3. Отделение умственного труда от физического.

4. Греция и Рим находились на перепутье торговых и куль­турных путей между Востоком и Западом.

Первых греческих философов называют «физиками» — задачи их философии — понять сущность природы, космоса. В мифологии считалось, что происхождение мира — резуль­тат действия небесных сил. В начале был Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос — любовное влечение. Хаос породил Ночь и Мрак, от их любви появились День и Эфир и т. д., т. е. первоначально было не вещество, а сила.

Фалес. (624 - 547 г.г. до н.э.). «Земля плавает по воде как дерево». Фалес сводит все богатства мира к единому связующему началу — воде. «Мир полон богов, демонов и душ». В пред­метах душа является движущим началом. Магнит может при­тягивать железо, т. к. обладает душой.

Фалес крупный ученый и человек дела. «Не множеством слов доказывается рассудительность дела». Открыл Полярную звезду, способ измерения высоты пирамид, объяснил солнечное затмение («когда луна, по природе своей земли­стая проходит через солнце по прямой линии»). Установил год в 365 дней.

Анаксимандр (610—546 г. до н. э.). Берет за первооснову недифференцированное в своих качествах, неопределенное первовещество «алейрон». Из беспредельного (алейрона) вы­деляются противоположности — тепло и холод — и они по­рождают мир. Космология — Земля центр вселенной. Ее опоясывают три огненные кольца: первое — солнечное второе — лунное третье — звездное

Они покрыты воздушной оболочкой, и когда они разры­ваются, человек видит небесные светила.

Анаксимен (585—524 г. г. до н. э.). Материя — аэр (воз­дух). Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — вет­ром. затем — водой, затем — землей, затем — камнем. Такое движение происходит вечно.

Гераклит из Эфеса (544—484 гг. до н. э.). Главное про­изведение «О природе». «Нелыя дважды войти в одну и ту же реку» Гераклит «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняется и закономерно угасающий».

Подчиняясь необходимости, материя не зависит ни от бо­га, ни от человека. Мир — упорядоченный Космос. Огонь причина всех изменений в природе, материальная основа ми­ра. Вечное обновление мира происходит через борьбу проти­воположностей. «На входящего в одну и ту же рек)' текут все те же и новые воды».

Изменения в мире подчиняются всеобщему закону Логоса (Логос — слово, закон, разум). Все человеческие законы должны соответствовать божественному Логосу.

Основы диалектики Гераклита:

1. Раздвоение единого и познание его противоречивых частей.

2. Учение об «обмене», «взаимопереходе», «тождестве противоположностей». «Война есть отец всего и всего царь, одним она определила быть богами, другим людьми». Тож­дество временно, борьба абсолютна.

3. В мире все относительно. «Добро и зло — одно». «Вра­чи. мучающие больных, режущие и жгущие их, требуют еще и денег». «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по срав­нению с человеческим родом».

Познание начинается с восприятия мира чувствами, но учит человека разум. Мудрость в том, чтобы говорить истину и поступать в соответствии с природой.

Огнем управляет Логос — мировой закон. Из огня все вы­ходит, туда же все и возвращается. Все изменчиво, находится в стадии становления. Смерть — есть рождение чего-то.

Человек занимает центральное положение среди живого. В человеке борется сон и бдение, смерть и жизнь, старость и юность.

Человеческая душа — часть мирового огня. Через душу человек связан с Логосом.

Душа—паук, а тело—паутина (тело управляется душой). Мудрая душа — горячая. Влажная душа не горит (у пьяниц).

Общество возникло в результате войны людей за свои ин­тересы.

Красота и безобразие, добро и зло — это впечатления ду­ши человека о мире.

Жизнь вечно страдает. В каждой новой жизни человек должен получить наказание за прошлые прегрешения.

Человек — результат развития космоса.

Чтобы познать Логос нужно быть правильным человеком.

2. Элиаты. Парменид и Зенон

Парменид (около 550 г. до н. э.).

Мир — единое, как вечное существующее бытие. Он не­изменен.

Движение возможно только в пустом. Но раз в мире нет пустоты (небытия), а есть только бытие, значит нет движе­ния, т. к. движение это переход из бытия в небытие.

Бытие — вечно, постоянно:

1. Оно везде равномерно распределено.

2. Оно заполняет все. Нет начала и конца.

3. Оно не противоречиво.

4. Оно не знает времени. Существует только настоящее.

5. Оно по форме напоминает шар (это весь мир. вся вселен­ная). Шар самая совершенная форма, считали древние греки. Разум, как самое совершенное находится в самой совершен­ной части тела — круглой голове (Платон).

Учение о познании.

«Одно и то же есть мысль и то, на что она устремлена. Знание о природе дает только разум».

Зенон (V в. до н. э.). Всякое понятие о движении противо­речиво. «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет».

Создал апории (доказательства) противоречивости движе­ния.

1. Дихотомия. Чтобы пройти весь путь, нужно пройти его половину и т. д. до бесконечности, т. е. Зенон препарирует движение.

Реальное же движение — это противоречие, единство прерывности и непрерывности, устойчивости и изменчиво­сти.

2. Апория «Ахилл и черепаха». «А» никогда не догонит «Ч», т. к. должен вновь и вновь проходить то расстояние, ко­торое прошла черепаха.

3. Стрела. Путь движения состоит из суммы покоящихся точек.

Но как из ряда покоящихся точек может возникнуть дви­жение? Вывод: движение не истинно. Эти апории:

а) Вскрывают противоречивость движения.

б) Они описывают результат движения, а не его самого.

в) Они не показывают возможности движения.

г) Они изображают движение как сумму состояния покоя.

Зенон не отрицает движения в чувственном мире, вопрос

стоял лишь о его истинности, его противоречивости. Аристо­тель: «Зенон изобретатель диалектики».Зенон вступил в политический заговор. Во время допро­сов откусил себе язык и выплюнул его мучителям. Был ис­толчен в ступе.

3, Демокрит и Пифагор

Демокрит (460—370 г. до и. э.). Сын крупного землевла­дельца, получил наследство, которое потратил на путешест­вие. Изучал геометрию, магию и т. д. Объехал полсвета (Еги­пет, Индию, Персию). Труды: «О разуме», «О соках», «О цветах», «О геометрии». Был знаком с египетскими жрецами, японскими магами, индийскими философами.

Убежденный рабовладелец, советовал: «пользоваться слу­гами, как членами своего тела, употребляя одного из них для одного дела, другого для другого».

Демокрит убежден, что от разума нужно иметь 3 резуль­тата:

■ хорошо мыслить

■ хорошо говорить

■ хорошо делать.

Хорошо делать — не вдаваться в крайности. Хорошо мыслить — мыслить сообразно вещам (понятия — тень де­ла).

Учение об атомах — все состоит из атомов и пустоты. Атомы, имеющие сферическую форму, составляют огонь и душу. Все в мире причинно-следственно связано. «Предпо­чел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести себе персидский престол».

Возникновение новых предметов — изменения сочетания атомов, вследствие их притяжения. Материя вечна и нахо­дится в движении.

О строении вселенной. Миров существует бесконечное множество. Одни растут, другие в расцвете, другие разруша­ются. Процесс познания:

а) Познание по истине (светлое) — основано на разуме.

б) Познание по мнению (темное)—чувственное. От каж­дого предмета истекают частицы, образующие его внешнюю оболочку. Человек обучается, подражая тому, что видел в природе (паук — ткач). Смысл жизни в достижении хороше­го расположения духа. Тело — сосуд для души. Причина бо­лезней — мы не учим свою душу правильному образу жизни.

Пифагор (571—479 до н. э.) — первым назвал себя фило­софом. В 531 г. создал политическое и идеологическое объе­динение — пифагорийский союз (аристократы). Власть ари­стократов над чернью. От членов союза требовалось стрем­ление к добродетели (повиновению). Разработал понятие справедливости, как меры нормирования неравных отноше­ний и неравных индивидов. «Воздаяние равным за равное».

Число — сущность всего существующего, мистифицирует количественную сторону материи. Все в природе измеряется, подчиняется числу «10» — декаде он придает божественное значение. Научные достижения Пифагора и его школы:

- теорема Пифагора;

- математически подсчитали зависимость длины струны и тона звука;

- движение небесных тел подчиняется математическим отношениям;

предполагали, что Земля имеет форму шара и вращается.

Сократ (469—399 до н. э.) — учитель Платона (Диалоги Платона, 13 диалогов). Отказался от изучения природы, кос­моса,т.к.:

 

Философы запутались в своих противоречиях.

1. Предметом познания могут быть только то, что во вла­сти человека, т. е. его душа.

«Познай самого себя». Главный предмет философии — этика. Правильное действие должно основываться на пра­вильном познании. Основанием этики стала гносеология. Пороки проистекают от невежества. Прометей подарил лю­дям огонь и разум, а Зевс дал им стыд и правду, т. к. без этого они не могли жить вместе. Самое ценное качество — добро­детель. Для того, чтобы быть добродетельным, нужно знать, что такое добродетель.

Сократические беседы. Ряд вопросов, в ходе которых рас­крылись противоречия в рассуждениях собеседника. Метод «иронии» (субъективная диалектика). А затем Сократ вскры­вал это противоречие, помогал слушателям «родиться к но­вой жизни (маевтика — повивальное искусство), к познанию всеобщего — как основы морали».

Исходное начало познания — ирония. «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Человек черпает знания из самого себя.

«Задача философии — помочь человеку родиться к новой жизни, стать разумнее».

Три основные человеческие добродетели:

1. Умеренность (знание как обуздать страсти).

2. Храбрость (знание как преодолеть опасность).

3. Справедливость (знание как соблюдать закон).

Сограждане не приняли Сократа. Был обвинен, что свои­ми рассуждениями развращает молодежь. Арестован и за­ключен в тюрьму, чтобы попугать и принудить эмигрировать из Афин. Друзья готовят побег. Но он отказался и принял яд. «Истинный философ должен жить в согласии со своим уче­нием».

Платон (429—347 до н. э.). В диалоге «Теэтет» он пишет: «Истинный философ не должен иметь дела с реальным чув­ственным миром, а возвыситься и подняться в потусторон­ний, непреходящий мир идей».

Создал школу на горе Академа. Академия просуществова­ла 1000 лет.

Два мира:

Первый — мир идей (эйдос) — действительный, постоян­ный, совершенный.

Второй — мир вещей — изменчивый.

«Люди видят предметы и не видят их идей, они принима­ют тени за действительный мир». Многие имеют «пещер­ные» знания теней, т. е. житейский опыт и не более.

Подобно тому, как чувственное восприятие имеет своим объектом чувственный предмет, понятию соответствует осо­бый предмет — идея (эйдос — вид). Произошло раздвоение мира на чувственный и реальный.

Материя у Платона - первичный материал, из которого делаются, неким удивительным способом все существующие вещи. Материя — это возможность, а не действительность. Она может принять любую форму, т. к. неопределенна.

Множество идей составляют единое, которое является высшим бытием и тождественно высшему благу.

Теория познания Платона.

Душа человека близка к миру идей и дает ему все знания, т. к. в скрытом виде их содержит. Душа существует вечно, она переселяется.

Задача познания в том, чтобы человек вспомнил. Предме­ты чувственного мира — поводы для возбуждения воспоми­наний (усвоение понятия на человеческом примере). Нужно отбросить природу и углубиться в себя.

Космология. Мир находится в вечной божественной гар­монии, благодаря богу. (Диалог «Тимей»),

Этика. Условием нравственности является знание, кото­рым обладает душа. Душа состоит из трех частей:

1. Разумной.

2. Пылкой (волевой).

3. Вожделеющей.

Сочетание этих частей под руководством разума и дает начало характеру человека.

Если преобладает разумная часть, то эти люди стремятся созерцать красоту идей, стремятся к вечному благу: правде, справедливости и умеренности во всем. Это мудрецы. Если берет верх аффективная часть души, то эти люди отличаются благородными страстями — мужеством, храбростью, чувст­вом долга. Это воины.

Люди «вожделяющего» типа должны заниматься физиче­ским трудом, т. к. изначально привержены к телесно­физическому миру. Это крестьяне и ремесленники. Но все сословия должны обладать общей добродетелью — мерой. «Ничего сверх меры».

Душа делает человека человеком. Она связана с миром идей и иногда вспоминает то, что видела там.

Общественные взгляды. Государство должно сохранять меру счастья общественных групп, не допускать перехода в другие группы («Государство»). Государство должно покро­вительствовать религии.

Отрицательные типы государств:

1. Тимократия — власть честолюбца, в ее основе стремле­ние к обогащению.

2. Олигархия — господство немногих над большинством. Властвуют богатые.

3. Демократия — все противоречия разрешаются восста­ниями. Если побеждают бедняки, богатых истребляют, а власть делят.

4. Тирания — вырождение демократии. Для того, чтобы народ чувствовал потребности в воине нужны войны. Иде­альные государства: власть немногих, но способных и подго­товленных. Главное — справедливость, т. е. каждому особое занятие и особое положение. Доблести в идеальном государ­стве:

1. Мудрость.

2. Мужество.

3. Сдерживающая мера.

4. Справедливость.

6. Аристотель

Аристотель (384—322 гг. до н. э.)

«Александр Македонский греческой философии». В Афи­нах открыл школу у Ликеиского храма (Лицей). Дал класси­фикацию наук: теоретические — познание ради познания; практические — дают идеи для поведения человека; творче­ские — познание с целью осуществления чего-либо прекрас­ного.Логика — инструмент познания, введение в философию. Все существует как единичное, индивидуальное, воспри­нимаемое чувствами человека. Но мир следует изучать в его единстве и необходимости. Изучает основные формы бытия и общие логические понятия (категории). Основная катего­рия — сущность. Она — основа, которой принадлежат все остальные свойства.

Бытие у Аристотеля:

—система категорий, связанных между собой, подвиж­ных, текучих. Материя субстрат каждой вещи, из которой возникает какая-нибудь вещь. Она вечна и неуничтожима. Нет материи в чистом виде, без формы. Материя — это воз­можность, а форма — действительность. Энтилехия — осу­ществление вещи в движении от материи к форме.

Движение: — «Не существует движения помимо вещей». Движение — это процесс превращения потенциального в ак­туальное (процесс превращения меди в статую).

Учение о материи, энергии, форме и энтилехии лежит в основе учения о причине.

В «Категориях» он пишет о 6 видах движения:

1.Возникновение.

2.Уничтожение.

3.Рост.

4.Уменьшение.

5.Качественные изменения.

6.Смена в пространстве.

Покой— состояние, где нет насильственного и противного природе.

Душа начало жизни. «Виды» души:

—растительная — ведает функциями питания, роста, раз­множения. Общая для всех одушевленных

—животная — проявляется в чувствах, желаниях, т. е. стремлении к приятному и избегании неприятного

—разумная душа—человек обладает способностью к мышлению. В человеке бессмертен только разум, который после смерти тела сливается с мировым разумом.

Мировой разум — предводитель, разум деятельный, в от­личие от человеческого разума пассивного, воспринимающе­го. «Первый двигатель» — это бог. Бог — разум, мысль, ко­торая лепит самое себя».

Процесс познания: Тело — внешнее раздражение — ощущение — воображение — мышление. Объект познания

— реальный мир. Природа первична. Аристотель — сенсуа­лист.

Мышление — изучается логикой. Порядок вещей в при­роде — верховный закон для сочетания понятий в суждени­ях. Но понятия могут сочетаться субъективно, что ведет к заблуждению, и объективно — к истине.

Созерцание — высшая форма познания и досуга. Общест­венные взгляды — человек политическое существо имеет инстинкт к совместному проживанию. У раба на первом мес­те тело, у свободного душа. Душа господствует над телом. Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Государство должно заниматься вос­питанием молодежи. Творец общества — средний класс.

Аристотель разработал типологию государств:

1. Правильные:

— царская власть (один на благо всех) монархия

— аристократия — власть немногих в интересах общества

— полития — правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза.

2. Неправильные:

— тирания (одного ради своих интересов)

--олигархия (немногих ради себя)

— демократия (большинство неимущих только ради своих интересов).

Лучшее — полития.

Вводит понятие «средней формы» государства:

—в нравах — умеренность —в имуществе — средний достаток —во власти — средний класс.

Понятие «справедливости»:

а) уравнивающая — источник — закон

б) распределяющая — от вклада каждого

Человек — общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Толь­ко в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитать в себе умеренность самоотречения и др. добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.