Развитие «Я-концепции».

Понимание желаний и намерений других и взаимо­действие на этой основе. В центре социальной жизни лежит отношение нашего «Я» к другим «Я», непрес­танное взаимное влияние. Основным механизмом такого взаимодействия (или социализации) Г. Тард про­возгласил подражание, регулируемое обществом через свои социальные институты — систему образования и воспитания, семью, общественное мнение, а отноше­ния «учитель — ученик» — типовым социальным от­ношением.

Возникновение же самого термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса, который назвал так процесс формирования лич­ности, происходящий как в результате стихийного воз­действия окружения, так и благодаря воздействиям об­щества «согласно

В современном понимании термин «социализация» имеет несколько значений, и интерпретации разных авторов не всегда совпадают. Это объясняется тем, что данное понятие является междисциплинарным и, на­ряду с социальной психологией, широко используется в социологии, педагогике, социальной педагогике, фи­лософии.

В самом общем виде его определяют как «...влия­ние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах утверждению себя и выполнению различных «оциальных ролей».

Г.М. Андреева определяет социализацию следую­щим образом: «социализация — это двусторонний про­цесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в со­циальную среду, систему социальных связей; с другой стороны..., процесс активного воспроизводства инди­видом системы социальных связей за счет его актив­ной деятельности, активного включения в социальную среду. ...человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, ус­тановки, ориентации»[1].

А. В. Мудрик, автор наиболее основательной тео­рии социализации в отечественной литературе, дает сле­дующее определение: социализация — это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

 

Образ «Я» не возникает у человека сразу, а склады­вается на протяжении его жизни под воздействием мно­гочисленных социальных влияний.

Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя,), эмо­циональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

Вместе с тем самосознание может быть представле­но ни как простой перечень характеристик, а как по­нимание личностью себя в качестве некоторой целост­ности.

Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации — процесс конт­ролируемый. Определяемый постоянным приобретени­ем социального опыта в условиях расширения диапа­зона деятельности и общения.

Одной из центральных проблем социальной психо­логии является изучение социальных установок и их влияния на поведение человека. Установку определя­ют, как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи[2].

В английском языке понятию «социальная установ­ка» соответствует понятие «аттитюд», которое ввели в научный обиход У. Томас и Ф. Знанецкий.

Им принадлежит первое и наиболее удачное опреде­ление аттитюда: состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определен­ным объектом в определенных условиях, и психологи­ческое переживание им социальной ценности, смысла объекта.

В данном определении выведены на первый план важнейшие признаки аттитюда или социальной уста­новки:

• социальный характер объектов, с которыми свя­заны отношение и поведение человека;

• осознанность этих отношений и поведения;

• эмоциональный компонент;

• регулятивная роль социальной установки.

Социальные объекты понимаются в данном случае в самом широком смысле: ими могут быть институты общества и государства, явления, события, нормы, груп­пы, личности и т. д.

 

Выделяют основные функции социальной установки:

• приспособительную (утилитарную, адаптивную), направляющую человека к тем объектам, кото­рые служат достижению его целей, удовлетворе­нию потребностей, и отталкивающую от непри­ятных, опасных, ненужных объектов;

• гностическую (познавательную), проявляющую­ся в том, что установка дает человеку упрощен­ные указания относительно способа поведения по отношению к данному объекту, что особенно по­лезно в условиях жесткого лимита времени для принятия решений;

• экспрессивную функцию (функцию выражениям связанную с тем, что установка может выступатУ как средство выражения человеком себя как лич«| ности — освобождения от внутреннего напряжения;

• защитную — реализующуюся в том, что соцм альная установка помогает разрешать и предотм ращать внутренние конфликты личности за смef упрощения и ускорения процесса принятия рЯ шений.

Виды социальных установок. Как правило, выдляют следующие виды социальных установок:

• перцептивная установка, - под которой понимают предрасположенность индивида к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности;

• стереотипы и предрассудки, - устойчивые и мало подверженные изменениям и влиянию нового опыта формы существования социальной установки, предрассудки и стереотипы выполняют защитную функцию.

 

Я — концепция личности. В психологии Я — кон­цепция определяется как: относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как непов­торимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Я — концепция - это целостный, хотя и не лишен­ный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к само­му себе.

Идея Я - концепции принадлежит американскому психологу и философу Уильяму Джеймсу (1842- 1910). Согласно его мнению Я, как объект, состоит из четырех компонентов: духовного, материального, со­циального и телесного. Которые и образуют для каж­дого человека уникальный и неповторимый образ о самом себе.

В дальнейшем на развитие идей о формировании Я - концепции большое влияние оказала гуманисти­ческая психология, в частности идеи К. Роджерса. [Которым проводились исследования, с целью выяв­ления взаимосвязи между самооценкой человека и [особенностями его поведения.

Согласно наиболее общепринятой точки зрения Я — концепция включает в себя следующие компоненты:

• физическое Я — схема собственного тела;

• реальное Я — включает представление о себе в настоящем времени;

• динамическое Я — то, каким индивид собирается стать;

• социальное Я — компонент соотносимый со сфе­рами социальной интеграции (половой, этничес­кой, гражданской, ролевой и пр);

• экзистенциальное Я — оценка себя в аспекте жиз­ни и смерти;

• идеальное Я — то, каким человек, по его мнению, должен быть, чтобы соответствовать моральным нормам;

• фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

Становление Я — концепции происходит при накоп­лении опыта решения жизненных задач и при оцени­вании их со стороны других людей. В первую очередь родителей. Считается, что опыт первых человеческих отношений, усваиваемый ребенком в семье, является для него прототипом будущих отношений с другими людьми.

Все многообразие образов Я — концепции так или иначе выполняет регулятивную функцию. То есть слу­жат регуляторами поведения человека в ходе взаимо­действия с другими людьми. Следовательно, чем более адекватной является Я - концепция, тем легче челове­ку управлять своим поведением.