Социализация. Стадии процесса социализации.

Развитие личности - процесс закономерного изменения личнос­ти как системного качества индивида в результате его социализации.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распрост­раненность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки. Понятие социализации было введено в со­циальную психологию в 40-50-е годы в работах Бандуры, Дж. Кольмана и других.

Социализация личности представляет собой процесс формиро­вания личности в определенных социальных условиях, процесс ус­воения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаб­лоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах, и со­ответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различ­ных обществ, будет различаться.

Социализация осуществляется в общении и деятельности.

Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обще­стве, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного форми­рования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Начинается социализация личности в се­мье и продолжается в школе, вузе, на производстве. Социализация личности - процесс, в ходе которого человек сопределенными биологическими задатками и психологическими предрасположени­ями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельно­сти в обществе.

В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной фор­ме содержится социальный опыт предшествующих поколений, на­ций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, во­лос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т.д.) биологически обусловлены и в процессе социализации личности почти не изме­няются. Уже в детские годы активно включаются в процесс социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой является окружающие ребенка люди.

 

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рожде­ния до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт
некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить
себя среди других, критическое отношение к обществу, нормам по­
ведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, са­моопределения «Мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в характере и мировоззре­нии подростка.

3.Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устой­чиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устой­чивые свойства личности.

4.Стадия интеграции (появляется желание найти свое место
в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.
Если не принимаются, возможны следующие исходы:

>сохранение своей непохожести и появлений агрессивных взаи­модействий (взаимоотношения) с людьми и в обществе;

>изменение себя, стремление «стать как все» - конформизм,
внешнее соглашательство, адаптация.

5. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зре­лости человека, весь период его трудовой деятельности, когда че­ловек не только усваивает социальный опыт. Но и воспроизводит
его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

6. да че­ловек не только усваивает социальный опыт. Но и воспроизводит
его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

6. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожи­лой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поко­лениям.