Проблемы дошкольного образования: поиск решений

Проблемы дошкольного образования: глазами родителей

Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка) в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы, в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу.

Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в 5-10 детских садов, стоят в огромных очередях, предлагают заведующим взятки, устраивают различные конфликтные ситуации.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

В данный момент работа по повышению качества такого сегмента образовательной сферы, как дошкольное образование, ведётся, главным образов, в следующих направлениях:

· Разрабатывается новый профессиональный и образовательный стандарт для работников системы дошкольного образования;

· Строятся новые здания под детские сады, предлагаются проекты по привлечению частных инвесторов с целью постройки и приобретения новых помещений и зданий, в которых будут располагаться ДОУ. Эта деятельность поможет решить проблемы дошкольного образования, связанные с нехваткой мест в детских садах;

· Рассматриваются новые проекты по финансированию детских садов. Объём планируемых средств, которые будут выделены на развитие дошкольного образования в 2013-15 гг. превышает 1 трлн. рублей;

· Создаются благоприятные условия для побуждения частных предпринимателей к открытию дошкольных образовательных учреждений на частной основе;

· К 2016 году планируется обеспечить как минимум 1 600 000 новых мест в детских садах.

· Особенности финансов дошкольного образования в XXI веке

· 1.1 Типы дошкольных учреждений

· Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

· В числе учреждений данного типа наиболее распространённым является детский сад. Помимо этого в России существуют и такие виды дошкольных учреждений как:

· 1) детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

· 2) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

· 3) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

· 4) детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

· 5) центр развития ребёнка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

· Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:

· · охрана жизни и укрепление здоровья детей;

· · обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;

· · осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;

· · приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

· · взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

· На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребёнка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.

· Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратный, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий родителей.

· Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

· Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчёте норматива бюджетного финансирования. В группах: от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей. В разновозрастных группах: при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей; при наличии в группе детей любых трёх возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей; при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей [20].

· Кроме того, существуют детские дачи (для пребывания детей в летнее время в пригородной зоне и курортных местностях) и сезонные дошкольные учреждения в сельских местностях.

· 1.2 Принципы организации финансов дошкольного учреждения

· Основным источником финансирования дошкольного образования являются и останутся в ближайшем и отдаленном будущем, в первую очередь, бюджетные средства. В этом направлении Бюджетный кодекс РФ предоставляет достаточно ограниченный набор форм финансирования дошкольного образования из муниципального бюджета. Вторым по значимости источником финансирования дошкольных учреждений является родительская плата. По действующему законодательству размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка, а для многодетных семей - 10%. Кроме этого, для различных категорий семей действует целый ряд льгот, согласно которым родительская плата значительно снижена или совсем отсутствует. Поэтому общая доля родительских средств в бюджете обычного детского сада, как правило, не превышает 10%.

· Таким образом, большая часть затрат на содержание детей в муниципальном учреждении покрывается местным (городским, районным) бюджетом.

· Помимо основных источников финансирования, выделяют дополнительные, значение и роль которых в обеспечении жизнедеятельности учреждений возрастают после выхода на хозяйственную самостоятельность. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В Федеральном законе "Об образовании" указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчётный счёт, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Одновременно с этим расширяются и возможности привлечения дополнительных средств. Таким образом, у дошкольных образовательных учреждений могут быть дополнительные источники финансирования.

· К ним относятся:

· ь плата предприятий за долевое содержание детей (в тех территориях, где она введена);

· ь плата родителей за дополнительные образовательные услуги;

· ь доходы учреждения от предпринимательской деятельности;

· ь благотворительные пожертвования предприятий и граждан;

· ь денежные выплаты из различных общественных фондов и другие.

· Финансирование образования основывается на двух наиболее важных принципах:

· 1. Целевое использование средств - расходование их на заранее определенные, установленные, запланированные цели и недопустимость иного расходования.

· 2. Безвозвратность - предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются собственнику средств ни в денежном, ни в материальном (нематериальном) эквиваленте.

· Механизм бюджетного финансирования ДОУ основывается на следующих принципах:

· - деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

· - финансирование ДОУ осуществляется на основе государства и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду и категории ДОУ;

· - органы государственной власти субъектов РФ в пределах собственных средств устанавливают государственные (региональные) нормативы бюджетного финансирования;

· - государственный норматив бюджетного финансирования определяет минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий, на социальные услуги, финансируемые из бюджета, затраты на хозяйственные расходы, кроме коммунальных расходов;

· - государственный норматив бюджетного финансирования применяется при расчете субвенций местным бюджетом и объемов прямого финансирования ДОУ в случае соучредительства;

· - органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также определяя объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги и финансирование содержания и развития материальной базы ДОУ.

· 1.3 Казначейское обслуживание дошкольных учреждений

· Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ) декларирует установление казначейского исполнения бюджетов любого уровня (ст. 215). Поэтому вне зависимости от типа образовательного учреждения (далее - ОУ), уровня предоставляемых им услуг, а также местоположения (городское или сельское), если оно является бюджетным, то его функционирование осуществляется в условиях казначейского сопровождения.

· Образовательное учреждение считается бюджетным учреждением, согласно ст. 6 БК РФ (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ), если финансовое обеспечение выполнения его функций, в т. ч. по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

· В этом случае ОУ выступает бюджетополучателем и осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями БК РФ в казначействе (п. 1 ст. 161).

· Организация исполнения утвержденной бюджетополучателю сметы доходов и расходов осуществляется казначейством через собственный расчетный счет: все средства, которые поступают в пользу ОУ, поступают на расчетный счет конкретного казначейства (единый для всех бюджетополучателей, обслуживающихся в данном казначействе) и выплачиваются с этого расчетного счета.

· Таким образом, функцию оприходования денежных средств и их выплаты по указаниям получателей/распорядителей в интересах государственных органов власти, органов местного самоуправлении выполняет казначейство.

· Именно для более эффективного управления государственными (местными) финансами казначейство должно иметь единый счет, по которому проводятся все операции органов государственного управления (местного самоуправления) и на котором консолидируются все финансовые ресурсы.

· В то же время, ведение единого казначейского счета не означает ограничения финансовой самостоятельности получателей бюджетных ассигнований - ОУ - в вопросах использования этих средств, при условии, что они используются ими в установленном порядке и в соответствии с решениями вышестоящих распорядителей бюджетных ассигнований.

· Основной функцией казначейства является кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы РФ - федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Процедура кассового исполнения бюджета заключается в списании бюджетных средств (например, в пользу контрагентов по договору) непосредственно со счета органа казначейства в пределах выделенных ОУ для оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием финансовых средств (установленных для ОУ лимитов) с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя. При этом учреждение образования, как и любой другой бюджетополучатель, лишается возможности изменить направление финансирования, определенное соответствующим бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований.

· Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством на основании приказа Федерального казначейства от 09.11.2007 № 6н «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н “Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства”».

· При этом согласно ст. 215.1 БК РФ по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, т. е. могут реализовываться региональными казначействами. Кроме того, согласно п. 7 ст. 151 БК РФ муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета создают муниципальные казначейства в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством РФ.

· Таким образом, бюджетному ОУ не избежать казначейского сопровождения собственной деятельности, но необходимо четко знать, кем создан данный орган: органами местного самоуправления, исполнительным органом власти на территории или территориальным органом Федерального казначейства (Казначейства России). В этом случае ОУ становится известна вышестоящая организация, к которой можно апеллировать при возникновении конфликтных ситуаций по обслуживанию ОУ, а также нормативно-правовая база, регламентирующая взаимодействия с органом казначейства.

· С одной стороны, органы казначейства рассматривают в качестве кассиров всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Однако, в первую очередь, казначейство - “кассир государства”, т. к. является не хозяином бюджетных средств, а исполнителем, обеспечивающим их передачу согласно воле главного распорядителя.

· С другой стороны, органы казначейства осуществляют платежи за счет бюджетных средств, выделенных на содержание ОУ от имени и по поручению этих учреждений, и выполняют в этой связи банковскую функцию. Казначейство - это, по сути “бюджетный банк” со специфическими чертами: не работает с денежной наличностью (выполняет расчетное обслуживание, а кассовое - перекладывает на Центральный банк РФ и не имеет кредитных ресурсов (не осуществляет самостоятельно кредитование)).

· Таким образом, казначейство не выделяет бюджетополучателю финансовые средства, поэтому обращаться в органы казначейства с просьбами об увеличении лимитов, дополнительном финансировании и т. п. не только не целесообразно, но и безрезультатно.

· Важной задачей казначейства является жесточайший предварительный и текущий контроль выделения и расходования государственных средств бюджетополучателями.

· Текущий контроль казначейства за осуществлением платежей из бюджета (“санкционированием платежей”) требует от ОУ четкого соблюдения ограничений, установленных законодателем в законе о бюджете (федеральном, региональном, местном) по бюджетным ассигнованиям. Эти ограничения установлены главным распорядителем средств для каждого бюджетного учреждения по объемам финансирования и лимитам бюджетных обязательств.

· Казначейский контроль, предшествующий кассовому расходованию финансовых средств, - эффективный способ обеспечения их целевого использования, т. к. позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное - предотвратить эти нарушения.

· Кроме того, казначейство осуществляет контроль над источниками формирования доходов бюджетополучателей (нет ли сторонних, с точки зрения учредителя, доходов: подлежат зачислению на лицевой счет ОУ лишь те, которые прописаны в генеральном разрешении).

· В результате казначейство формирует информацию обо всех кассовых потоках, проходящих через счета всех бюджетов бюджетной системы РФ, а также обо всех внебюджетных доходах бюджетных учреждений оперативно и ежедневно.

· Для Правительства РФ Федеральное казначейство является основным поставщиком достоверной и оперативной информации как о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов в целом, так и об объемах и структуре финансирования сферы образования в частности. Эта информация позволяет получить более точное представление об экономических последствиях для сферы образования проводимой бюджетной политики и реализации национального проекта развития этой отрасли [31].

· 2. Финансирование дошкольных учреждений

· 2.1 Планирование бюджетных источников финансирования

· Бюджетное финансирование - это финансирование, которое осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории дошкольного образовательного учреждения.

· В основу расчета норматива финансирования детских дошкольных образовательных учреждений (НФД) положены следующие принципы:

· - норматив финансирования ДОУ является составным, и содержит следующие части: норматив финансирования образовательных услуг, реализуемых ДОУ (НФД1), и норматив финансирования услуг по содержанию детей в ДОУ (НФД2);

· - формирование величин НФД производится путем установления нормативных соотношений между фондом оплаты труда (ФОТ) и фондом материального обеспечения (ФМО);

· - включение в расчетные величины НФД прямых текущих расходов, непосредственно влияющих на стоимость обучения и стоимость содержания одного воспитанника в рамках реализации образовательных программ, являющихся минимально необходимыми;

· - расходы, обеспечивающие жизнедеятельность ДОУ, относящиеся и к образованию, и к содержанию воспитанников в ДОУ, включаются в соответствующие нормативы пропорционально установленному соотношению (ФОТ педагогических работников и ФОТ хозяйственного персонала).

· В норматив бюджетного финансирования не включаются: долгосрочные расходы на содержание зданий и сооружений, приобретение дорогостоящего оборудования, мебели, текущий и капитальный ремонты.

· Расходы, не включенные в НФП, финансируются дополнительно.

· Норматив фонда оплаты труда (ФОТ) включает:

· - оплату труда по тарифным ставкам в соответствии со средневзвешенными квалификационными разрядами работников образовательных учреждений по муниципальному образованию, исходя из нормативной численности персонала;

· - надбавки за вредные условия труда и режим работы;

· - оплату труда лиц, замещающих уходящих в отпуск (10% тарифного ФОТ);

· - надтарифную части заработной платы, выполняющей стимулирующую функцию (25% ФОТ);

· - начисления во внебюджетные фонды;

· - компенсационные выплаты на приобретение книгоиздательской продукции.

· Норматив фонда материального обеспечения ФМО формируется исходя из нормативов натурального объема и потребности учреждений и действующих цен на соответствующие услуги и учитывает расходы на:

· - медикаменты и перевязочные материалы;

· - мягкий инвентарь и обмундирование;

· - оплату ГСМ;

· - прочие расходные материалы и предметы снабжения;

· - транспортные расходы;

· - оплату услуг связи;

· - оплату содержания помещений;

· - прочие текущие расходы на закупку материалов и оплату услуг;

· - коммунальные услуги.

· Норматив финансирования реализации образовательных программ ДОУ включает затраты на:

· - стоимость стандартной педагогической услуги (годовой ФОТ педагогического персонала, ФОТ административно-управленческого и ФОТ вспомогательного персонала, согласно установленному соотношению, надтарифный фонд, начисления по единому социальному налогу);

· - компенсационные выплаты на приобретение книгоиздательской продукции;

· - транспортные расходы на командировки и служебные разъезды педагогических работников и административного персонала;

· - расходы на обеспечение образовательного процесса (методическое обеспечение образовательного процесса, игрушки, пособия, культмассовую работу, подписку);

· - хозяйственные расходы (частично);

· - услуги связи (частично);

· - услуги по содержанию зданий, территорий (частично);

· - прочие услуги (мед. осмотры, сан. подготовка, услуги банка, инкассации), частично.

· Расчет стоимости педагогической услуги в ДОУ, реализующих различные образовательные программы, осуществляется на одного обучающегося по стандартным программам, с учетом коэффициента удорожания услуги в связи с законодательно закрепленными различиями (группы коррекции, кратковременного пребывания) и статусом образовательного учреждения.

· Норматив финансирования стоимости педагогической услуги ДОУ определяется исходя из базовых показателей:

· - числа детей в группе (для детей от 1 года до 3 лет ясельные группы - 15 человек, от 3 лет до семи лет садиковые группы - 20 человек);

· - количества часов образовательной программы (по часам пребывания детей в группе в день - 12 часов);

· - уровня ставки по тарифной сетке в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по муниципальному образованию;

· - коэффициента удорожания педагогической услуги.

· Коэффициент удорожания педагогической услуги учитывает:

· - разную стоимость услуги в зависимости от режима обучения;

· - обучение программам дополнительного образования;

· - повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специализированным программам (группы коррекции, логопедические группы).

· В связи с повышением квалификационной категории, стажа работы возможно введение дополнительного коэффициента, повышающего фонд оплаты труда в ДОУ.

· Расходы на материальное обеспечение образовательного процесса (ФМО) рассчитываются на одного воспитанника исходя из экономических нормативов в соответствии со сложившимися расходами, в процентном отношении к общему нормативу ФОТ.

· Норматив финансирования ДОУ (НФД2) на содержание детей в детских образовательных учреждениях включает затраты на:

· - оплату труда хозяйственного персонала;

· - ФОТ административно-управленческого и вспомогательного персонала согласно установленным соотношениям ФОТ;

· - надтарифный фонд оплаты труда;

· - хозяйственные расходы (частично);

· - оплату услуг связи (частично);

· - оплату услуг по содержанию имущества (частично);

· - прочие расходы (услуги банка, инкассации), частично;

· - стоимость используемых материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в ДОУ;

· - коммунальные услуги.

· Норматив фонда материального обеспечения рассчитывается на одного воспитанника исходя из экономических нормативов соответственно сложившимся расходам, в отношении к общему размеру норматива ФОТ [23].

· 2.2 Внебюджетные источники финансирования

· Внебюджетные доходы - это средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации по договорам гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства возмещающие расходы по созданию товарной услуги - образовательной деятельности.

· Такими средствами являются:

· - доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных услуг;

· - добровольные пожертвования и целевые взносы физических (добровольные пожертвования от родителей воспитанников) и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц;

· - доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

· Предоставление платных образовательных услуг образовательными учреждениями, как правило, подпадает под определение предпринимательской деятельности, предусмотренное ст. 2 ГК РФ, а также под понятие "коммерческая деятельность", используемое в Налоговом кодексе РФ.

· Платные услуги - хороший источник привлечения дополнительных средств. В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Кроме образовательных услуг, учреждение может оказывать и другие платные услуги. Иногда выбор платных услуг вызывает затруднения. Чтобы облегчить эту задачу, можно воспользоваться разработанными несколько лет назад Р.Б. Стеркиной и О.Л. Князевой «Рекомендациями по организации работы дошкольных учреждений разных типов в соответствии с Временным положением о дошкольном учреждении в РСФСР». В этих рекомендациях приводится следующий перечень видов услуг, которые может оказывать детский сад:

· «Оздоровительные: закаливание, гигиенические процедуры, использование воздушных и водных процедур, диспансеризация, организация занятий аэробикой, оздоровительным бегом, плавание, занятия физкультурой в зале и на воздухе, подвижные игры, игры с элементами спорта, спортивные праздники и развлечения; лечебное питание, дифференцированное питание в зависимости от возраста, использование вариативного меню, изменение технологии приготовления блюд для отдельных детей, организация вскармливания детей ясельного возраста грудным молоком с участием матери или искусственное вскармливание, организация медицинского патронажа и др.

· Медицинские: массаж, физиотерапия, витаминотерапия, кварцевание, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, долечивание в условиях ДУ после перенесенного заболевания, пролечивание на основании заключения специалиста, пролечивание по группам здоровья: детей, часто болеющих, относящихся ко 2, 3, 4-й группам здоровья (например, нарушение осанки, гипертрофия миндалин, плоскостопие и пр.), стоматологическое обслуживание, профилактика и лечение, в том числе неправильного прикуса, обслуживание врачом или медсестрой ДУ детей на дому, лечебное питание (по рекомендации врача), дифференцированное питание в зависимости от возраста, использование вариативного меню, изменение технологии приготовления блюд для отдельных детей; плавание, двигательные, коррекционные упражнения в воде; диагностика и коррекция дефектов, предупреждение вторичных и последующих дефектов в физическом развитии; коррекция сопутствующих дефектов и недостатков (при нарушении зрения - коррекция речи и движений, при тяжелых нарушениях речи - коррекция координации движений и т.п.), семейная психотерапия и др.

· Развивающие: приобщение детей к лучшим образцам мировой культуры, знакомство с произведениями живописи, скульптуры, музыки, художественной литературы, фольклором, народными промыслами и т.п.; ознакомление со сказками, мифами и легендами как основой истории религии; организации обучения (в том числе коррекционного) на занятиях и в условиях нерегламентированной детской деятельности (ИЗО, лепка, конструирование, музыка, иностранный язык и пр.). Занятия аэробикой, гимнастикой, ритмикой, спортивные игры, обучение плаванию, обучение игре на музыкальных инструментах. Специально организованные формы работы с детьми по их адаптации к условиям школьной жизни (для шестилеток); диагностика и коррекция психического развития, привлечение родителей к совместным наблюдениям за развитием ребенка и его продвижением. Семейная психотерапия.

· Организационные: обучение родителей по уходу за детьми раннего возраста, психолого-педагогическое просвещение родителей, комплектование групп по семейному типу (в том числе объединение детей в группу по родственным связям). Организация питания. Кружки, студии, клубная работа совместно с poдителями по разным видам деятельности с учетом интересов и склонностей детей. Организация детских садов на дому, организация праздников и развлечений; сохранение места в ДУ за ребенком на срок более 75 дней по желанию родителей за дополнительную плату.

· Для непосещающих ДУ детей и их родителей: школа матерей для населения микрорайона, студийная, клубная, кружковая работа по разным видам деятельности, прогулочные группы, мини-школы, классы комплексного развития, группы выходных и праздничных дней, кратковременного пребывания в разное время суток. Диагностика и коррекция физического и психического развития детей в сочетании с консультативной помощью родителям; психолого-педагогическое просвещение родителей, семейная психотерапия».

· В приведенном перечне не каждая услуга может оказываться за плату. В письме МО РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» разъясняется, что услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения и направленные на совершенствование образовательного процесса, не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается. Например, коррекция речевых недостатков в логопедической группе не может проводиться как платная дополнительная услуга, поскольку это основная деятельность специализированного детского сада, напротив, в обычном детском саду такую услугу можно отнести к дополнительным. Нельзя взимать плату с родителей за снижение наполняемости групп, комплектование групп по семейному типу.

· В указанном выше документе приведен порядок действий руководителя при организации платных услуг. Итак, «... необходимо:

· а) изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;

· б) создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся;

· в) указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их представления;

· г) получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов обучающихся, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;

· д) заключить договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг, предусмотрев в нем: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия.

· Оплата за предоставляемые платные дополнительные образовательные услуги должна производиться только через учреждения банков;

· е) на основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы и штаты;

· ж) заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных образовательных услуг».

· Иная приносящая доход деятельность - это деятельность, которая не обладает совокупностью юридически значимых признаков предпринимательской деятельности. Нередко под иной деятельностью понимается также получение "пассивных" доходов, например: от сдачи в аренду помещений, пожертвований граждан и организаций, дивидендов от участия в коммерческих организациях, процентов по ценным бумагам и остаткам банковских счетов и т. п.

· Как правило, такая "иная приносящая доход деятельность" не связана технологически с основной деятельностью и направлена исключительно на получение дополнительного финансирования. Получение доходов от такой деятельности допускается только в случаях, специально предусмотренных законом.

· Дополнительный доход может быть получен также в связи с выплатой неустойки (штрафа, пени) контрагентом учреждения по договору. Налоговое законодательство, как правило, относит подобного рода доходы к "внереализационным доходам" и отличает их от доходов, полученных от предпринимательской (коммерческой) деятельности, которые в части превышения расходов считаются прибылью учреждения.

· Представляется, что "пассивные" доходы, для получения которых не требуется активных или систематических действий со стороны учреждения, следует перечислять в его правовых документах в дополнение к указанию на доходы от приносящей доход деятельности.

· Учреждение может получать доходы, не обусловленные и не связанные с его деятельностью: от аренды имущества, в виде целевых пожертвований, грантов, наследства по завещанию и (за исключением казенных учреждений) в виде дивидендов по акциям, прибыли от участия в коммерческих организациях, банковских процентов [11].

  • 1 Как финансируется деятельность ДОУ?
  • Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.
  • Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности[1], система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:
  • 1. За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.
  • Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.
  • 2. Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.
  • 3. Родители оплачивают социальные услуги[2] (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.
  • Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.
  • 4. Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.
  • 5. Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.[3]
  • Итак, механизм финансирования ДОУ предусматривает:
  • · деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;
  • · финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;
  • · органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий;
  • · норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;
  • · органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги, финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ;
  • · за счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;
  • · родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта;
  • · расходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;
  • · финансирование ДОУ планируется и организуется на нормативной основе.
  • Вводимый механизм отвечает следующим требованиям:
  • · прозрачность финансовых потоков;
  • · целевой характер финансирования финансируются не затраты учреждения как элемента сети, а образовательная услуга;
  • · нормативный способ планирования и исполнения бюджета;
  • · обоснованная дифференцированная оплата родителями услуг ДОУ, как один из элементов повышения доступности;
  • · возможность контроля целевого прохождения и использования средств;
  • · финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ.
  • 2 Составить смету для Д/с пред. школьного образование
  • Необходимо решить вопрос с помещением для детского сада. Его можно взять в аренду и оно должно соответствовать определенным параметрам.. Особое внимание такому помещению уделяют представители СЭС (санитарно-эпидемиологической службы). Подходящее помещение -- это шесть квадратных метров площади на ребенка, отдельные комнаты для игр и сна, спортивно-оздоровительный комплекс, медицинский кабинет, пожарная сигнализация, специальная мебель и оборудование.
  • Нужно набрать адекватных воспитателей и думать о том, как их научить работать в соответствии с выбранной образовательной программой или концепцией.
  • Помещение можно его купить или взять в аренду. Так, например, для трех-группового сада необходимо помещение 400- 500 кв. метров. В разных регионах России - самые разные цены. Общее для всех одно - это должен быть обязательно нежилой фонд. Если брать помещение в аренду у собственников города - то цена за эту площадь может варьироваться от 5000 руб до 90000 руб в месяц. При этом коммунальные услуги составят не менее 30000 руб в месяц (для некоммерческих организаций используются те же тарифы что и для всех прочих организаций). Коммерческая аренда (включая коммунальные услуги) будет стоить порядка 120000 руб.
  • Итого: от 35000 до 120000 руб.
  • Получение лицензии на открытие такого учебного заведения - затратная и очень хлопотная процедура.
  • Оценим затраты на эту процедуру:
  • · плата собственно за саму лицензию (она не столь и велика и составит от 1000 до 2500 руб);
  • · оплата услуг, сопутствующих лицензированию: заключение СЭС (чтобы его получить необходимо иметь отремонтированное помещение и полностью сформированную материально техническую базу детского сада и выполнить ряд исследований по назначению СЭС по списку из серии: замеры освещенности, замеры радиации, анализ воды из кранов детского сада и т.п. что обойдется в районе 15000 руб.); заключение Противопожарной службы (выдается бесплатно, но при условии всех выполненных противопожарных требований включая: пожарную сигнализацию - для помещения в 400- 500 метров - 150000 руб, договор на обслуживание пожарной сигнализации - 1500 руб в месяц, оснащение его огнетушителями - 5000 руб).
  • Итого: около 170000 руб.
  • Ремонт помещений детского сада .
  • Это самая основная затратная статья для открытия детского сада. Возможно удастся обойтись небольшим косметическим ремонтом, но скорее всего придется и двери менять, и стенки передвигать. Такой ремонт может потянуть 200000 - 1500000 руб.
  • Оснащение детского сада должно соответствовать требованиям Санитарных Норм и Правил для дошкольных учреждений и образовательной программе.
  • В детском саду для детей должны быть оборудованы места:
  • · для развивающих занятий и свободных игр (игрушки, канцелярия, методические пособия, детская мебель и оборудование);
  • · для музыкальных занятий и двигательной активности (рабочее место с музыкальным инструментом для педагога, детские музыкальные инструменты, игрушки и оборудование для физических занятий и подвижных игр);
  • · для сна (кровати, постельное белье не менее чем 2 комплекта на ребенка), для хранения верхней и сменной одежды (индивидуальные шкафчики, детские диванчики), для приема пищи (посуда, приборы, мебель);
  • · для санитарно-гигиенических процедур (горшки и/или детские унитазы, полотенца, хозяйственные принадлежности).
  • Кроме того, в саду должны быть оборудованы рабочие места с целью сопровождения детей:
  • · пищеблок (посуда для приготовления пищи, бытовая техника или профессиональное оборудование, мебель, спецодежда и пр.);
  • · медицинский кабинет (мебель, специальная мебель и мед. оборудование, медикаменты и приборы, холодильник, спецодежда и пр.);
  • · прачечная (стиральная машина, гладильная доска, утюг, спецодежда); кабинет администрации (мебель, оргтехника, канцелярия ит.п.).
  • Итого: минимальный уровень оснащения детского сада потребует на первом этапе сумму от 750000 руб.
  • Штатное расписание персонала, его квалификация, опыт работы, возможность совмещения основной деятельности и различных функциональных обязанностей других должностей - все это существенно влияет на формирование политики подбора и обучения персонала. В смету расходов детского сада необходимо заложить суммы заработной платы, премиального фонда, налога на заработную плату, компенсации на книгоприобретение для педагогических работников.
  • Итого: для нормального функционирования трех-группового детского сада эта сумма составит порядка 350000 руб в месяц.
  • Для того, чтобы найти клиента необходимо провести ряд мероприятий по продвижению услуг детского сада. Это будут маркетинговые, рекламные и ПР-акции. Одной из таких площадок для детского сада должен стать сайт. Его разработка, хостинг и прочие выплаты по поддержке и продвижению сайта составят от 3000 до 30000 руб. Сумма ежемесячных затрат на продвижение организации составит не менее 10000 руб в месяц.
  • Итого: до 40000 руб.
  • Самое главное, что родительская оплата будет поступать только с набором групп, а некоторые платежи придется платить задолго до начала работы детского сада.
  • Итак, для открытия детского сада в арендованном помещении площадью 400- 500 кв. м . понадобятся средства в размере около 1 млн. руб. Окупить вложения при полной загрузке детского сада можно в течение 1 года. Идеальная ежемесячная смета доходов и расходов на 45 человек обучающихся с оплатой в течение 9 месяцев по 20000 руб. будет выглядеть
 
Статьи ВСЕГО руб. %  
ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ      
Оплата за образовательные, оздоровительные услуги и питание  
ИТОГО:  
РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ руб %  
Фонд оплаты труда (ФОТ), премиальный фонд, компенсация на книгоприобретение и начисления на заработную плату  
Аренда и коммунальные услуги  
Материально-техническая база  
Реклама, маркетинг, ПР  
Резерв на летний период (зарплата, отпускные, аренда и коммунальные услуги)  
Питание  
Медицинское обслуживание и медикаменты  
Резерв на перерасчеты по болезни  
Прочие расходы  
ИТОГО:  
       
  • При организации одно- или двух-группового сада затраты на аренду и персонал и некоторые другие затраты, конечно, будут ниже, но остальные расходы скорее всего не удастся существенно сократить. Поэтому детский сад площадью 400- 500 кв. метров для 3 групп - это самый оптимальный вариант рентабельного детского сада.
  • Как можно оптимизировать работу детского сада с точки зрения финансов? Нужно предлагать родителям гибкие программы пребывания с различными условиями оплаты, вводить группы выходного дня, предлагать дополнительные платные услуги для детей не посещающих детский сад (прием специалистов, кружки, секции, студии и т.п.), вести консультационную работу с родителями, организовывать досуговые мероприятия как для детей, так и взрослых. [4]

 

· В 2014 году в Краснодарском крае планируют открыть 14 новых детских садов

Об этом по итогам селекторного совещания о модернизации системы дошкольного образования в регионах, которое провел премьер-министр РФ, в интервью журналистам сообщил Александр Ткачев.
– Для нас, конечно, это вопрос приоритетный, – отметил Александр Ткачев. – У нас один из самых высоких уровней рождаемости в стране. В следующем году будет открыто 14 новых детских садов. А до 2016 года нам предстоит огромная работа – ввести 32 тысячи мест. На это нам потребуется 17 миллиардов рублей.
Из них порядка 7 миллиардов муниципалитетам выделит краевой бюджет. Губернатор отметил, что в первую очередь будут строиться новые учреждения. Также в планах – возведение пристроек к уже существующим детским садам.
Еще один эффективный механизм – выкуп новых дошкольных учреждений, построенных инвесторами. Только в текущем году строится 10 зданий на 1116 мест, которые впоследствии приобретет край. Их готовность составляет от 70 до 100%.
– У меня нет сомнений, что в 2016 году мы на 100% закроем очередь в детские сады по всей территории края, – сказал губернатор. – Более того, для нас приоритетом является и заработная плата наших дошкольных педагогов.
Выполняя поручение президента, с 1 сентября в крае повысили зарплату воспитателям. Сегодня она соответствует среднеэкономическому уровню по региону и составляет порядка 20 тысяч рублей.
– Далеко не все субъекты России имеют такой объем. По крайней мере, у наших соседей в Ставрополье, Ростове, зарплата на 3-4 тысячи меньше. Мы и дальше будем увеличивать оплату труда педагогов, – подчеркнул Александр Ткачев.
2018 год для 6 миллионов работников бюджетной сферы запомнится не только чемпионатом мира по футболу и президентскими выборами. К этому году на повышение их зарплат правительством будет выделено более 4,5 миллиардов рублей. Впрочем, по сообщению министерства труда и социальной защиты, озвученная сумма носит оценочный характер. После консультаций с субъектами РФ она, возможно, будет увеличена. Названная дата вовсе не означает, что повышения зарплат бюджетников не предвидится до 2018 года. Уже в 2014 -2015 году на повышение зарплат будет потрачено почти 200 миллиардов рублей из федерального бюджета и более 900 миллиардов из субъектов РФ.