Развитие «Я-концепции».
Понимание желаний и намерений других и взаимодействие на этой основе. В центре социальной жизни лежит отношение нашего «Я» к другим «Я», непрестанное взаимное влияние. Основным механизмом такого взаимодействия (или социализации) Г. Тард провозгласил подражание, регулируемое обществом через свои социальные институты — систему образования и воспитания, семью, общественное мнение, а отношения «учитель — ученик» — типовым социальным отношением.
Возникновение же самого термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса, который назвал так процесс формирования личности, происходящий как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества «согласно
В современном понимании термин «социализация» имеет несколько значений, и интерпретации разных авторов не всегда совпадают. Это объясняется тем, что данное понятие является междисциплинарным и, наряду с социальной психологией, широко используется в социологии, педагогике, социальной педагогике, философии.
В самом общем виде его определяют как «...влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах утверждению себя и выполнению различных «оциальных ролей».
Г.М. Андреева определяет социализацию следующим образом: «социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны..., процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. ...человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации»[1].
А. В. Мудрик, автор наиболее основательной теории социализации в отечественной литературе, дает следующее определение: социализация — это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя,), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).
Вместе с тем самосознание может быть представлено ни как простой перечень характеристик, а как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности.
Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации — процесс контролируемый. Определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.
Одной из центральных проблем социальной психологии является изучение социальных установок и их влияния на поведение человека. Установку определяют, как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи[2].
В английском языке понятию «социальная установка» соответствует понятие «аттитюд», которое ввели в научный обиход У. Томас и Ф. Знанецкий.
Им принадлежит первое и наиболее удачное определение аттитюда: состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта.
В данном определении выведены на первый план важнейшие признаки аттитюда или социальной установки:
• социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;
• осознанность этих отношений и поведения;
• эмоциональный компонент;
• регулятивная роль социальной установки.
Социальные объекты понимаются в данном случае в самом широком смысле: ими могут быть институты общества и государства, явления, события, нормы, группы, личности и т. д.
Выделяют основные функции социальной установки:
• приспособительную (утилитарную, адаптивную), направляющую человека к тем объектам, которые служат достижению его целей, удовлетворению потребностей, и отталкивающую от неприятных, опасных, ненужных объектов;
• гностическую (познавательную), проявляющуюся в том, что установка дает человеку упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к данному объекту, что особенно полезно в условиях жесткого лимита времени для принятия решений;
• экспрессивную функцию (функцию выражениям связанную с тем, что установка может выступатУ как средство выражения человеком себя как лич«| ности — освобождения от внутреннего напряжения;
• защитную — реализующуюся в том, что соцм альная установка помогает разрешать и предотм ращать внутренние конфликты личности за смef упрощения и ускорения процесса принятия рЯ шений.
Виды социальных установок. Как правило, выдляют следующие виды социальных установок:
• перцептивная установка, - под которой понимают предрасположенность индивида к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности;
• стереотипы и предрассудки, - устойчивые и мало подверженные изменениям и влиянию нового опыта формы существования социальной установки, предрассудки и стереотипы выполняют защитную функцию.
Я — концепция личности. В психологии Я — концепция определяется как: относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Я — концепция - это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе.
Идея Я - концепции принадлежит американскому психологу и философу Уильяму Джеймсу (1842- 1910). Согласно его мнению Я, как объект, состоит из четырех компонентов: духовного, материального, социального и телесного. Которые и образуют для каждого человека уникальный и неповторимый образ о самом себе.
В дальнейшем на развитие идей о формировании Я - концепции большое влияние оказала гуманистическая психология, в частности идеи К. Роджерса. [Которым проводились исследования, с целью выявления взаимосвязи между самооценкой человека и [особенностями его поведения.
Согласно наиболее общепринятой точки зрения Я — концепция включает в себя следующие компоненты:
• физическое Я — схема собственного тела;
• реальное Я — включает представление о себе в настоящем времени;
• динамическое Я — то, каким индивид собирается стать;
• социальное Я — компонент соотносимый со сферами социальной интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой и пр);
• экзистенциальное Я — оценка себя в аспекте жизни и смерти;
• идеальное Я — то, каким человек, по его мнению, должен быть, чтобы соответствовать моральным нормам;
• фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.
Становление Я — концепции происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей. В первую очередь родителей. Считается, что опыт первых человеческих отношений, усваиваемый ребенком в семье, является для него прототипом будущих отношений с другими людьми.
Все многообразие образов Я — концепции так или иначе выполняет регулятивную функцию. То есть служат регуляторами поведения человека в ходе взаимодействия с другими людьми. Следовательно, чем более адекватной является Я - концепция, тем легче человеку управлять своим поведением.