Лекция № 1. Образование в современной школе. Основные направления модернизации образования в России

Важно: Основой формирования производственных структур предприятия является производственный процесс изготовления изделия

Понятия и принципы формирования производственных структур

Технологический процесс

Совокупность операций, приемов, их последовательность и

условия проведения называются ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ.

Документ в котором дано описание технологического процесса называется технологический регламент

-Технологическая карта

-Технологическая пропись

Разделы технологического регламента

-Общая характеристика производства

-Характеристика производимой продукции

-Характеристика исходного сырья, материалов и полупродуктов

-Описание технологического процесса

-Материальный баланс

-Контроль производства

-Возможные неполадки в работе и способы их ликвидации

-Охрана окружающей среды

Примеры: приготовление раствора полимера

Макет, подготовка и управление данными далее Получение фотоформ и/или печатных форм далее печать и наконец послепечатная обработка.

Основные фазы производственного процесса:

заготовительные

обрабатывающие

сборочные

испытательные

Операции по выработке всех энергетических ресурсов, ремонту и изготовлению технологической оснастки и т.п. относятся к вспомогательному производству.

Операции по складированию распределению и отгрузке продукции заказчику возложены на обслуживающие подразделения

Формы специализации:

Технологическая - характеризуется групповым расположением

однотипных рабочих мест по выполнению

технологически однотипных операций с раз-

личными изделиями

Предметная - характеризуется концентрацией в структурных

подразделениях однородных или разнородных

операций, обеспечивающих законченность об-

работки изделия .

 

· Обзор социокультурных преобразований современного общества

· Новая (культуроцентристская) парадигма образования

· Реформирование образования (мировые тенденции)

· Основные направления модернизации образования в России

 

Прогресс техники и науки в современную эпоху изменил все области общественной жизни, структуру различных общностей людей, их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Каковы же причины качественных изменений в обществе?

В социальной философии на этот счет высказывались различные мнения. Одни связывали их с изменением природных основ социальной жизни, климатическими, биологическими и даже космическими факторами (Ш. Монтескье, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, А.Л. Чижевский), другие искали эти причины в изменениях экономики, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу), третьи – в изменениях в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин). Каждый из этих факторов, конечно, оказывает определенное воздействие на развитие общественной жизни, но их социальная роль неравноценна. Причем, природные, экономические, культурные факторы теснейшим образом связаны между собой.

Уже в начале ХХ века в культуре создается особое экспериментальное пространство – комплекс взаимодействующих новаторских течений, в которых получают выражение философские идеи времени: концепция интуиции Бергсона, понятие свободной воли Ницше, теория ценности Риккерта и Виндельбанда и экзистенциализм как психологическая доминанта столетия (а также позитивизм, постмодернизм). В России к ним еще добавился космизм.

Одной из причин, обусловивших появление данных философских течений, является глубокий кризис европейского общества: происшедшая в ряде стран замена демократических режимов тоталитарными, фашистского или коммунистического толка (Германия, Италия, Испания, Россия), которые обрекли на страдание и гибель многие миллионы людей.

Важным для понимания причины глубокого конфликта культуры XX века является размышление философов о «потере» человеком Бога. По мнению А. Камю, нет места для веры в абсолютный разум, в смысл истории там, где «чувство абсурда обнаруживаемо повсюду».

Философ М.К. Мамардашвили говорит по этому поводу следующее: «Вся европейская культура построена на жизненном усилии. На предположении того, что человек только тогда фигурирует как элемент порядка, когда он сам находится в состоянии максимального напряжения всех своих сил. Я думаю, первоисточник зла – в невыносимости человека для самого себя и в обращении вовне. Если я невыносим себе, я так или иначе разрушу и все вокруг. В результате сначала рушится личность (а она – условие Бога), затем рушится Бог».

Свидетельством убежденности в принципиальной дисгармонии внутреннего мира человека и его отношений с миром явилась радикальность художественного эксперимента (модернизм). Такое экспериментальное пространство проявляется в художественной и интеллектуальной культуре эпохи как область мнимой свободы, которая дает ощущение субъективной власти над формой, предметом, любым элементом произведения.

Человек той эпохи знал, что мир устроен неправильно, и знал, как его перестраивать. Число таких проектов было огромным, причем они не ограничивались умозрительными идеями, но превращались в весьма практические действия.

Современный художник и философ Великанов противопоставляет эксперимент в искусстве и социальной жизни, говорит о недопустимости переустройства общества таким путем. «Художник-модернист … больше не отражает созданное Творцом, он считает, что сам может создать гораздо более совершенный мир. Если некоторые лидеры тоталитарных государств отождествлялись с художниками-модернистами, то именно данное качество – подражание Творцу и собственное отожествление – было определяющим в этом подобии».

В настоящее время человечество, столкнувшись с глобальными (экологическими, экономическими, демографическими и т.д.) проблемами, угрожающими самому его существованию, оказалось сейчас в такой объективной историко-культурной ситуации, в которой впервые за долгую историю существования приходит к осознанию своего общечеловеческого единства. Оно проявляется не только в сфере научного познания природы, но и в сфере практической деятельности, реализующей практическое отношение к природе, и в социально-организационной практике, которая оказалась в прямой зависимости от развития военной техники, ядерной энергетики, генной инженерии. Ибо сейчас не только прогрессивное развитие человечества, но само его выживание зависит от способности к единым действиям, к согласованному решению всех проблем, к замене насилия диалогом при разрешении возникающих противоречий.

Ряд известных современных исследователей (Д. Белл, Д. Гэлбрайт, З. Бжезинский), ссылаясь на наметившийся переход развитых стран от экономики товаров к экономике обслуживания, не без оснований утверждают, что в так называемом постиндустриальном обществе будет происходить дальнейшее падение роли материального производства[1]. Все более возрастающую роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Правда, эти ценности так или иначе материализуются в физических вещах, их носителях – в книгах, картинах, скульптурах и т.п. Но все же главное в этих предметах не их материальная сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

Усиление роли знаний, информации в общественном развитии, постепенное превращение знаний в основной капитал принципиально изменяют роль сферы образования в структуре общественной жизни современного мира.

Академику А.П. Беляевой принадлежат слова: «Формируется всемирная информационно-коммуникационная среда, новая научно-техническая база, повышается роль интеллектуальных ресурсов производства, возрастает роль культурных ценностей, уменьшается нагрузка деятельности человека на природную среду… Новые подходы к реформированию образования … определяются перемещением источников и движущих сил социально-экономического развития из материальной в интеллектуальную сферу (в интересах управления будущим, безопасности страны, роста конкурентоспособности национального хозяйства, управления демографической ситуацией».

В условиях техногенной цивилизации творческая мысль ученых направлена на поиски системных альтернатив. Глобализация негативных последствий автоматизации технической реальности, конфликты в социальной сфере остро поставили вопрос о гуманизации деятельности, ее коррекции. В связи с этим важнейшее значение имеет подготовка специалистов гуманистов, профессионалов на основе формирования естествознания с прикладной ориентацией, интеграции элементов деятельности, происходящих в естественных и технических науках. Естественное соединение технического знания и гуманитарной ориентации может быть достигнуто нацеливанием процесса образования на обладание фундаментальностью, широтой профессионального мышления, духовной доминантой.

Специалист должен ориентироваться не просто на материальное производство, а на «технологию разума», Возникла проблема диалектической взаимосвязи «личность–культура», в разрешении которой происходит социализация личности, развитие «социальной памяти общества». Перед человеком стоит задача – быть не только специалистом, но и профессионалом, и гуманистом, - говорит А.П. Беляева.

Известный современный философ М.С. Каган считает, что у истинного интеллигента интеллектуальный потенциал оказывается прочно сцепленным с потенциалом нравственным, а значение мира сопрягается с самосознанием и самооценкой, которые распространяли критическое отношение к существующему на собственное поведение и тем самым сливают рациональную рефлексию с той формой эмоциональной рефлексии что в этике именуется совестью.

В нашей стране драматизм кризисного состояния культуры (в широком смысле этого слова) удваивается в силу сложности протекающих в ней социальных процессов.

Проблема определения роли и места школы является чрезвычайно актуальной в сегодняшней ситуации, когда

• в значительной степени разрушена система духовного самовоспроизводства общества,

• деформированы традиционные институты социализации и культурной преемственности,

• ликвидированы базовые духовно-нравственные основы социального бытия,

• растут асоциальные и противоправные формы молодежной активности (Во многом издержками образовательной системы объясняется негативное отношение молодежи к отечественной истории, культуре, традициям России и одновременно некритическое заимствование ценностей западной культуры и образа жизни. Именно молодежь составляет значительную базу социальных и этнических конфликтов, потенциальную среду стихийной и организованной преступности),

• когда в обществе ниспровергнуты авторитеты и отвергнуты традиционные ценности, а у значительной части граждан утрачено чувство хозяина,

• девальвированы ценности творческого труда как способа самореализации личности и важнейшего условия процветания общества.

В 1990-х гг. произошли изменения в официальной стратегии воспитания. Перед школой была поставлена цель – содействовать духовному обновлению общества. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменить деформирующую при тоталитарном режиме психологию нации, сформировать у нее ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления.

Существенно изменилась трактовка демократизма общеобразовательной школы (модернизация школьного образования). Прежняя школьная система базировалась на идеях единообразия общего образования, а в настоящее время все более заметно сказывается понимание демократизма школьной системы и образования в целом.

Новая парадигма (культуроцентрическая, предполагающая выведение образования из сферы социально-экономических, производственно-политических услуг, понимание образования как функции культуры) образования созревает в процессе разработки и осмысления новых подходов и принципов, характеризующих развитие сегодняшней школы. Такие идеи, как демократизация и гуманизация образования, многообразие и плюрализм его форм, дифференциация и интеграция его содержания, личностно-ориентированное обучение и педагогика сотрудничества, … определяют кардинальную направленность современного образования.

Понятие «реформа образования» весьма растяжимо. Изменения могут затрагивать 1) цели образования, 2) объемы и механизмы его финансирования, 3) критерии оценки эффективности, 4) понимание роли образования в общественной жизни, 5) правовые основы образовательной деятельности, 6) управление всей системой образования, либо отдельными ее частями и т.д.

Реформа образования направлена:

• на достижение качественного образования для всех, массовости, доступности образования, создание системы непрерывного образования в течение всей активной жизни человека;

• повышение повторной, творческой роли образования в социально-экономическом развитии;

• встраивание образовательных учреждений в информационные сети, усиление их связи с общероссийским и международным рынком труда.

Системный анализ причин, обусловивших упадок образования в России, позволил разработать основные стратегические направления его модернизации. Разберем их подробнее.

Модернизация (от фр. modernizer – современный) образования – процесс перехода от традиционного к современному образованию, ориентированный на демократизацию и гуманизацию современной средней и высшей школы, использование новейших достижений педагогических и других наук, личность деятельностного и толерантного типа, а также учитывающий требования государства, социальный заказ общества и потребности личности.

Основные направления экспериментальной работы 2000-2010 гг. (федерального эксперимента по модернизации образования)

1. Оптимизация образовательного пространства с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся.

2. Усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин.

3. Профильное обучение – индивидуализация образовательного маршрута за счет большого количества элективных курсов.

4. Создание государственно-общественной системы оценки качества образования (задача общегосударственного масштаба, а не для отдельного образовательного учреждения, но и в том числе).

Одной из ведущих идей Концепции модернизации общего образования является идея личностно ориентированного образования, согласно которой в центр образовательного процесса в школе должен быть поставлен ученик. В связи с этим, цели образования должны быть направлены на развитие личности ученика, на формирование у него научного мировоззрения, независимого стиля мышления и развитие мотивационной сферы.

 

В настоящее время идет подготовка новой редакции Закона «Об образовании» и создаются положения Целевой программы федерального значения на 2011-15 годы. Эти документы взаимно дополняют друг друга, имеют общую стратегию, и направлены на усиление результатов.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» направлена на реализацию планов развития экономики и социальной сферы. Интеграция экономики и образования на ведущие позиции ставит конкурентоспособность, и требует развития таких качеств, как Инициативность, Творческое мышление и Готовность к переобучению в течение всей жизни.

Выполнение миссии школы определяется тем, насколько мы сможем сформировать:

1) умения учиться – в начальной школе,

2) общаться, пробовать себя в разных видах деятельности – в среднем звене

3) осознанно выбрать свое будущее – в выпускных классах.

В инициативе «Наша новая школа» обозначены 6 задач:

1. Соответствие целям опережающего развития. Решению этой задачи будет способствовать исследовательская и проектная деятельность, творческие занятия, внедрение инновационных технологий.

2. Усиление воспитательного потенциала, обеспечение психолого-педагогического сопровождения учеников, профилактика асоциальных явлений. Всем понятно, что необходимым сегодня является усиление воспитательного потенциала и профессиональная деятельность службы сопровождения.

3. Создание условий успешной социализации. Задача связана с созданием условий для полноценного включения всех детей в образовательную среду и ее осуществление невозможно без особого педагогического внимания.

4. Компетентность педагога. Четвертая задача касается непосредственно нас, педагогов. Темпы развития общества изменяют систему непрерывного образования, ставшего обучением «длиною и шириною в жизнь». Востребованы учителя-профессионалы во многих областях деятельности, владеющие психолого-педагогическими знаниями, чуткие, внимательные, восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому и уверенные в себе люди. Эти качества можно охарактеризовать одним понятием – «компетентность».

5. Современная школьная инфраструктура. Пятая задача связана с современными условиями обучения.

6. Взаимодействие с семьей, открытость школьного управления. Следующей задачей является обеспечение открытости и доступности образования через взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, деятельность школьных советов и центров досуга.

Эти Задачи определили 5 Ключевых направлений развития общего образования.

1. Первое направление связано с развитием индивидуальных способностей учеников.Помимо этого, в стратегических документах отмечена необходимость создания системы оценки качества через становление института общественно-профессиональной оценки на основе независимой экспертной деятельности. Это дает возможность участвовать во всевозможных сопоставительных российских и зарубежных исследованиях.

2.Система поддержки талантливых детей. Не единичные мероприятия по подготовке к олимпиадам и конкурсам, а системная деятельность в каждой школе, с учетом традиций и преемственности. Такая работа должна осуществляться с помощью изучения и использования отечественного и общемирового опыта.

3.Развитие учительского потенциала. В документе имеется в виду использование системы стимулов и обеспечение доступности наиболее ценного педагогического опыта, а так же создание имиджа учителя. «Обучение длиною и шириною в жизнь» уже не является лозунгом, это – необходимое условие соответствия современным требованиям и педагоги.

4. Современная школьная инфраструктура.Всем нам понятна значимость 4-ой инициативы, требующей значительных финансовых вложений. Плановые мероприятия по строительству и ремонту должны обеспечить необходимые условия и изменить облик школьных зданий.

5. Обеспечение здоровья.Пятая инициатива президентом России представлена как долгосрочная перспектива «если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом». Данные Всемирной организации здравоохранения по России с начала 21 века характеризуются как «ужасающие». Взаимодействие семьи и школы, индивидуальный подход к ученикам, ответственность медицинских работников за качество и результаты своей деятельности, обязательное медицинское страхование должны изменить эту ситуацию.

 

Литература:

1. Алексашина И.Ю. Гуманистические ориентиры в содержании естественнонаучного образования. // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. Сборник научных трудов кафедры теории и методики естественнонаучного образования СПГУПМ / под ред. И.Ю. Алексашиной, - СПб, 1996, - 160 с.С. 4-16.

2. Баландина И.Ю. Об «образовательном» типе знания. Образование и культура Северо-Запада России: Гуманитарные науки. Гуманитарное образование. Гуманитарное мышление / Вестник СЗО РАО. Вып. 6. – СПб.: СПбГУП, 2001. – 296 с. С. 41-46.

3. Беляева А.П. Методологические проблемы биолого-теоретического образования в условиях поиска новой образовательной парадигмы. Методология и методика научного исследования в области биологического и экологического образования: Сборник материалов IV методологического семинара, 16-18 ноября 2004 года, Выпуск 3, Санкт-Петербург. – Спб.: Изд-во «ТЕССА», 2004. – 220 с. С. 5-7.

4. Великанов А. Симулякр ли я дрожащий или право имею. – М.: Новое литературное обозрение. 2007. – 272 с., ил. С. 15-17.

5. Запесоцкий А.С. образование: философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2002. – 456 с. С.247-257.

6. Каган М.С. Педагогические проблемы воспроизводства российской интеллигенции. Образование и культура Северо-Запада России: Гуманитарные науки. Гуманитарное образование. Гуманитарное мышление / Вестник СЗО РАО. Вып. 6. – СПб.: СПбГУП, 2001. – 296 с. С. 11-27.

7. Колчигин С.Ю. Духовные основы образования будущего.// Философия образования XXI века. №3. 2002.

8. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 37-38.

9. Островский Э.В. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 256 с. С. 230.

10. Пак М.С. и др. Методология модернизации непрерывного образования. Методология и методика научных исследований в области биологического и экологического образования: Сборник материалов III методологического семинара, 11-13 ноября 2003 года, Выпуск 2, Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2003. – 171 с. С. 18.

 


[1] Буржуазная социология на исходе ХХ века. – М., 1986. – С. 246-250.