За период 2010-2012 г.

Доля общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться столовыми со всеми перечисленными требованиями.

Доля обучающихся, которым созданы современные условия для занятий физической культурой, в том числе обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками

Доля обучающихся, которые имеют возможность пользоваться современной библиотекой (в общей численности обучающихся);

Доля обучающихся по ФГОС, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с ФГОС (в общей численности обучающихся по ФГОС);

Ответственность руководителя образовательного учреждения.

Материальная ответственность в образовательных учреждениях.

Нормы износа по видам основных производственных фондов.

Лекция № 3 (2ч.)

Причины задержки роста у детей

Эндокринные нарушения и аномалии ЦНС Гипофизарная, гипоталамическая, тиреогенная карликовость, сахарный диабет, гиперплазия тимуса, иммунная недостаточность, врожденный токсоплазмоз, гемолитическая болезнь, эпилепсия
Наследственные болезни Ахондродисплазия, синдром Шерешевского-Тернера и другие
Хронические соматические заболевания Врожденные пороки сердца, хроническая почечная недостаточность, хронические заболевания ЖКТ с синдромом нарушенного кишечного всасывания, бронхиальная астма, туберкулез и другие
Нарушения обмена веществ Муковисцидоз, целиакия, фенилкетонурия, галактоземия, мукополисахаридоз и другие
Наследственно-конституциональная задержка роста  
Хроническая экзогенная интоксикация Хронические отравления свинцом, фтором, висмутом, фосфором и др.
Количественная недостаточность или качественная неполноценность питания Белково-калорийная недостаточность, рахит, гиповитаминозы и микроэлементозы, эндемический зоб
Социально-бытовые условия Психосоциальная низкорослость

 

Тема: «Актуальные проблемы формирования материально- технической базы образования».

План:

1.Понятие «материально – техническая база образования».

1.Понятие «материально – техническая база образования».

Очевидно, что совершенствование учебного процесса, повыше­ние эффективности подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях образования находятся в прямей зависимости от уровня развития их материально-технической базы, её соответствия требованиям современной рыночной экономики.

Последние годы ознаменовались не только сокращением сметных ассигнований (особенно в сопоставимых ценах) на нуж­ды образования, но и систематическим недофинансированием образовательных учреждений. Естественно, что в условиях, когда систематически и на длительное время задерживалась выпла­та заработной платы учителям школ и преподавателям учрежде­ний профессионального образования, когда не выплачивалась стипендия учащимся, не выделялись средства на их питание средства на поддержание, а тем более на развитие материальное базы выделялись в последнюю очередь и не в полном объёме. За­тем они и вовсе перестали планироваться в сметах образовательных учреждений. Часто не выполнялись планы капитального и текущего ремонта учреждений, практически прекращено строи­тельство новых объектов.

Материально-техническая база — совокупность матери­альных элементов, необходимых для функционирования и раз­вития образовательного учреждения и системы образования и целом. К ней относятся все закреплённые за образовательными учреждениями материально-вещественные средства, предназна­ченные для учебной деятельности, для обеспечения условии тру­да и быта учащихся и преподавателей.

Все материальные ресурсы учреждения имеют натуральную и стоимостную формы выражения, а в зависимости от особенностей функционирования их подразделяют на две группы:

Основные и оборотные, проводя границу но способу переноса их совместимости на создаваемые образовательные услуги — основной Продукт образовательных учреждений.

Основные фонды занимают главное место в структуре материально-технической базы. Они долговременно обслуживают воспитательный и учебно-производственный процессы перенося свою стоимость по частям, по мере износа, на производимый продукт. В их число входят здания, где непосредственно учебный процесс, здания вспомогательных служб, производственного ценного назначения; учебное и производственное оборудования, транспортные средства, библиотечный фонд и т.д.

Учёт основных фондов производится в натуральной и де­нежной формах.

Учёт с помощью натуральных показателей осуществляется отдельно для каждой группы основных фондов. Учёт в денежно! форме проводится для определения общей величины основных фондов, их динамики, структуры, расчёта износа, экономической эффективности капитальных вложений.

Единица учёта основных средств — инвентарный объект которым является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определённых самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочленённых предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для определённой работы.

Комплекс конструктивно-сочленённых предметов — эта один или несколько предметов одного или разного назначения имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. При наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих раз­личные сроки использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Основные средства в образовательных учреждениях отражаются в бухгалтерском учёте по первоначальной стоимости включающей фактические расходы на их приобретение, сооружение и изготовление, включая налог на добавленную стои­мость. По объектам, построенным или приобретённым за счёт средств от предпринимательской деятельности, налог на добав­ленную стоимость подлежит зачёту или возмещению на общих основаниях.

Книги, учебники и другие издания, включённые в фонд библиотек, учитываются по номинальной цене, включая стои­мость их первоначального переплёта. Расходы на ремонт и peставрацию книг, в том числе и вторичный переплёт, на увели­чение стоимости книг не относятся и списываются па соответствующие статьи расходов по смете доходов и расходов учреж­дения.

Немаловажно материально-техническое оснащение образовательного процесса на всех этапах образования. По данным анализа, проведенного в 2010 году, материально-техническая база образовательных учреждений России на 70–80% морально и физически изношена, поскольку учебное оборудование закупалось в большинстве случаев около 20 лет назад и во многом не отвечает современным требованиям. Материально-техническое обеспечение около 84% российских образовательных учреждений находится в критическом состоянии, а ведь развитая материально-техническая база дает возможность организовать дополнительные образовательные услуги, учебно-производственную деятельность, проводить культурные, спортивно-оздоровительные мероприятия и т.д.

Задача оснащения учебных заведений и пути ее решения
В условиях перехода образовательных учреждений на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность перед руководителями органов управления образованием и образовательных учреждений стоит нелегкая задача: как при постоянной нехватке бюджетных средств, выделяемых на оснащение учебных заведений, обеспечить выполнение современных требований, предъявляемых к учебному процессу.

Пути решения
Рациональное и эффективное использование бюджетных средств путем грамотного планирования, принятия оптимального решения на основе обоснованных критериев выбора и получения максимального результата при минимальных вложениях.
Привлечение внебюджетных средств, используя новые экономические возможности, открывающиеся перед образовательным учреждением в современных условиях рыночных отношений.
Развитая материально-техническая база дает возможность организовать дополнительные образовательные услуги, учебно-производственную деятельность, проводить культурные, спортивно-оздоровительные мероприятия и т.д.

Поэтапное планирование развития материально-технической базы
Основные этапы работы по планированию оснащения образовательного учреждения:
1. Проведение анализа материально-технической базы учреждения и выявление потребностей в приобретении учебного оборудования в соответствии с профилем, спецификой и учебными программами, реализуемыми конкретным образовательным учреждением.
2. Изучение нормативных документов:

ГОСТы и нормативы для образовательных учреждений;
типовые перечни учебного оборудования и наглядных пособий для каждого типа образовательных учреждений;
санитарно-гигиенические нормы, правила техники безопасности;
рекомендации по оснащению различных видов помещений и т.п.

3. Изучение возможностей и предложений рынка учебного оборудования, мебели, технических средств обучения, спортинвентаря, технологического оборудования и т.д.
4. Определение планируемых объемов бюджетного финансирования и возможностей по привлечению внебюджетных средств.
5. Составление плана развития материально-технического оснащения образовательного учреждения на основе государственно ориентированных подходов на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Особенности муниципальных и региональных программ развития
Отметим, что подходы и технология планирования развития материально-технической базы для руководителей любого уровня образования, в т.ч. муниципального и регионального, аналогичны.
Однако если идет работа по планированию муниципальных и региональных программ в части материально-технического обеспечения, то на этом уровне следует начинать с выработки приоритетов развития, стратегии и тактики по модернизации материально-технической базы. При этом возникает необходимость обязательного согласования программ развития материально-технической базы муниципального уровня с соответствующими программами образовательных учреждений и соответственно – региональных с муниципальными.

Создание единого информационного поля
Для успешной работы в этом направлении и принятия оптимальных решений необходимо иметь полную и достоверную информацию по решаемой проблеме. Это в значительной мере позволит избежать таких негативных явлений, как посредничество, неоправданное завышение цен, поставка некачественной продукции, нарушение договорных обязательств. Такой информации катастрофически не хватает.
Решить проблему оснащения образовательных учреждений невозможно без: создания единого информационного поля по вопросам развития и совершенствования материально-технической базы системы образования; предоставления информации о новых современных подходах к этой проблеме.
В настоящее время Министерством образования РФ уделяется большое внимание модернизации материально-технической базы системы образования. Выделяются немалые бюджетные средства из Федеральной программы развития образования на разработку нового современного учебного оборудования, на создание федеральных экспериментальных площадок, на материально-техническое обеспечение подведомственных образовательных учреждений. Министерством образования РФ совместно с его головной организацией – Российским научно-производственным объединением “Росучприбор” разработаны современные требования к учебному оборудованию и Перечни учебного оборудования по всем дисциплинам общего среднего образования.

Формирование индустрии образования
В последние годы идет активный процесс формирования российского рынка учебного оборудования и мебели, развития промышленных предприятий – производителей учебной продукции, объединенных вошедшим в обиход термином “индустрия образования”.
С целью обеспечения качества выпускаемой учебной продукции, проведения независимой экспертизы и присвоения рекомендательного грифа Минобразования РФ создан Федеральный экспертный совет по учебной технике, лабораторному оборудованию и электронным развивающим средствам.

Социальное партнерство
Принимая во внимание вышеизложенное, становится очевидным, что вопросы развития системы материально-технического обеспечения российского образования можно решить лишь за счет объединения усилий и возможностей, а также организации эффективного сотрудничества между государственными, общественными и бизнес-структурами общества. Сфера материально-технического обеспечения является именно той областью, в которой без взаимодействия между заинтересованными участниками – субъектами рынка образования, без организации социального партнерства не обойтись.
Разработка проектов социально-экономического партнерства в сфере материально-технического обеспечения и опыт практической работы по реализации такого типа проектов проводятся Министерством образования, региональными органами управления образованием, Некоммерческим фондом поддержки образования и обеспечивающей его промышленности “Единство”, РНПО “Росучприбор” и другими заинтересованными организациями.

Рынок учебной продукции
В своей работе руководители образовательных учреждений должны использовать рекомендованные специалистами критерии оценки и выбора качественной продукции, а не броские рекламные предложения, а также информацию о тенденциях в проектировании оснащения образовательных учреждений у нас в стране и за рубежом.
Также нужно владеть информацией о новых разработках в области учебной техники, обеспечивающих использование новых методик обучения.
Помогут руководителям и практический опыт реализации региональных и муниципальных программ по развитию материально-технической базы, а также примеры оснащения лучших образовательных учреждений России и федеральных экспериментальных площадок.

Содержание работы по модернизации материально-технической базы
Работа по оснащению образовательных учреждений включает:

Ø компьютеризацию образовательных учреждений и внедрение информационных технологий;

Ø рекомендации по обеспечению сельских школ;

Ø оснащение дошкольных образовательных учреждений с учетом специфики этих учреждений и необходимости организации работ по преемственности детский сад – школа, создания предметно-развивающей среды с использованием современных обучающих технологий и дидактических материалов;

Ø оснащение образовательных учреждений в системе специального образования: детские дома, интернаты, медико-психолого-социальные центры, а также специализированные учреждения по категории обучающихся (слабовидящие, слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата), опыту создания системы российских лекотек и т.д.;
обеспечение развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, а также внедрение здоровьесберегающих технологий;

Ø научную организацию труда преподавателей и руководителей образовательных учреждений, новые разработки, позволяющие сделать труд учителя и учебный процесс более эффективными;

Ø инновационные подходы в сфере развития начального профессионального образования, в т.ч. опыт создания центров современных профессий и технологий, знакомство с современным специализированным учебным оборудованием (лаборатории: бытовой и компьютеризированной техники, “Мехатроника”, автомобильной техники и т.д.).

В современных условиях система образования может соответствовать требованиям времени только при условии полной реконструкции содержания образовательных программ, появления новых требований и стандартов, ориентированных на формирование инициативной, креативной личности, создания условий для реализации творческой активности у молодежи (в том числе технического творчества), расширения объемов и содержания внеурочной деятельности, использования нестандартных систем оценивания достижений обучающихся.

Федеральным законом от 1 декабря2007 г. №309-ФЗ в Российской Федерации были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего (полного) общего образования второго поколения (далее – ФГОС). В законе утверждено, что стандарты будут вводиться в действие поэтапно по ступеням общего образования. Обязательное введение ФГОС во всех образовательных учреждениях Российской Федерации на ступени начального общего образования было проведено в2012 г., на ступени основного общего образования – планируется с 2015 года, на ступени среднего (полного) общего образования будет осуществляться с 2020 года [2, с. 15].

Среди прочих вопросов внедрение новых образовательных стандартов требует оперативного рассмотрения развития материально-технического обеспечения учебного процесса как основы для сложнейшей перестройки образовательной системы.

Современные требования к условиям предоставления образования предусматривают оснащение учебных заведений современным учебным и учебно-наглядным оборудованием, необходимых как для проведения образовательного процесса, так и развития одаренности, профессиональных наклонностей молодых людей.

Введение государственных стандартов нового поколения в образовательную практику предусматривает современную материально-техническую базу, к которой предъявляются следующие требования:

- обеспеченность учебниками и учебно-наглядным оборудованием;

- наличие в образовательном учреждении собственных компьютерных классов с постоянно обновляющимся программным обеспечением;

- наличие кабинета физики с подводкой низковольтного электропитания к партам учащихся;

- наличие кабинета химии с вытяжкой и подводкой воды к партам учащихся и лаборантской;

- наличие столовой или зала для приёма пищи;

- наличие безопасного и пригодного для проведения уроков физической культуры спортивного зала с оборудованными раздевалками, действующими душевыми комнатами и туалетами;

- наличие у учреждения оборудованной территории для реализации раздела «Лёгкая атлетика» и ряд других требований

Однако, как показывают данные официальной статистики, в настоящее время субъекты РФ имеют существенные отличия в уровне материально-технического оснащения учебных заведений. Вследствие этого степень удовлетворения запросов граждан на образование оказывается в прямой зависимости от места их проживания, закладывается основа для воспроизводства социально-экономического неравенства регионов, поскольку уровень образования населения в значительной степени определяет инвестиционную привлекательность и возможности эффективного экономического роста территорий

Для оценки развития материально-технической базы образования авторами было выделено 5 показателей:

3. Доля образовательных учреждений, имеющих широкополосный Интернет (не менее 2 Мб/с).

На основе значений показателей, фактически достигнутых регионами РФ, методом многомерного сравнительного анализа рассчитывался сводный индекс материально-технического развития образования за период 2010-2012 г.

Проведенные расчеты позволили проследить динамику индекса за указанный промежуток времени. Для упрощения анализа регионы РФ были ранжированы по темпам роста (снижения) уровня материально-технического оснащения образования и объединены в пять групп:

1. Регионы с крайне высокими темпами роста (более 291%) – 12 регионов;

2. Регионы с высокими темпами роста (от 107 до 291%) – 43 региона;

3. Регионы с умеренными темпами роста (102%) – 1 регион;

4. Регионы с низкими темпами роста (от 70 до 96%) – 15 регионов;

5. Регионы с крайне низкими темпами роста (менее 70%) – 12 регионов.

Анализ расчетов показал, что регионы РФ в значительной степени дифференцированы по динамике развития материально-технического оснащения образовательного процесса (таблица). Так разница между максимальным значением роста индексов (Вологодская область – 1020%) и минимальным (Омская область – 23%) достигает 44 раза.

Матрица сравнения субъектов РФ по темпам и уровню развития материально-технической базы образования

Темпы

 

 

Уровень
Крайне высокие (более 291%) Высокие (от 107 до 291%) Умеренные (102%) Низкие (от 70 до 96%) Крайне низкие (менее 70%)
Высокий (более 0,57) Вологодская область (в 10,2 раза) Магаданская область (309%) Республика Коми (267%) Белгородская область (187%) Еврейская АО (117%) Ленинградская область (115%) - Калининградская область (96%) г. Москва (82%)   Краснодарский край (52%) Ямало-Ненецкий АО (52%) Тюменская область (42%) Ивановская область (23%) Омская область (23%)
Выше среднего (от 0,52 до 0,57) Ставропольский край (731%) Астраханская область (172%) Ярославская область (153%) Самарская область (134%) Тамбовская область (131%) - Свердловская область (81%) г. Санкт-Петербург (80%) Владимирская область (79%) Пензенская область (77%) Новгородская область (72%) Кабардино-Балкарская Республика (71%) Республика Северная Осетия-Алания (66%)
Средний (от 0,44 до 0,51) Чукотский АО (395%) Сахалинская область (364%) Республика Мордовия (311%) Республика Марий-Эл (301%) Амурская область (279%) Костромская область (267%) Рязанская область (263%) Кемеровская область (244%) Оренбургская область (184%) Томская область (171%) Калужская область (157%) Чувашская Республика (153%) Забайкальский край (151%) Челябинская область (146%) Красноярский край (144%) Ульяновская область (135%) Волгоградская область (125%) Тульская область (118%) Мурманская область (111%) Новосибирская область (107%) - Ханты-Мансийский АО (91%) Саратовская область (86%) Республика Саха (Якутия) (78%) Нижегородская область (73%) Республика Хакасия (70%) Ростовская область (62%) Воронежская область (46%) Республика Адыгея (36%) Республика Бурятия (34%) Алтайский край (27%)
Ниже среднего (от 0,38 до 0,43) Кировская область (426%) Камчатский край (253%) Смоленская область (227%) Пермский край (207%) Хабаровский край (201%) Курганская область (189%) Республика Тыва (178%) Республика Калмыкия (173%) Архангельская область (148%) Московская область (144%) Тверская область (140%) Липецкая область (108%) Псковская область (102%) Республика Татарстан (92%) Республика Карелия (81%) Орловская область (67%)
Низкий (менее 0,38) Республика Ингушетия (385%) Чеченская Республика (362%) Приморский край (350%) Республика Дагестан (293%) Республика Алтай (291%) Карачаево-Черкесская Республика (232%) Иркутская область (225%) Удмуртская Республика (219%) Ненецкий АО (185%) Республика Башкортостан (166%) Курская область (133%) Брянская область (123%) - - -

В субъектах РФ, занимающих верхние позиции в группе регионов с высокими темпами развития (Вологодская, Ставропольская области), весьма высок рост уровня обеспеченности обучающихся учебным оборудованием для практических работ в соответствии с новым ФГОС НОО (с 18 до 94% за период 2010 по2012 г.).

Высокие темпы роста индексов развития материально-технической базы образования за период 2010-2012 г. в Вологодской области как региона-«лидера» обусловлены, главным образом, низкими стартовыми позициями региона. Так, в2010 г. удельный вес численности обучающихся, которым созданы современные условия для занятий физической культурой составлял 10%, а доля школ, имеющих широкополосный интернет – 7%. Это обстоятельство не позволило области в2012 г. достичь среднероссийского уровня по большинству показателей [1].

Достигнутый Вологодской областью в2012 г. удельный вес обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современным учебным оборудованием для практических работ, выше среднего по России значения (на 24%) и крайне близок к уровню региона-«лидера» (Тюменской области) [1]. Однако все остальные индикаторы эффективности в этой сфере ниже среднероссийских показателей.

Необходимо отметить, что в ряде муниципальных территорий Вологодской области в настоящее время сложилась критическая ситуация. Это в частности касается образовательных систем Кичменгско-Городецкого и Кадуйского районов, которые отличаются самыми низкими темпами роста уровня материального оснащения школ. Уровень обеспечения образовательных учреждений современными библиотеками и широкополосным интернетом на этих территориях близок к 0%. За период 2010-2012 г. уровень обеспеченности современно оборудованными столовыми в Кадуйском районе снизился наполовину, чему способствовало сокращение сельских школ в ходе оптимизации общего образования [1].

Особенно острой проблемой для Вологодской области является низкая скорость сети Интернет в школах региона. Если в2012 г. широкополосным интернетом были обеспечены 14% городских школ, что более чем в 2 раза больше среднерегионального уровня, то в сельских районах возможностями глобальной сети могли воспользоваться только 4% учебных заведений. Таким образом, интернет-соединение, работающее в школах 12 районов (Вашкинского, Верховажского, Вологодского, Вытегорского, Кадуйского, Кичменгско-Городецкого, Междуреченского, Сокольского, Сямженского, Тотемского, Усть-Кубинского, Устюженского), не соответствует требованиям новых образовательных стандартов [1].

Необходимо отметить, что в наиболее отстающих регионах – Ивановской и Омской областях недостаточно высокими являются показатели оснащения современным оборудованием столовых учебных заведений и широкополосным интернетом. Группа регионов, имеющих высокие темпы и уровень развития материально-технического оснащения образовательных систем, численно превосходит группу территорий с противоположными характеристиками (в 2,7 раза; таблица).

В условиях территориальной дифференциации территорий по уровню материально-технического обеспечения сферы образования органы власти и управления в части формирования социально-экономической политики должны опираться на данные мониторинговых исследований и активно использовать их в своей деятельности. Целесообразно также укрепление институциональных основ образовательной политики за счет сотрудничества с регионами, имеющими высокий уровень развития сферы образования и, в частности, её инфраструктуры. Однако современная практика государственного управления свидетельствует о том, что подобные меры представителями власти используются далеко не всегда.

Строительство и ремонт образовательных учреждений

По темпам строительства лидируют крупные регионы (Республика Дагестан, Республика Саха (Якутия), Москва и Московская область, Республика Татарстан, Чеченская Республика), где в 2010 году построено и введено в эксплуатацию 8-10 школ. В то же время 28 субъектов РФ (33,7%) отчитались о том, что в 2010 году на территории региона не было построено ни одной новой школы, а в 19 субъектах РФ (23,9%) была построена только одна. Всего по данным, предоставленным субъектами РФ для электронного мониторинга, было построено 167 новых школ.

Однако данные по капитальному ремонту образовательных учреждений показывают, что только в 12 субъектах РФ (14,5%) не велись подобные работы. В 20 субъектах РФ (24,1%) было отремонтировано более 60 образовательных учреждений в каждом, а в Пермском крае, занимающем по результатам рейтинга по этому параметру лидирующую позицию, были отремонтированы 807 школ (затем следует Саратовская область – 557 школ, Краснодарский край – 460 школ, и Волгоградская область – 373 школы). Всего было отремонтировано 5226 школ.

Создание материально-технических условий для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание условий для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья было заявлено как приоритетное во многих докладах субъектов РФ. Финансирование, выделенное в рамках федеральных и региональных целевых программ позволило создать центры дистанционного обучения детей-инвалидов, провести медицинское обследование детей, обновить базы данных, провести обучение специалистов и родителей детей-инвалидов, оснастить семьи оборудованием, необходимым для включения в дистанционное образование. Данные мониторинга показывают, что среднее значение доли детей-инвалидов, получающих образование на дому с использованием дистанционных технологий (от общего числа детей, которым это показано) составляет по Российской Федерации 34,9%. В 26 субъектах РФ это значение превысило 50% барьер, и в 3 субъектах РФ было отмечено превышение значения в 90% (Республика Марий Эл и Чукотский автономный округ – 100%, Томская область – 94,1%). В среднем рост количества детей-инвалидов, включаемых в систему дистанционного обучения, отмечается каждые полгода, и судя по темпам прироста, указанным в региональных докладах, это направление развития системы образования начинает набирать силу.

Обеспечение доступа в Интернет и создание материально-технической базы для внедрения цифровых технологий в образовательный процесс

Решение задач профилизации обучения на старшей ступени, распространения инновационного опыта, включения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в систему образования тесно связаны с обеспечением свободного доступа в Интернет. В большинстве школ Российской Федерации обеспечен доступ со скоростью 128 Кб/с, однако этого недостаточно для развертывания современных форм обучения. По данным мониторинга среднее значение доли школ, в которых хотя бы один компьютер подключен к широкополосному интернету со скоростью не менее 2Мб/с составляет 11,1%. Максимальный уровень доступа обеспечен в Москве и Санкт-Петербурге (87,85% и 87,38%, соответственно). Только 8 субъектов РФ преодолели 20% барьер.

Однако приоритетность данного направления не вызывает сомнений, и в региональные и муниципальные бюджеты закладываются средства для улучшения актуальной ситуации. В большинстве субъектов РФ используется стратегия первоочередного оснащения "ресурсных центров", что позволяет равномерно распределить зоны доступа в Интернет на различных территориях и подготовить к подключению другие образовательные учреждения территории.