Социализация. Стадии процесса социализации.
Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40-50-е годы в работах Бандуры, Дж. Кольмана и других.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах, и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.
Социализация осуществляется в общении и деятельности.
Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Начинается социализация личности в семье и продолжается в школе, вузе, на производстве. Социализация личности - процесс, в ходе которого человек сопределенными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе.
В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т.д.) биологически обусловлены и в процессе социализации личности почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой является окружающие ребенка люди.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт
некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить
себя среди других, критическое отношение к обществу, нормам по
ведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в характере и мировоззрении подростка.
3.Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
4.Стадия интеграции (появляется желание найти свое место
в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.
Если не принимаются, возможны следующие исходы:
>сохранение своей непохожести и появлений агрессивных взаимодействий (взаимоотношения) с людьми и в обществе;
>изменение себя, стремление «стать как все» - конформизм,
внешнее соглашательство, адаптация.
5. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт. Но и воспроизводит
его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.
6. да человек не только усваивает социальный опыт. Но и воспроизводит
его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.
6. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поколениям.